Официальный сайт fresher 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Социальная коллизия повести А. С. Пушкина «Пиковая дама»

Фото пользователя Светлана Борисовна Жаркова
Submitted by Светлана Борисовна Жаркова on Sat, 28/11/2009 - 21:23
Данные об авторе
Автор(ы): 
Жаркова Светлана Борисовна
Место работы, должность: 
МОУ "Физико-математический лицей №131", учитель русского языка и литературы
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Работа на уроке внеклассного чтения предваряется кропотливой подготовкой. Предлагаю учащимся осветить следующие темы: историческая справка о времени написания повести, рассказ о популярных карточных играх 19 века. Обязательной является и словарная работа. Советую подобрать цитатный материал для характеристики Германна и Лизы. В процессе урока заполняются обобщающие таблицы, что учит компактному расположению материала и умению сопоставлять. Приходим к выводу, что в повести звучит новая для русской литературы тема большого города с его социальными различиями.

Урок внеклассного чтения в 8 классе.

Социальная коллизия повести А. С.

Пушкина «Пиковая дама»

 

 

Оборудование урока: тексты повести А. С. Пушкина «Пиковая дама», иллюстрации А. Бенуа, проектор.

Ход урока.

1 Работа на уроке внеклассного чтения предваряется кропотливой поэтапной подготовкой к нему. Учителем предлагаются циклы вопросов, темы для выступлений, материал для словарной работы. Таким образом, он ненавязчиво руководит самостоятельной домашней работой. И если вопросы подобраны правильно, то у детей возникает искренний интерес к произведению и желание обсудить то, что оказалось непонятым. На такую работу отвожу две-три недели (не меньше), так как лицей физико-математический и учащиеся сильно загружены. Считаю, что анализ произведения должен начинаться только тогда, когда в тексте не осталось ни одного непонятого слова, когда складывается ясное представление об эпохе. Предлагаю поискать материалы, освещающие две темы:

а) историческая справка о времени, когда была написана повесть(1833 год). Кто находится на престоле? Какие преобразования происходили? Какова общественная атмосфера? Что интересует молодых людей того времени? (Ребята выступают очень активно, так как данный материал изучается параллельно на уроках истории.)

б) рассказ о самых популярных в 30-е годы 19 века карточных играх. (Желающих осветить данный вопрос много, особую активность проявляют мальчики)

Предлагаю подумать над толкованием следующих слов и выражений: понтировать (делать ставку); выиграть соника (сразу выиграть); камеристка (комнатная служанка); порошковые карты (у шулеров – в которой наведено порошком на мази добавочное очко, которое можно стереть); кабалистика (нечто непонятное, запутанное и загадочное); Монгольфьеров шар (братья Монгольфьер в 1783 году совершили первый полёт на воздушном шаре); Месмеров магнетизм (антинаучная теория о животном магнетизме).

Вторым этапом подготовительной работы является собирание цитатного материала к характеристике Германна и Лизаветы Ивановны.

2 Урок начинаю с проверки домашнего задания. Она идёт очень активно, много желающих ответить. Быстро складывается картина русского общества 30-ых годов 19 века. Кроме прочего, дети упоминают и о том, что в 30-е годы открывались и первые игорные дома. Хозяевами этих домов, как правило, были люди известные и уважаемые. Не случайно карточный долг – долг чести. Но тогда же появились и первые шулеры. Интересно, что к ним не относились пренебрежительно, а уважали талант подобного рода.

От разговора о карточных домах переходим к сообщению о самых популярных карточных играх 19 века. Выступающих много. Эмоциональный фон накаляется (это-то мне и нужно: на уроке не должно быть равнодушных)

Проверяем результаты словарной работы.

3 Анализ повести начинаю с определения места её в русской литературе. «Пиковая дама» - это типично петербургская повесть, предваряющая петербургские повести Гоголя и такой роман Достоевского, как «Преступление и наказание» (образ Германна – образ Раскольникова). Тема большого города с его социальными различиями была новой для русской литературы. В повести представлено время упадка русской аристократии, развития буржуазных отношений, власти денег, появление разночинной интеллигенции, представленной Германном.

Сам Достоевский говорил: «Мы пигмеи перед Пушкиным, нет уж между нами такого гения! Что за красота, что за сила в его фантазии. Недавно перечитал я его «Пиковую даму». Вот фантазия!.. Тонким анализом проследил он все движения Германна, все его мучения, все его надежды и, наконец, страшное, внезапное поражение».

Давайте и мы с вами «проследим все мучения Германна и все его надежды». (Задаю ученикам вопросы, а ответы коротко записываем на доске и заносим в тетрадь – в конце урока получится хорошая таблица).

Образ жизни Германна. Его жизненные принципы. Особенности характера

Характер Германна.

Что заложено от природы

Как вынужден жить

«сильные страсти и огненное воображение»

«..сын обрусевшего немца, оставившего ему маленький капитал»

«скрытен и честолюбив»

«..Германн не касался и процентов, жил одним жалованьем, не позволял себе малейшей прихоти».

«будучи в душе игрок…»

«...никогда не брал он карт в руки...»

«…следовал с лихорадочным трепетом за различными оборотами игры»

«…я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее»

«Игра занимает меня сильно...»

«Германн - немец: он расчётлив…»,

«..лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля»

«молодой инженер»

 

Какие выводы мы можем сделать на основе таблицы? (Поведение Германна полностью противоположно его душевному состоянию. Он скрепил свои чувства и эмоции строгими рамками правильного (по его мнению) поведения. Внешняя оболочка Германна не сможет долго сдерживать те бушующие внутренние силы, которые он пытается усмирить. Не давая выхода эмоциям, Германн приближает трагедию несоответствий, которая неизбежно разразится).

Зачем Германну деньги? («...убеждён в необходимости упрочить свою независимость», «покой и независимость») Это путь наверх, средство выдвижения из неизвестности.

Справедливы ли притязания Германна на богатство? (Германн остро чувствует свою социальную ущербность и вместе с тем своё внутреннее превосходство над беспечными прожигателями жизни из среды аристократической молодёжи)

Каким образом Германн может разбогатеть? (Ответы вновь заносим в таблицу).

Пути обретения богатства

Расчёт

Просить милости у графини

Умеренность

Сделаться её любовником

Трудолюбие

Выиграть

 

Обмануть доверившегося

 

Какой же путь кажется ему наиболее перспективным? (Безусловно, второй, так как первый не дал никаких результатов)

Испытывает ли Германн угрызения совести по поводу того, что он обманул надежды Лизаветы Ивановны? (Нет. Германновский индивидуализм не позволяет думать ни о чём другом. В этом губительное влияние золота на человека)

Образ жизни Лизаветы Ивановны. Её жизненные принципы. Особенности характера.

Характер Лизаветы Ивановны.

Что заложено от природы

Как вынуждена жить

«.. с нетерпением ждала своего избавителя»

«..была домашней мученицею»

«..живо чувствовала своё положение…»

«..получала выговор за лишний расход сахара…»

 

«..виновата была во всех ошибках автора…»

«была сто раз милее наглых и холодных невест»

«..отвечала за погоду и мостовую

« она была самолюбива»

«..жалование … никогда не доплачивали…»

 

Что роднит Лизавету Ивановну с Германном? (Героев объединяет несоответствие амбиций и социального положения. Они понимают, что достойны лучшего существования, что имеют многое из того, что даёт человеку уважение и власть. Но молодёжь из разночинной среды должна была самостоятельно, вопреки аристократическим предрассудкам и привилегиям, пробивать себе дорогу в жизни)

Учитель. Социальная коллизия «Пиковой дамы» была не только русским явлениям; ещё острее она проявилась на Западе, во Франции периода Реставрации. Такова трагическая, как у Германна, судьба Жульена Сореля из романа «Красное и чёрное» Стендаля, который был знаком Пушкину.

Какова же позиция А. С. Пушкина в решении данной коллизии, на чьей он стороне? Ученики делают однозначный вывод, что путь обогащения, выбранный Германном, автор не одобрял. Карточная игра, надежда на провидение, а тем более обман доверившихся не могут составить счастье человека. Помогаю учащимся, говоря о том, что в 30-е годы 19 века А. С. Пушкин стоял на реалистических позициях и авторская ирония, пронизывающая всё произведение, подкрепляет наши выводы. Находим с ребятами доказательства в тексте.

Завершающим этапом знакомства с произведением является посещение спектакля Казанского русского драматического театра имени Качалова. Весьма эксцентрическая постановка не оставляет равнодушными никого. В качестве домашнего задания предлагаю творческую работу на тему: «Кому из героев «Пиковой дамы» я хотел бы помочь и чем?»


Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн