Официальный сайт netfuncards 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация

Лекции по истории психологии на тему: "

Фото пользователя Александра Анатольевна Шейко
Размещено: Александра Анатольевна Шейко - ср, 16/12/2009 - 11:05
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шейко Александра Анатольевна
Место работы, должность: 
ОГОУ СПО "Болотнинский педагогический колледж" - преподаватель психологии
Регион: 
Новосибирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее профессиональное образование
Предмет(ы): 
Психология
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
элемент урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Данный материал предназначен для студентов колледжа 3 курса

 

         ПСИХОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО

И ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

Вопросы для изучения :

  1. Психология в системе гуманитарного и естественно-научного зна­ния.
  2. История становления и дифференциации науки.
  3. Предмет психологии. Признаки психических явлений.
  4. Основные направления классической и современной психологии.
  5. Методы психологических исследований.

Психология - наука, изучающая возникновение, содержание и функ­ционирование человеческой психики. Слово "психология" в переводе на рус­ский язык означает буквально "наука о душе"

Перечень вопросов в начале каждой темы отражает ее содержание, но не всегда соответ­ствует порядку изложения.

Психология исторически формировалась как один из разделов фило­софии. Представления о предмете психологии как науки о душе впервые бы­ли сформулированы в античной философии. Античными авторами были вы­двинуты принципиальные положения об активности души (Фалес), о роли противоположностей в психической жизни (Гераклит). В учениях Демокрита и Платона были представлены две противоположные точки зрения на проис­хождение души и способности последней к познанию окружающего мира. По Демокриту, душа состоит из самых подвижных атомов, поэтому ей по самой своей природе присуще движение. Согласно Платону, душа есть некая осо­бая, нематериальная сущность, невидимая часть всеобщей мировой души.

Иное решение вопроса о природе души было предложено Аристотелем. Его не устраивала концепция души как некого тела, не обладающего бес­смертием, а также точка зрения на душу как некую бестелесную сущность, находящуюся в постоянном круговороте вселений в новое тело после смерти предыдущего. Он понимал под душой своего рода форму тела, совокупность наиболее существенных функций живого тела. Рост, питание и размножение являются важнейшими функциями живого тела. Они есть не только у челове­ка, но свойственны также растениям и животным - это "растительная душа". Такие психические функции, как ощущения, восприятие, память, аффекты, присущи только человеку и животным - это "животная душа". После смерти эти функции прекращаются. К психическим функциям, свойственным только человеку, Аристотель относил разум и волю. Эти функции представляют со­бой проявление божественной воли в человеке, составляют сущность "ра­зумной души", и поэтому они бессмертны. (Учение о душе следует рассмат­ривать как необходимый этап в развитии психологии, так как "душа" высту­пала неким объяснительным понятием для разнообразных состояний челове­ческих психики и поведения.)

Первым, кто разграничил собственно психические и прочие процессы, происходящие в организме, был Р. Декарт. Его подход к решению психофи­зической проблемы состоял в следующем: психические процессы человек осознает, физиологические - нет. Работа тела подобна работе машины, под­чиняющейся материальным законам и не нуждающейся во вмешательстве каких-либо особых функций души.

Окончательное оформление психологии как самостоятельной науки произошло в середине XIX в. под влиянием идей европейского рационализма нового времени. Объектом психологии стало индивидуальное сознание чело­века, которое рассматривается во всем его многообразии.

Таким образом, психологию следует рассматривать как науку о зако­номерностях возникновения, развития и проявления психики вообще и соз­нания человека в частности. В круг проблем, рассматриваемых психологией, входят: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) свойства личности; 4) эмоционально-волевые процессы; 5) способы взаимоотношений между людьми; 6) виды и способы осуществления различного рода деятель­ности; 7) взаимозависимость сознательных и бессознательных процессов.

Следовательно, предметная область психологии - вся совокупность психических реакций и комплексов личности в их взаимосвязи с поведением во внешнем мире.

Родоначальником экспериментальной психологии считается Вильгельм Вундт (1832-1920). А 1879 год - год основания Вундтом психологической лаборатории при Лейпцигском университете - традиционно считается годом рождения научной психологии. Вундт отождествлял понятия "психика" и "сознание". Подход Вундта называют структуралистским, так как по его мнению, психология является наукой о структурах сознания, поскольку рас­крыть суть явления, в том числе и психического, можно только проанализи­ровав составляющие его простейшие элементы. Задачей своей лаборатории Вундт считал выявление и описание составляющих сознание простейших структур. По мнению структуралистов, основным материалом сознания слу­жат ощущения, образы и чувства, которые нужно детально описать. Метод описания - экспериментальная интроспекция (специально подготовленного испытуемого просят описать, что он чувствует в той или иной смоделиро­ванной ситуации).

С 1881 г. американский психолог Уильям Джемс (1842-1910) стал использовать другой подход к анализу психики. Его группа (Энджелл, Холл, Дьюи) опиралась в своих исследованиях на следующий методологический принцип: сознательная жизнь - это непрерывный поток, а не ряд дискретных элементов. Проблема состоит не в том, чтобы определить структуру созна­ния, а в том, чтобы понять его функции и роль в выживании индивидуума (так называемый функционализм). Каждый день, с рождения и до смерти, человек осваивает какие-то способы действия, повторяет их либо видоизме­няет - в зависимости от ситуации. Таким образом, основная проблема пси­хологии - изучение протекания и механизмов адаптации, процессов научения - и их осознания. Функционалисты, как и структуралисты, предпочитают метод интроспекции (описание самим испытуемым того, как постепенно происходит осознание той активности, которая им осуществляется).

Однако кроме того, что внутренне переживается и непосредственно осознается сознанием, существует целый ряд других форм проявления пси­хики, которые позже были выделены и включены в круг рассмотрения пси­хологии. Во-первых, это факты поведения: в психологии происходит осозна­ние того, что психика формируется и проявляется в деятельности. Во-вторых, это способы и особенности взаимоотношений и взаимодействия людей: пси­хология признает, что субъективные психические явления возникают и раз­виваются в объективной системе отношений с другими людьми, обусловли­ваются факторами культуры. В-третьих, это такие компоненты внутренней психической жизни субъекта, которые непереводимы на язык сознания: пси­хология изучает бессознательные мотивы и установки личности и способы их проявления. В-четвертых, психология изучает физиологические нейрогу­моральные механизмы как основу протекания как осознаваемых, так и не­осознаваемых психических процессов.

Таким образом, современная психология - это наука, изучающая пси­хические явления, процессы и психическую деятельность как особенный вид реальности в ее специфических характеристиках, в системе наиболее общих психологических категорий - образа, мотива, действия, психосоциального отношения и др. Психология исходит из того, что как осознаваемые, так и неосознаваемые психические явления реализуются посредством физиологи­ческих механизмов, но протекают по собственным законам.

Что такое "психическое явление"?

Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Фундаментальное свойство психических явлений - их непосредственная представленность субъекту. Мы не только видим, чувству­ем, мыслим, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим. Психические явле­ния не только происходят в нас, но и непосредственно нам открываются; мы одновременно осуществляем свою психическую деятельность и осознаем ее. Эта уникальная особенность психических явлений предопределила особен­ность науки, которая их изучает. В психологии объект и субъект познания сливаются.

Признаки психических явлений:

1.     Объектность. Содержание психического явления и механизм   его
протекания отнесены к разным объектам: к предмету или к органу. Любые
внешние характеристики объекта воспринимаются как характеристики объекта, а не как свойства обеспечивающей физиологической системы.

2.     Самостоятельность существования. Любое психическое состояние
связано с изменением состояния организма. Но эта связь не однозначна, не
универсальна.

3.     Идеальность. Психические процессы несводимы к физиологической
форме их протекания. Идеальные образы реальных предметов и явлений не
совпадают с материальной формой их воплощения.

4.     Субъективность. Содержание и форма существования психического
явления индивидуальны, связаны с личным опытом и психофизиологическим
состоянием субъекта.

5. Недоступность прямому чувственному наблюдению. Любой психо­логический процесс может быть описан в системе понятий отношений лич­ности с внешним миром и в системе понятий, описывающих физиологиче­ские процессы, но все итоговые характеристики психических явлений отно­сятся к внешним объектам, а не к обеспечивающим системам. Во всех слу­чаях психических процессов содержание, структура, динамика изменений не выводятся однозначно ни из воздействия внешней среды, ни из физиологиче­ских особенностей организма.

Необходимо отметить, что вопрос о предмете психологии на сегод­няшний день не является однозначно решенным, напротив, остается во мно­гом дискуссионным. Представители различных направлений и школ совре­менной психологической науки (бихевиоризма, психоанализа, гештальтпси­хологии, генетической психологии, ассоциативной психологии, когнитивной психологии, гуманистической психологии и др.) трактуют его в зависимости от тех целей и задач, которые представляются наиболее важными в рамках данного конкретного подхода, что не исключает, разумеется, попыток со­вместить различные подходы. Поэтому логично рассмотреть основные на­правления современной психологии, чтобы понять их общую направленность и различие подходов к предмету науки и методам исследования.

Основные направления в психологии

Психология как наука занимает двойственное положение и может от­носиться как к гуманитарному, так и естественно-научному знанию. При рас­смотрении внутренней структуры психологического знания стоит выделить когнитивное направление, исследующее в основном содержание и формы по­знавательной психической деятельности; поведенческое направление, кон­центрирующееся на содержании и мотивациях деятельности; глубинную психологию, изучающую бессознательное во всех его проявлениях; гумани­стическую психологию, изучающую взаимосвязь социокультурных условий жизни человека и его психологии и поведения. Естественно, данная система­тизация не является полной, но позволяет получить представление об основ­ных направлениях и школах в психологии.

Когнитивное направление. Согласно основным идеям когнитивной психологии, решающую роль в поведении человека играют интеллектуаль­ные и мыслительные процессы. Поэтому главной задачей психологии являет­ся исследование процессов приобретения, сохранения и использования чело­веком своих знаний.

В теории Дж. Келли утверждается, что любое событие, происходящее с любым человеком, открыто для многократного интерпретирования. Поэтому он считает необходимым отказаться от концепции мотивации в объяснении поведения человека. Единственной и достаточной причиной мотивации лю­дей является сам факт жизни и вытекающее из этого факта желание прогно­зировать будущие события. Человек рассматривается как исследователь, ученый. Из этого следует, что: 1) люди, как правило, ориентируются на бу­дущее; 2) активно формируют представление о своем окружении, а не просто пассивно реагируют на него; 3) ни прошлые, ни настоящие события не явля­ются определяющими в поведении человека, а он сам, как правило, контро­лирует события в зависимости от поставленных вопросов и найденных от­ветов (при условии, что он не предпочтет обратное).

Основной постулат, выдвигаемый Дж. Келли, заключается в утвержде­нии того, что поведение человека (его мысли и поступки) направлено на про­гноз событий. Действия субъекта определяются тем, как он прогнозирует бу­дущие события. В результате диапазон поведения зависит от личностных конструктов, т. е. моделей и систем, при помощи которых происходит восприятие мира. Для каждого человека эти системы носят уникальный харак­тер.

Личностный конструкт формируется благодаря когнитивным процес­сам анализа сходства и различия. Он состоит из трех элементов. Два элемен­та должны быть похожи друг на друга, они образуют эмерджентный полюс, или полюс сходства. Третий элемент должен отличаться от первых двух, он образует имплицитный полюс, или полюс контраста. С использованием концепции личностного конструкта делается попытка объяснить, как люди интерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт с точки зрения раз­личия и сходства. Выделяются три основных типа конструктов: 1) упреди­телъный конструкт - тип конструкта, который стандартизирует ("упрежда­ет") свои элементы, чтобы они были исключительно в его диапазоне, что по­падает в одну классификацию, исключается из другой; 2) констелляторный конструкт - тип конструкта, который позволяет его элементам принадле­жать одновременно другим сферам, при этом элементы идентифицированы особым образом и фиксированы (стереотипное мышление); 3) предполагаю­щий конструкт - тип конструкта, который позволяет человеку быть откры­тым для нового опыта и принимать альтернативные взгляды на мир.

Люди разделяются на когнитивно сложных (тех кто: 1) имеет конст­руктную систему, содержащую четко дифференцированные конструкты; 2) может четко отличать себя от других; 3) способен прогнозировать поведе­ние других; 4) рассматривает других по многим категориям) и когнитивно простых (тех кто: 1) имеет конструктную систему, в которой неясны разли­чия между конструктами; 2) затрудняется отличать себя от других; 3) не спо­собен прогнозировать поведение других; 4) рассматривает других по не­большому числу категорий).

Выбор модели поведения определяется как безопасный при использо­вании конструкта определения (на основе прошлого опыта) либо как риск при использовании конструкта расширения. Последний позволяет с большей вероятностью расширить понимание событий человеком, вместе с тем, он увеличивает диапазон прогностических ошибок.

Теория личностных конструктов утверждает, что человек одновремен­но является и свободным, и зависимым от своего собственного поведения. Свобода проявляется в выборе решений и интерпретации событий, зависи­мость - в следовании ранее выработанным конструктам. Сделав выбор, чело­век перестает быть свободным. С другой стороны, это не окончательная, раз и навсегда закрепленная, модель поведения. Субъект может интерпретиро­вать ситуацию с других позиций, тем самым снова получив свободу выбора.

В начале XX в. группа немецких психологов, так называемая вюрц­бургская школа, представителями которой были О. Кюльпе, А. Майер, А. Мессер, впервые сделала мышление предметом специального экспери­ментального исследования. Испытуемые должны были сообщать не о качест­ве воздействующих раздражителей, а о мыслительной деятельности, вызы­ваемой раздражителями. Ставилась задача - найти особые элементы мышле­ния, определить и классифицировать их. Изучалась также динамика мышле­ния. Был сделан вывод о том, что "переживание отношений" является основ­ным элементом мышления, причем эти отношения лишены чувственно-наглядного характера. Мышление отделялось от чувственной ступени позна­ния. Предлагалась следующая классификация мыслей: 1) осознание правила; 2) осознание отношений между идеями и понятиями; 3) комплексные воспо­минания. Работы ученых вюрцбургской школы заложили основы для разде­ления умственной деятельности и процесса мышления. В предмет психоло­гии были введены новые элементы - осознание значений и отношений.

Ассоциативная психология. Это направление развивалось в рамках когнитивной психологии. В ней представления об универсальных законо­мерностях психической жизни человека связывались с принципом ассоциа­ций, т. е. образованием и актуализацией связей между представлениями ("идеями"). Данное направление получило широкое распространение в XVII XVIII вв. Был сформулирован основной закон ассоциаций: ассоциация тем прочнее и вернее, чем чаще она повторяется. Выделялось четыре вида ассо­циаций: 1) по сходству; 2) по контрасту; 3) по близости во времени или в пространстве; 4) по отношению причинности.

В работах Дж. С. Милля, Д. Милля, А. Бэна (XIX в.) ассоциация при­знавалась основной структурной единицей психического. Рациональное сво­дилось к чувственному, отсутствовал анализ субъекта, его деятельности, ак­тивности. Ощущения и их копии (простые идеи) рассматривались как един­ственная реальность. Сложные образования сознания принимались за ассо­циацию идей. Содержание мышления сводилось к характеристике элемен­тарных явлений - простых идей и их разнообразных отношений. Задачей психологии стало выяснение отношений между простыми идеями и опреде­ление законов ассоциаций, по которым сложные идеи создаются из простых. Предполагалось, что сложные идеи, хотя они и возникают путем абстракции и обобщения, остаются для сознания суммой простых идей, меняется лишь их группировка и не происходит никакого обогащения или углубления по­знания.

Вопрос о репродукции идей был одним из основных вопросов ассоциа­тивной теории. Считалось, что движение мысли зависит от того, какие идеи и в каком порядке будут репродуцироваться из запасов памяти.

Все проявления умственной деятельности сводились к "первичным" свойствам ума: сознанию разницы, сознанию сходства и удержанию (памя­ти). Действие этих свойств происходит совместно. В каждом акте познания сопоставляются два явления и познаются их отношения. Процесс отождеств­ления, подразумеваемый сходством, служит средством умственного воспро­изведения или репродукции в форме идей прошлых и исчезнувших ощуще­ний. Условиями, способствующими мышлению, являются повторяемость и внимание. Первичных свойств ума оказывается достаточно для выполнения мыслительной деятельности.

В основе ума лежат законы ассоциации по сходству и смежности. За­кону по смежности подчинены память, привычки, приобретенные качества. Благодаря ассоциации по смежности ум воссоединяет идеи действий с идея­ми ощущений и чувств. Ассоциации по сходству опираются на процесс ото­ждествления. На них основываются следующие мыслительные действия: 1) классификация, обобщение понятий; 2) индукция, посредством которой получают суждения; 3) дедукция, под которой понимается вывод, исходящий из общего положения, представляющего собой упрощенное и сведенное в одну формулу положение.

Гештальтпсихология. Новый подход к изучению психики был пред­ставлен в работах М. Вертхаймера, В. Келера, К. Дункера. Центральным по­ложением данной школы, получившей название "гештальтпсихология", было признание первичным и главным содержанием всякого психического про­цесса некоторых целостных образований - конфигураций, форм, или "гештальтов", а не отдельных элементов - ощущений. Главным объектом экспе­риментального изучения было восприятие. Анализировались факты, помо­гающие восприятию "гештальтов" (сходство элементов, "стремление" к хо­рошей фигуре). В рамках этого направления был сформулирован один из ос­новных законов восприятия - закон "прегнантности ", т. е. стремление к хо­рошей форме (симметричной, замкнутой и т. п.).

Гештальтпсихология пыталась реализовать монистический, целостный подход к объяснению психических явлений. Исследования в области интел­лекта человекообразных обезьян привели к появлению критерия, по которо­му интеллектуальное поведение отличается от других форм поведения (на­выка, инстинкта). В качестве этого критерия был выдвинут принцип струк­турности - возникновения всего решения в целом в соответствии со струк­турой поля. Основное внимание уделялось продуктивной природе подлинно­го мышления.

Продуктивную сущность мышления представители гештальтпсихоло­гии видели в возникновении в мышлении нового качества, не сводимого к качествам отдельных его элементов. Оно обозначается как новый гештальт или новая структура. Характерным для мышления является момент усмотре­ния этого нового качества (структуры). Это усмотрение происходит внезапно и обозначается термином "Insight". Однако важен не сам по себе факт вне­запности решения, а объяснение того, почему решение наступает внезапно. Внезапность решения основывается на усмотрении структуры в проблемной ситуации. Не субъект в процессе познания обнаруживает сущность, а она сама себя обнаруживает.

Был сделан вывод о том, что феноменальный объект, или единое фе­номенальное психическое поле, представляют собой в слитом виде и субъект, и объект. Механизм решения задачи объяснялся следующим образом. В оп­тическом поле организма существенные элементы ситуации образуют единое целое (гештальт). Элементы ситуации входят в этот гештальт и приобретают новое значение, которое зависит от того места, которое они занимают в гештальте. Решение задачи заключается в том, что части проблемной ситуации начинают восприниматься в новых отношениях. Это приводит к переструк­турированию проблемной ситуации, открытию новых свойств объекта.

Поведенческое направление. Слабым местом всех школ, относящихся к когнитивному направлению, было недостаточное внимание к реальному поведению человека в процессе деятельности и коммуникации с другими людьми. Этот недостаток восполняли психологические концепции, которые можно отнести к поведенческому направлению. В учебной литературе эти концепции определяют как "теории социального научения".

Одной из таких теорий является бихевиоризм. Психология, с точки зрения представителей бихевиоризма, должна изучать поведение человека, под которым следует понимать совокупность внешне наблюдаемых и объективно регистрируемых реакций на определенные воздействия (стимулы) из внешней среды.

При таком подходе сознание исключается из сферы эмпирического ис­следования, более того, для бихевиористского направления оно не существу­ет. Все сложные реакции образуются из простейших врожденных реакций с помощью механизма обусловливания, т. е. сочетанием условного и сочета­тельного рефлексов. При сочетании безусловного раздражителя с условным реакция начинает вызываться уже и условным раздражителем, или стиму­лом. Внешние раздражители в виде простых или сложных ситуаций - это стимулы. Ответные движения - это реакция. Тогда поведение человека сле­дует рассматривать как всякую реакцию в ответ на внешний стимул, посред­ством которой происходит приспособление индивида к внешней среде.

Основатель бихевиоризма Дж. Уотсон утверждал, что все многообра­зие поведения человека можно описать с помощью формулы "стимул - ре­акция " (SR). При анализе поведения человека различают два его типа: респондентное и оперантное (Б. Скиненер). Респондентное поведение предпо­лагает характерную реакцию, вызываемую известным стимулом, который всегда предшествует первой во времени. Однако полностью объяснить пове­дение на основе классической теории обусловливания невозможно. Надо изучать поведение, не связанное непосредственно с какими-либо известными стимулами, так как индивид активно воздействует на окружение с целью его изменения. Оперантное поведение - это тип поведения, которое определяется событиями, следующими за реакцией. Такой тип поведения детерминируется воздействием стимульных событий, наступление которых предполагается в будущем. Именно последствия данной оперантной реакции являются кон­тролерами поведения. Такие реакции носят характер произвольно приобре­тенных. Для них невозможно выделить какой-то стимул, который можно распознать. При благоприятных для организма последствиях вероятность по­вторения операнта возрастает, и наоборот. В целом, поведение человека оп­ределяется аверсивными (неприятными, болевыми) стимулами, следова­тельно, оперантное поведение контролируется негативными последствиями.

Необходимость анализа опосредующих внешнее поведение факторов, или "вмешивающихся переменных", представлено в концепции Э. Толмена. В качестве опосредующих факторов рассматриваются познавательные про­цессы. Согласно когнитивной теории, в качестве интеграторов целостного поведения выступают центральные процессы (память, ожидание, установка, когнитивная карта). Важнейшим результатом научения является образование некоторой "познавательной структуры" (т. е. некоторое отражение ситуа­ции). При наличии всего необходимого прошлого опыта нет гарантии, что обучающийся субъект использует его для достижения цели. Решаемость за­дачи определяется ее структурой (организацией), от которой зависит актуа­лизация прошлого опыта организма, понимание включенных в задачу суще­ствующих отношений.

Представители "субъективного" направления в бихевиоризме утвер­ждают, что в строении каждого вида деятельности присутствуют специаль­ный процесс сличения воздействия извне с состоянием самой системы и спе­циальный процесс оценки результатов осуществляемых системой действий (Д. Миллер). Структурная организация поведения описывается в следующей последовательности. Любое воздействие на систему приводит к сравнению последнего с некоторым прошлым состоянием. Процесс сравнения вызывает либо специальные реакции организма (при условии соответствия воздейст­вия прошлому опыту), либо поисковые, ориентировочные реакции (если со­ответствия нет). Результаты подвергаются оценке. После достижения удовле­творительного результата осуществляется окончательное действие. Таким образом, в структуру поведения включаются понятия "образ" (знания, про­шлый опыт, опосредствующий поведение) и "план" (указание на то, как дос­тигнуть того или иного результата). То или иное действие будет продол­жаться до момента устранения несоответствия между состоянием организма и состоянием, которое опробуется. Данная теория получила название "TOTE" (test - operate - test - exit, т. е. проба - операция - проба - выход).

В целом бихевиоризм, уделяя основное внимание поведению субъекта, не включает в предмет своего анализа сознание человека, его личностные ценности, моральные качества и т. д., тем самым упрощая природу челове­ка.

Гуманистическая психология. Под этим условным названием принято объединять взгляды многих современных представителей психологической науки, не составляющие отдельных школ. Основной принцип гуманистиче­ской психологии - оптимистический взгляд на природу человека, утвержде­ние личностного характера человеческой жизни, внимание к личности, ее способности реализовать себя. Представители гуманистического подхода в психологии выступили против бихевиоризма и психоанализа как негуманных и редукционистских направлений в психологии. С их точки зрения, предметом психологии должна стать уникальная и неповторимая личность, которая постоянно осознает свое предназначение в жизни, регулирует границы своей субъективной свободы. На первый план выдвигаются проблемы самоактуа­лизации, поиска смысла жизни, свободы выбора и т. д. Акцент делается на изучении отдельного человека.

Характерными признаками гуманистического направления являются: 1) антиэкспериментальность, т. е. отрицание любых экспериментов с челове­ком (бихевиористских, когнитивных и т. д.); 2) основное внимание уделяется личности человека, его возможностям; 3) развитие в его рамках определенно­го направления в психотерапии, которое не связано с идеями модификации поведения.

Один из приверженцев гуманистического направления, К. Роджерс, выдвигает концепцию, согласно которой для человека единственно подлин­ной реальностью является его личный мир переживаний. Центральное место в этом субъективном мире принадлежит Я-концепции. В Я-концепции отра­жено представление человека о самом себе, о том, каким видит себя человек в связи с различными ролевыми функциями, которые он исполняет в повсе­дневной жизни. Диапазон этих образов достаточно широк: от Я как родителя или ребенка до Я как руководителя или подчиненного, и т. д. В Я-концепцию входит также представление о том, кем субъект хотел бы быть (Я-идеальное). Я-идеальное отражает те качества, которые человек хочет иметь, т. е. наибо­лее ценные с его точки зрения, то, к чему он стремится. В процессе жизни Я-концепция усложняется и дифференцируется.

Несоответствие Я-концепции и действительных переживаний воспри­нимается как угроза, что, в свою очередь, может привести к искажению или отрицанию восприятия действительности с целью защиты целостности "Я". Люди стремятся к переживаниям, которые воспринимаются как Я-интен­сифицирующие, и избегают переживаний, которые воспринимаются как Я-отрицающие. Чрезмерное расхождение между Я-концепцией и реально­стью может вызвать различного рода психопатологии.

Для характеристики людей, которые полностью реализуют свои спо­собности, движутся в направлении познания себя, вводится понятие "полно­ценно функционирующий" человек. Ему будут свойственны следующие каче­ства: 1) открытость переживанию; 2) экзистенциальный образ жизни; 3) организмическое доверие (т. е. способность принимать за основу для выбора своего поведения собственные внутренние ощущения, чувства); 4) эмпирическая свобода (т. е. свобода выбора и ответственность за последствия); 5) креативность (способность выдвигать уникальные идеи, способы реше­ния проблем).

А. Маслоу рассматривает самоусовершенствование как основную за­дачу в жизни человека. Он считает, что люди мотивированны на поиск лич­ных целей. Человеческая мотивация раскрывается через иерархию потребно­стей, которые считаются врожденными и инстинктивными и характерны для всех людей. Для того чтобы доминирующим мотивом в жизни стали высшие потребности, необходимо разумное удовлетворение низших. Удовлетворя­ются потребности в следующем порядке: 1) физиологические потребности;

2)  потребности безопасности и защиты, 3) потребности принадлежности и
любви; 4) потребности самоуважения', 5) потребности самоактуализации,
или потребности личного совершенствования.

А. Маслоу описывает также основные категории мотивов человека. Дефицитные мотивы (Д-мотивы) возникают из биологических потребностей и потребностей безопасности. Им соответствуют следующие критерии: 1) их отсутствие вызывает болезнь; 2) их присутствие предотвращает болезнь;

3)  их восстановление     излечивает болезнь; 4) при определенных сложных
свободно выбираемых условиях человек предпочитает удовлетворять их;
5) они неактивны или функционально отсутствуют у здорового человека. Д-
мотивы значительно детерминируют поведение человека. Без их удовлетворения нельзя осуществить самоактуализацию. Они связаны с изменением
существующих условий в сторону их улучшения.

Мотивы роста (метапотребности, бытийные, или Б-мотивы) связа­ны с врожденной потребностью человека реализовать свой потенциал и имеют отдаленные цели. К ним относятся: доброта, богатство, совершенство, простота, игра и т. д. У метапотребностей нет четкой иерархии, и они могут меняться местами в плане доминирования в зависимости от обстоятельств жизни. Неудовлетворение метапотребностей способствует возникновению метапатологий (цинизм, ненависть, депрессия, отчаяние и т. д.).

По А. Маслоу, средний человек удовлетворяет свои потребности при­близительно в следующем соотношении: физиологические - на 85%; безо­пасность и защита - на 70%; любовь и принадлежность - на 50%; самоува­жение - на 40%; самоактуализация - на 10%. Процесс самоактуализации связан с риском, готовностью ошибаться, отказом от старых привычек. Самоактуализирующимся людям свойственны следующие характеристики: 1) более эффективное восприятие реальности; 2) приятие себя, других и при­роды; 3) непосредственность, простота и естественность; 4) центрирован­ность на проблеме; 5) независимость: потребность в уединении; 6) автоно­мия: независимость от культуры и окружения; 7) свежесть восприятия; 8) вершинные, или мистические, переживания; 9) общественный интерес; 10) глубокие межличностные отношения; 11) демократический характер; 12) разграничение целей и средств.

Все описанные направления и школы имеют одну общую черту: они исходят из приоритета сознания во всех психических и поведенческих актах. По мере развития психологии как науки это утверждение становилось все менее очевидным,

Глубинная психология. Так принято называть совокупность психоло­гических концепций, изучающих бессознательные процессы и считающих именно бессознательные психические явления движущими силами нашего поведения.

Психоанализ возник на рубеже XIX и XX вв., его основатель - авст­рийский психиатр и психолог 3. Фрейд - видел задачу психологии в позна­нии глубинных функциональных механизмов психики. В психоаналитиче­ской концепции признается, что психическое существует как сознательное, предсознательное и бессознательное. Психическое организовано в личност­ную структуру "Id (оно) - Ego (Я) - Super-Ego (сверх-Я)". "Оно" включает психические формы, которые никогда не были сознательными, а также фор­мы, вытесненные из сознания. Это резервуар психической энергии. Содержа­ние "оно" влияет на психическую деятельность. "Я" - это психика, связанная с внешним миром. "Я" развивается из "оно" по мере становления личности. "Я" управляет "оно", определяя приемлемость удовлетворения потребностей. "Сверх-Я" развивается из "Я", осуществляет цензуру поведения и мыслей, хранит социальные нормы через функциональные механизмы совести, само­наблюдения и формирования идеалов. Названные функциональные механиз­мы личностной структуры стремятся обеспечить динамическое равновесие и перераспределение психической энергии (энергии либидо и агрессивной энергии) на цели духовной и интеллектуальной жизни. Сон и сновидения яв­ляются факторами, способствующими энергетическому равновесию. Факто­ры нарушения энергетического равновесия - тревожность и фиксация (ус­тойчивое избрание для удовлетворения потребности способа, не соответст­вующего стадии психосексуального развития). Психоаналитическая концепция развивалась такими известными психологами, как К. Юнг, А. Адлер, Э. Хорни и др., в настоящее время является одной из основных в психологии личности, а психоанализ остается одним из основных методов психотерапии.

Кроме выделенных направлений, в структуре современной психологии существует ряд отдельных отраслей, многие из которых, наряду с общей психологией, приобрели самостоятельный статус (социальная, инженерная, детская, юридическая, экологическая, медицинская психологии, психология управления и др.). В специальных областях психологической науки накапли­вается и обобщается уникальный материал, например, о психологических механизмах деятельности в экстремальных и специфических условиях, о пределах нормы и патологии психики и пр., и пр. Таким образом расширяет­ся круг исследовательских задач научной психологии, происходит непрерыв­ное переосмысление и переформирование ее предмета. В структуру совре­менной психологии входят: общая психология (изучает сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики) и дифференциальная психология (предметом являются отдельные стороны психической деятельности: память, интеллект и т. д.).

Любая современная концепция человека исходит из наличия в нем биологического и социального. Двойственность человеческой природы и принципиальная незавершенность человеческой психики приводят к тому, что главные проблемы психологии рассматриваются двояко, например: ка­кой фактор - наследственность или среда - играет решающую роль в форми­ровании личности? Любое направление или школа психологии изучает эту проблему. Но если фрейдизм и неофрейдизм решают ее в пользу наследст­венности, то бихевиоризм однозначно отдает доминантную роль в развитии личности среде. Соответственно, изменяется педагогическая концепция. Ес­ли все дело в наследственности, то надо предоставить природным возможно­стям личности свободу развития; а если в среде, то надо создавать соответ­ствующую среду и воспитывать подрастающее поколение.

В современной психологии нет единой концепции человека. Каждое направление внутри себя дуалистично.

Методы психологии

Психология, как любая наука, использует общие научные методы и вырабатывает собственные способы получения эмпирического и теоретического знания. Для сбора фактического психологического материала наиболее широко применяются следующие методы: наблюдение, измерение, экспери­мент, интервью, опросы, тесты и другие специальные методики.

Метод наблюдения - целенаправленная фиксация и изучение дейст­вий и поступков личности в различных ситуациях. Наблюдение ведется в ес­тественных условиях трудовой, учебной или игровой деятельности человека. Сохранение естественности психических проявлений - основное требование к методу наблюдения. Важно, чтобы объекты наблюдения не знали об этом, чтобы исследователь сам не стал причиной изменения в поведении испытуе­мых, так как в противном случае может исчезнуть естественность их поведе­ния. Он не должен вмешиваться в деятельность испытуемых и как-либо воз­действовать на изучаемое психическое явление. Распространенный вид на­блюдения в психологии - включенное наблюдение, когда исследователь взаимодействует с испытуемыми, принимает на себя определенную роль, включается в их деятельность.

Наблюдение должно быть целенаправленным, отвечать целям, задачам и плану исследования. Наблюдение может быть как сплошным, так и выбо­рочным, фиксирующим какую-либо одну сторону психических проявлений объекта.

  Преимуществом метода наблюдения, как было отмечено, является со­хранение естественности психических проявлений, недостатком - пассив­ность исследователя, который должен ждать, когда наступит интересующее его явление, что приводит к большим затратам времени. Также в процессе наблюдения трудно выделить существенные связи между условиями дея­тельности и особенностями психических реакций. В определенной степени этот недостаток метода наблюдения компенсируют так называемые лонгитюдные исследования, проводимые на протяжении длительных отрезков времени.

Метод эксперимента - основной метод психологии. Это метод сбора фактов в специально созданных условиях, что обеспечивает появление изу­чаемых психических явлений в ожидаемое время. Метод эксперимента по­зволяет устанавливать причины психических явлений путем соотнесения их с влиянием того или иного из искусственно созданных условий. Эксперимен­тальный метод позволяет также повторять опыт и таким образом накапливать количественные данные об определенном явлении, а на их основе судить о типичности или случайности данного явления. Различают два вида психоло­гического эксперимента: лабораторный и естественный.

В лабораторном эксперименте могут использоваться аппаратура или какой-либо специальный экспериментальный материал. Использование аппа­ратуры особенно важно при изучении физиологических механизмов тех или иных психических проявлений человека. Например при помощи тахистоскопа измеряются скорость восприятия, объем внимания и т. д. Эксперимен­тальный материал служит средством, стимулирующим проявление опреде­ленных психических явлений. Например, визуальный материал в виде пятен неопределенной конфигурации в тесте Роршаха стимулирует личностно зна­чимые для испытуемого ассоциации, при изучении отдельных познаватель­ных процессов (ощущений, восприятий, памяти, мышления) используются специально составленные тексты, ряды слов или чисел, изображения геомет­рических фигур и т. д.

В естественном эксперименте содержание обычной деятельности че­ловека сохраняется, но создаются дополнительные условия, стимулирующие проявления изучаемых психических феноменов. В естественном эксперимен­те сочетаются положительные качества наблюдения (естественность) и экс­перимента (активность). Эксперименты можно подразделить также на кон­статирующие и формирующие.

Метод беседы - сбор фактов в процессе личного общения - позволяет видоизменять вопросы в соответствии с получаемыми ответами, а также ис­пользовать косвенные вопросы. Этот метод обеспечивает наилучшую обрат­ную связь, поэтому незаменим в индивидуальной работе. Однако как метод сбора информации используется лишь в качестве вспомогательного, так как требует много времени и не дает достаточной репрезентативности.

Метод изучения продуктов деятельности (предметов, рисунков, опи­саний) ценен прежде всего тем, что позволяет зафиксировать и сохранять не­обработанные исследователем материалы, неоднократно к ним возвращаться, сравнивать результаты, изменять их научную интерпретацию. Используется как вспомогательный.

Метод анкеты использует письменный самоотчет испытуемых по специально разработанной программе. Основное достоинство данного мето­да - возможность получения большого по объему материала и его статисти­ческой обработки. Основной недостаток - невозможность соотнесения сло­весных ответов с реальным поведением человека.

Метод тестов. Тесты предназначены для того, чтобы установить на­личие или отсутствие уже известных науке психологических особенностей у конкретных испытуемых. Тестовые методики являются результатом предва­рительных научных исследований и теоретических обобщений. Тесты обес­печивают высокий уровень стандартизации и потому дают возможность объ­ективного сравнения (показывают степень соответствия определенных ха­рактеристик испытуемого стандарту (или среднему значению)). Именно по­этому тестовое обследование не является достаточным для индивидуальных психологических характеристик и рекомендаций. В психологии применяются различные виды тестов, например тесты определения способностей, тесты успешности. Особое место занимают проективные тесты, когда, выполняя задание, испытуемый дает не прямые ответы на вопросы, а работает с таким стимульным материалом, который косвенным образом проявляет свойства его личности (иначе говоря, на который проецируются свойства его лично­сти). Примером такого теста является тест Маховера "нарисуй человека".

Кроме методов сбора фактической информации, в психологии вырабо­таны определенные методы организации исследования. Сравнительный ме­тод предполагает при наличии общей задачи и единого предмета исследова­ния изучение одновременно нескольких объектов и сравнение результатов. Лонгитюдный метод - это изучение психических явлений в развитии. Лонгитюдное исследование предполагает изучение одних и тех же испытуемых в течение длительного времени.

В рамках описания специальных методов психологии необходимо от­метить также методы количественной обработки материалов исследования. Наиболее широко используются методы альтернативного, корреляционного и вариационного анализа.

В заключение необходимо подчеркнуть, что в реальной практике со­временных психологических исследований имеет место сочетание различных методов и методик, а также постоянное совершенствование известных и раз­работка новых их модификаций.


Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн