Использование информационных технологий на уроках географии
Размещено: Татьяна Николаевна Клименко - сб, 21/11/2009 - 22:21
Использование информационных технологий на уроках географии
Учитель географии высшей категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Балаково Саратовской области
Клименко Татьяна Николаевна
«То, что мы знаем – ограничено, а то, что мы не знаем – бесконечно» (П.Лаплас)
В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной эпохой». А это, прежде всего, означает то, что новыми мировыми державами будут считаться те, которые развивают наукоемкие технологии. Теперь самым важным продуктом становится информация, и лидируют те страны, жители которых смогут получить хорошее образование и широкий доступ к информации.
Новая эпоха ставит перед школьным образованием новую проблему – подготовить ученика к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.
Одним из факторов, определяющих качество образования, является совершенствование методической подготовки учителя. Под предметно-методологической компетентностью учителя понимается совокупность знаний в области преподаваемого предмета, уровень ориентации в современных исследованиях по нему; владение методиками преподавания и умение выбирать или разрабатывать необходимую для конкретного образовательного процесса, технологию, методику.
Предметно-методологическая компетентность учителя представляет собой педагогическую адаптированную систему:
научных знаний;
способов деятельности;
умения планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по предмету;
умения выбирать или разрабатывать необходимую для конкретного образовательного процесса технологию, методику;
готовности организовывать различные формы занятий по учебному предмету;
умения реализовывать деятельностные подходы к обучению и умение организовывать учебную работу школьников с учетом их реальных учебных возможностей;
готовности к применению инновационных технологий обучения;
опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;
опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку.
Применение компьютера на уроке разными специалистами оценивается по-разному. Вместе с тем полного отрицания использования компьютера в обучении ни у кого нет. Речь идет о мере, целесообразности и месте компьютера в обучении. Однако приход компьютера в школу неизбежен, он во многом способен облегчить труд учителя, особенно рутинного характера. Вводить компьютерные элементы можно в уроки любых предметов. Меня, как учителя географии, заинтересовала проблема применения информационных технологий по предмету.
Мною был разработан пошаговый алгоритм деятельности по внедрению компьютерных технологий в систему работы:
Изучение тематической литературы по данному вопросу
В качестве источников знаний использовала публикации в предметном журнале «География в школе», разнообразную литературу о методических подходах и проблемах ИТ в педагогической деятельности
Овладение компьютерной грамотностью
Умение пользоваться компьютером в повседневной жизни – неотъемлемая часть «интеллектуального багажа» современного человека. ВнастоящеевремяявляюсьувереннымпользователемMicrosoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Publisher.
Изучение педагогических программных средств по своему предмету, оценка их достоинств и недостатков
В зависимости от дидактических целей и специфики географии как учебного предмета выделяются следующие виды компьютерных программ:
1.Учебные (наставнические) программы – ориентированы преимущественно на усвоение новых знаний.
2.Программы-тренажеры – предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся.
3.Контролирующие программы – предназначенные для контроля определенного уровня знаний и умений.
4.Демонстрационные программы – предназначены для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты). Их разновидностью можно считать географические интерактивные атласы, карты которые можно использовать не только в качестве наглядности, но и “накладывать” друг на друга, компоновать, применять диалоговую и интерактивную графику. Сюда же можно отнести презентационные программы, имеющие возможности для графического редактирования.
5.Информационно-справочные программы – предназначены для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.
6.Мультимедиа-учебники – комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ.
В настоящее время в образовательном пространстве имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения географии. Перечислю некоторые учебные электронные мультимедиаиздания, используемые мною в работе:
1)учебные электронные мультимедиа издания на компакт-дисках, предназначенные для использования в преподавании конкретного курса географии:
·«География. Начальный курс. 6 класс»
·«Материки, океаны, народы и страны. 7 класс»
·«География России. Природа и население. 8 класс»
·«География России. Хозяйство и регионы. 9 класс»
·«Экономическая и социальная география мира. 10 класс»
Все эти издания имеют примерно аналогичную структуру:
·Собственно иллюстрированный текст по темам и разделам курса Мультимедиа компоненты (звук, видео, анимация и т.д.), поддерживающие соответствующие темы и разделы курса
Интерактивный практикум:
·Контрольные вопросы и тесты
·Словарь терминов и понятий, список персоналий
·Блок дистанционного обучения
Кроме того, практически все мультимедийные учебники содержат методические рекомендации, библиотеку электронных наглядных пособий по географии. 6-10 классы. Разработчик – Республиканский мультимедиацентр Министерства образования РФ, «Современная универсальная российская энциклопедия Кирилла и Мефодия»
Интеграция выбранных программ в урок
Исследованиями установлено, что основным источником познавательного интереса является процесс сосредоточенной, углубленной деятельности, направленной на решение познавательной задачи. Комплексное применение интерактивных и аудиовизуальных средств может стать средством организации такой деятельности, помогает повысить наглядность обучения. Принцип наглядности можно рассматривать как стимул в организации активной познавательной деятельности учащихся при опоре на представленные в средствах наглядности образы, модели, знаки. Комплекс интерактивных и аудиовизуальных средств выступает как стимулятор, побуждающий к познанию, развитию интереса, воображения, создающий эмоциональную сферу обучения.
Применение компьютерной техники на уроках позволяет мне сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости пересмотреть различные способы подачи учебного материала, предусмотреть различные подходы в обучении географии. Компьютер на уроках при этом использую с самыми разными функциями:
·способ диагностирования учебных возможностей учащихся
·средство обучения
·источник информации, тренинговое устройство
·средство контроля и оценивание качества обучения.
Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме. Учитель, один раз подготовив компьютерный урок, уже не сможет от него отказаться, так как он имеет несомненные достоинства:
·обогащает обратную связь между всеми участниками образовательного процесса
·способствует дифференциации и индивидуализации обучения
·мотивирует учебную деятельность учащихся
·освобождает от субъективных оценок
·способствует развитию самообразования
·делает учебный материал более доступным
·облегчает решение многих дидактических задач
Слайды с фотографиями, информационным материалом, видеоролики, анимации способствуют формированию чувственных образов предметов и явлений действительности, формированию географической картины мира.
Применение всех видов интерактивных, аудиовизуальных и экранно-звуковых средств обучения обеспечивает развитие творческих способностей школьников и желание продолжить самостоятельную работу. Считаю целесообразным применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности учащихся. Проводя исследовательскую работу, учащиеся 11 класса Б написали буклеты и проекты «Мир без тайн» и «Страна улыбок», презентации которых были показаны на научно – практической конференции «Прорыв в науку». На Самом Добром детском фестивале учащиеся 10 класса Б защищали проект «Источник вечности», за который получили Диплом 3 степени. За проект «География достоверная и невероятная. Научность и художественный вымысел» учащиеся 9 класса А были награждены Дипломом 1 степени на муниципальном конкурсе «Шаг в будущее». Учащиеся также принимают участие во Всероссийском Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», работы которых отмечены Дипломами участника, напечатаны в Сборнике и представлены на сайтеhttp://portfolio.1september.ru. Мной был проведен мастер – класс для руководителей муниципальных образовательных учреждений и учителей географии на тему: «Методика проведения заседания научного общества учащихся» с использованием ИКТ, участвовала в Областном и конкурсе «Методическая шкатулка» (на лучшую методическую разработку по географии с использованием ИКТ), в Муниципальном конкурсе на лучшую методическую разработку с использованием ИКТ, награждена Дипломом за участие во Всероссийском Фестивале педагогических идей «Открытый урок», материал напечатан в Сборнике и представлен на сайтеhttp://festival.1september.ru, являюсь членом Всероссийского Педагогического клуба «Первое сентября», являюсь слушателем дистанционных курсов повышения квалификации учителей географии Педагогического университета «Первое сентября» по теме «Интернет – ресурсы на уроках географии», понимая, что Интернет стал одним из самых важных атрибутов современности. Компьютер, подключенный к Интернету или информацию, предварительно взятую в сети и необходимым образом дополненную к учебному материалу, использую при моделировании инновационных уроков.
Образовательные ресурсы Всемирной паутины могут быть полезны:
·учителю для поиска дополнительной и обновленной информации в процессе подготовки к урокам
·ученикам для поиска информации в процессе подготовки различного рода творческих работ (докладов, рефератов, учебных конференций и т.д.)
Электронная почта может быть использована:
·учителем для обмена учебно-методической информацией со своими коллегами, методистами, учеными
·учеником для обмена учебными творческими работами со своими сверстниками
·учителем и учеником для взаимного обмена информацией в процессе реализации задач дистанционного обучения и телекоммуникационных проектов
Телеконференции могут быть полезными:
·учителям при обсуждении в режиме on-line наиболее актуальных вопросов содержания и методов обучения географии
·ученикам при участии в различного рода образовательных и познавательных телекоммуникационных проектах
Такой подход к образованию включает в себя формирование информационной культуры новых поколений. Информационная культура – это не только владение ПК, но прежде всего это нравственное отношение к информации, умение ее добывать, пользоваться ею. С помощью компьютерного инструментария развивается, обогащается, углубляется человеческое познание. Информационная культура касается всех предметов (в том числе и географии), ее умения являются общеобразовательными. Созданная мною система использования информационных технологий позволяет добиваться качественного улучшения образовательного процесса.