Организационный момент
Вот звенит для нас звонок – начинается
урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
Тихо сели.
На уроке каждый из вас будет исследователем и для себя должен сделать открытие.
Слайд 1
Наш урок мне хочется начать небольшим стихотворением Н. Рыленкова:
Всё в тающей дымке -
Холмы, перелески…
Здесь краски не ярки
И звуки не резки…
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
Ребята, о чем пишет автор в данном стихотворении?
Конечно же, о природе.
Все мы с вами жители планеты Земля. Но кроме нас, людей, на планете есть ещё очень много жителей. Наш общий дом – природа.
Актуализация знаний
На доске два силуэта дома. Дети расставляют картинки с объектами живой и неживой природы.
Сегодня на уроке мы будем рассматривать объекты живой природы.
Расскажу я вам сказку. В некотором царстве, в некотором государстве жили – были…. Нет – нет, не царь с царицей…. Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас…. Это царства живой природы
Постановка учебной задачи
Слайд2
- Какова тема нашего урока?
-Какие задачи поставим?
-Сегодня мы совершим путешествие в каждое из этих царств, попытаемся выяснить особенности живых существ, населяющих их, а также дадим название каждому царству.
Усвоение детьми нового знания
Слайд 3, 4
Царство животных
- Рассмотрите фотографии. Как бы вы назвали группы данных представителей живой природы? Как назвать одним словом все перечисленные группы?
- Это царство животных. Его многочисленные представители обитают и в жарких странах, и на холодном Севере.
- Назовите представителей царства животных, которые обитают в нашей области.
Слайд 5
Царство грибов
Отгадайте загадку
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы.
Что же времечко проходит
Мы ж в царство грибов приходим.
- Грибы не относятся к растениям. У них нет корней, стеблей, листьев. Растут они очень быстро, прямо на глазах. Одни из них полезные и вкусные, а другие очень опасны для здоровья, ядовитые.
Слайд 6
Часть гриба, которая поднимается над поверхностью земли – это съедобная часть. Остальная часть находится под землёй и называется грибницей.
- Давайте рассмотрим части гриба.
Слайд 7
Нам и лето, нам и осень
Чудеса всегда приносят,
Но грибы, что дарит лес
Это чудо из чудес!
Игра «Сбор грибов»
Мы идем лесной тропинкой,
А куда – не знаем сами.
За малиной? За малиной!
За грибами? За грибами!
Групповая работа
Итак, мы идём в грибную страну, которая находится в лесу. А вы знаете дети, что сбор грибов - это непростая работа. Вот я, например, не знаю, какие грибы можно собирать. Помогите мне. Возьмите в руки конверты, которые находятся на столах каждой группы и выньте изображения грибов, рассмотрите их. Подумайте, на какие группы можно их разделить.
Дети делят грибы на группы, раскладывая на партах. Затем такая же работа проводится фронтально. В процессе работы на доске выстраивается таблица.
Внизу помещаются картинки с изображением грибов.
ГРИБЫ
|
СЪЕДОБНЫЕ
|
НЕСЪЕДОБНЫЕ
|
|
|
Слайд 8,9
Чтобы собирать грибы, нужно знать, в каких местах они растут. А вы знаете? Отгадайте загадки, найдите рисунок с изображением гриба и прикрепите его в то место на “полянке”, где он “любит” расти.
На доске “полянка”. Дети договаривают слово - отгадку хором, “рассаживают” грибы.
Будто смазаны маслом,
Мы блестим на солнце красном,
Как лесные дошколята,
Под сосной растут ... (маслята)
Что за грибки глядят на нас,
Столпились тесной кучкой?
Ох, и дружные ребята,
На пеньке растут… (опята)
Я в красной шапочке расту,
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту -
Зовусь я… (подосиновик)
Растут в лесу сестрички,
Рыжие ... (лисички)
Лета первая примета:
Под берёзкой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке. (Подберёзовик)
Учитель помогает учащимся в случае затруднений. Дети делают вывод:
На нашей лесной полянке растут съедобные грибы: под сосной - маслята, около берёзы - подберёзовик, под осиной - подосиновик, на пеньке поселились опята, вокруг пенька можно найти лисичек.
Как вы думаете, нужны грибы лесу?
Слайд 10
Слайд 11
Отгадайте загадку
Дышит, растет, а ходить не может.
- Как вы думаете, в какое царство мы отправляемся дальше?
Царство “Растения”
Групповая работа
Дети рассматривают изображения дерева, кустарника и травы.
Учащиеся 1 группы “Трава” получают задание: рассмотреть первую фотографию, найти в тексте, предложенным учителем, подходящие под описания картинки слова, подчеркнуть их и попытаться дать название этому изображению.
Аналогичная работа во 2 группе “Кустарник” и 3 группе “Дерево”.
Слайды 12, 13, 14
Дети делают вывод: все растения делятся на три группы - травы, кустарники, деревья. Дерево имеет один ствол, много толстых и тонких ветвей, высокое. Кустарник – средней высоты, имеет много тонких стволов и ветвей. Трава – низкая, имеет много мягких стеблей.
Где можно встретить растения?
Куда не глянешь, всюду увидишь растения – в лесу, на лугу, в парке и даже на подоконнике. Попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения. Нет ни привычных тополей на улице, золотых одуванчиков ранней весной, нет цветов в комнате. Но это не самое страшное. Вместе с растениями исчезнет то, без чего жизнь невозможна: воздух, кислород. Ведь именно растения вырабатывают кислород, необходимый для жизни.
Недаром растения называют “зелёные лёгкие нашей планеты”.
Мы были в царстве растений. А сейчас нам предстоит путешествие в самое необычное и неизведанное для многих царство. Сейчас внимательно послушайте информацию о нем и попробуйте дать ему название.
Царство “Бактерии”
В царстве том житьё не худо,
Есть там вот какое чудо:
Это микроорганизмы.
Только клеточка одна,
Но живёт, живёт она.
Первыми жителями Земли были бактерии.
Существуют три типа бактерий: шарообразной, палочкообразной и винтообразно – изогнутой формы. Бактерии населяют не только нашу планету Земля, но и организмы живых существ.
Слайд 15
Групповая работа
Поработайте в группах. Бактерии - друзья или враги? Обоснуйте свою точку зрения.
Слайд 16, 17, 18, 19
Человек очень своеобразно относится к бактериям. Многие бактерии вредны. Такие болезни как дифтерия, воспаление легких, туберкулез, грипп, пневмония и множество других инфекций – все это дело “рук” различных видов бактерий. Не будь бактерий, жизнь на Земле была бы невозможна. Человек размножает некоторые виды бактерий, потому что нуждается в них и использует. Например, полезны при скисании молока и брожении сладких фруктовых соков. Многие сыры получили свой изысканный вкус благодаря бактериям. Вот такие интересные жители в этом царстве.
5. Обобщение изученного материала.
Слайд 20
В ходе беседы ученики вспоминают, с какими царствами живой природы они познакомились. На какие типы и виды делится каждое из царств и кто его населяет.
Игра “Расселим по царствам”.
Групповая работа
У каждого группы набор картинок представителей четырёх царств, отгадывают загадки и заполняют домики “бактерии”, “грибы”, “растения”, “животные”.
Загадки:
1) Это микроорганизмы, они живут повсюду, их можно рассмотреть только в микроскоп? (Бактерии).
2) Зимой беленький, а летом серенький? (Заяц).
3) Стоит лепёшка на одной ножке: кто мимо не пройдёт, всяк наклонится? (Гриб).
4) Какой колокольчик не звенит? (Цветок – колокольчик).
Подведение итогов урока
Что было самым интересным?
Что нового для себя вы узнали?
- Дальнейшее знакомство с миром природы мы продолжим на следующем уроке.
Природа требует к себе бережного отношения. Человек должен жить так, чтобы не навредить природе, а помогать ей! Человек может сохранить чистым воздух и воду, леса и луга. Он может защитить растения и животных от вымирания. Но для этого человеку надо быть разумным.
Любите родную природу –
Озёра, леса и поля!
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобой родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей.
Домашнее задание
Для юных ученых – подготовить рассказ об одном из царств природы.
Физминутка
На зарядку солнышко поднимает нас
Поднимаем руки мы команде: раз!
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде : два!
У медведя дом большой,
А у зайца – маленький.
Наш медведь пошел домой,
А за ним и заинька.
Мы зверяток провожаем
И урок наш продолжаем.
|