Обозначить серьезность проблемы; актуализировать знания учащихся; дать информацию о сложившейся ситуации в городе, факторах риска и механизмах распространения заболевания.
Улучшить понимание правил профилактики, негативных последствий несоблюдения этих правил.
Сформировать индивидуальный образ жизненных целей; помочь осознанию каждым учащимся собственных ценностей и смысла существования.
Познакомить с приемами отказа; обозначить необходимость и возможность делать самостоятельный ответственный выбор, позволяющий противостоять негативному влиянию окружающего мира, принимать собственные решения.
Методическое оснащение: листы, ручки. песочные часы, кнопки (магниты), наглядный материал: «Защити себя от СПИДа», «Прививка от СПИДа», «Варианты отказа».
Ход занятия:
1 декабря – всемирный день борьбы со СПИДом.
Быстрое распространение одного из опаснейших инфекционных заболеваний человека – ВИЧ-инфекции и СПИДа – можно поставить в один ряд с двумя мировыми войнами как по числу жертв, так и по ущербу, который наносится обществу.
Первые случаи СПИДа были зафиксированы в США в 1981 году. К настоящему времени ВИЧ-инфекция распространилась практически по всей планете, охватив все страны мира.
Этот процесс приобрел характер пандемии (глобальной эпидемии). Каждые 4 минуты в мире регистрируется новый случай заболевания, каждые 15 секунд происходит заражение.
Помните:
От СПИДа нет лекарства.
А прививка от СПИДа –
это наше знание
и правильное поведение!
Опрос: Что ты знаешь о СПИДе? Что такое СПИД? Как называется вирус, вызывающий инфекцию? Как можно заразиться СПИДом? Каковы признаки этого заболевания? (актуализация знаний)
Легенда.
«Когда американский индеец становится взрослым, он уходит в лес на три-четыре дня, чтобы обрести свой «дух» (духовность). Несколько дней он живет один, общается с миром, природой, преодолевает трудности.
Отправился сын вождя племени на испытание. На второй день юноша увидел орла и очень обрадовался. Ведь орел – символ того, что ты будешь большим воином, вождем. Сын вождя стал собираться в путь, домой. Вдруг на вершине горы юноша увидел гнездо орла. Он решил достать перо птицы: «Это принесет честь моему племени». Это было трудное восхождение: камни, холод, опасности. Уже стерты в кровь руки и ноги; последние минуты подъема были особо опасными…
Но вот и гнездо, индеец забрал перо и уже начал спускаться, когда увидел змею. Она лежала колечком, видно было, что она замерзла. Змея прошипела: «Меня принес орел, я погибаю от холода, возьми меня вниз». Я боюсь, что ты укусишь меня», - ответил юноша змее. «Я не сделаю этого, - снова прошипела змея. Индеец завернул змею в рубашку, прижал к груди и стал спускаться. Змея согрелась, и, когда юноша был уже у подножия горы, она ужалила его. «Что ты делаешь? Ведь ты же обещала», - закричал умирающий юноша. «Но ведь ты знал, что я змея», - ответила гадюка.»
Обсуждение: «Какие уроки можно извлечь из этой легенды?» (обозначение значимости правильного поведения)
Информирование: «На сегодняшний день в нашем городе зарегистрировано более 2 тысяч ВИЧ-инфицированных. Только по официальным данным больных ВИЧ и СПИДом – 1% от общего числа жителей, учитывая грудных младенцев и глубоких старцев. Более 300 больных умерло от СПИДа и сопутствующих инфекций (туберкулез, сепсис, цирроз печени). 20 человек находятся в тяжелом состоянии, на стадии развитого СПИДа. Если раньше ВИЧ-инфекция была уделом наркоманов и проституток, то сейчас инфицированные есть во всех социальных слоях общества. Большинство заразившихся подцепили ВИЧ-половым путем.
На втором месте – заражение через внутривенные инъекции.»
Опрос: «До скольки лет вы хотите дожить?»
Методика «Главные жизненные цели»
Инструкция: «На листе бумаги дайте письменные ответы на 3 вопроса. Время ответа на каждый вопрос строго 2 минуты. За 2 минуты постарайтесь написать как можно больше. Будьте, пожалуйста, искренни».
Вопрос 1: Чего я хочу добиться (сделать) в жизни, начиная с сегодняшнего дня?
Через 2 минуты ещё раз просмотрите свои ответы и отметьте 3 главные цели.
Вопрос 2: Что я хочу сделать в ближайшие 3 года?
Через 2 минуты отметьте 3 главные цели.
Вопрос 3: Если бы я знал(а), что ровно через полгода меня убьёт молния, чтобы я хотел(а) успеть сделать?
Через 2 минуты отметьте 3 главные цели.
Затем рекомендуется выписать по три главные цели из трёх вопросов, и полученные 9 целей окажутся главными жизненными целями.
По закону «якорей» («узелок на память») необходимо постоянно напоминать самому себе эти цели.
Мини-сочинение «Что я скажу людям, если узнаю, что болен СПИДом».
Варианты отказа:
Твёрдо стойте на своей позиции, не увиливайте и не придумывайте «уважительных» причин.
Повторяйте своё «нет» вновь и вновь без объяснительных причин и без оправданий.
Поменяйтесь местами и начните сами давить на противника: «Почему ты на меня давишь?»
Откажитесь продолжать разговор: «Я не хочу об этом говорить».
Предложите другое, более интересное занятие.
Байка «Все в твоих руках»
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:
<!--[if !supportLists]-->- <!--[endif]-->Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?»
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов любое мгновенье сжать их ради своей истины.