Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью.
Творчеству, как и любому виду человеческой деятельности, присущи эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы. Но отличают творческую деятельность такие специфические черты, как воображение, интуиция, образность. Важным условием творческой деятельности являются чувство удивления, новизны, а также готовность принять нестандартный вопрос, решение.
Всем знакомо определение, данное в школьном учебнике: «Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы КТО? ЧТО?».Казалось бы, понятно: стол - предмет, портфель – тоже. А человек? А космос? Бег? Судьба? И т.д. Если детям внимательно вглядеться в само слово, то они поймут: «существительное» - это то, что существует, всё сущее. Само слово раскрывает его значение. После этого ученики обращают внимание, почему частям речи даны именно такие названия: глагол, прилагательное, причастие и т.д. И сами пытаются найти интересное толкование этого понятия. Создают истории, сказки. Ученики 5 класса придумали страну Лингвинию, королевство Синтаксиса, царство Морфологии…
Сказка сопровождает ребёнка с рождения. Лингвистическая сказка – это предметная сказка с лингвистической начинкой, который превращает скучный урок русского языка в урок – сказку, на котором правило рассказывается, как сказка, а ученик становится участником сказочного действия: путешествует вместе с героями по стране Лингвинии, отвечает на вопросы, выручает героев, когда они попадают в трудное положение. А чтобы их выручить, надо хорошо знать правила.
Сказка, сочиненная детьми, становится средством повышения уровня теоретической подготовки, формирования практических навыков учащихся, способствует поддержанию стабильного интереса к урокам русского языка, развитию творческих способностей ребёнка.
Сочинение лингвистических сказок развивает способность владеть словом, почувствовать слово, практически осмыслить закономерность языка и содержательно, правильно, точно, ясно выражать свои мысли.
Сказка «Добрый суффикс – очек-».
Жили – были весёлые суффиксы. И однажды пришли к ним разные слова и сказали: «Давайте жить вместе, только у каждого слова будет свой суффикс». Согласились суффиксы. Суффикс – ок – подружился со словом «друг», суффикс – ник – со словом «школа», суффикс – ик – со словом «ключ». И другие суффиксы нашли себе приятелей. Получились разные слова: дружок, ключик, школьник, школьный, лисёнок, морской, лесной. Только со словом «гриб» никто не хотел дружить, потому что он всегда был хмурым и неулыбчивым. В запальчивости слово «гриб» крикнуло: «Ну и пусть никто не дружит со мной, мне и одному хорошо!» А, оставшись в одиночестве, село слово «гриб» под кустом и заплакало. Услышав плач, добрый суффикс – очек – пожалел слово и сказал: «Не плач, теперь ты будешь грибочек!» И стали они жить -0 поживать. С тех пор слово «грибочек» стало ласковым благодаря суффиксу – очек -.