Портфолио учителя. Обобщение и систематизация педагогических достижений.
Размещено: Елена Ивановна Гвоздикова - пн, 16/11/2009 - 21:00
Идея использования портфолио в системе образования в последнее время получает широкое распространение. Как в мировой, так и в отечественной практике, портфолио рассматривается не только как средство педагогической диагностики, но и как метод оценки профессионализма педагогов, его профессиональной компетенции.
Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в «новом» типе учителя — творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.
Портфолио позволяет учитывать все многообразные достижения учителя, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной. Оно является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи: поддерживать высокий уровень мотивации; поощрять активность и самостоятельность; расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности и т.д.
Понятие "портфолио" пришло из Западной Европы ХV-XVI вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли "портфолио". Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.
В настоящее время термин «портфолио» применяется в финансовой системе для обозначения состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев, шире - как обозначение представленных достижений фирмы. У фотографов и фотомоделей этот термин обозначает альбом с фотографиями. Идея использования портфолио в сфере образования возникла в Соединённых Штатах Америки в середине 80-х годов. После Соединённых Штатов и Канады идея портфолио становится всё более популярной в Европе и Японии, а в начале ХХI в. эта идея получает распространение и в России.
Портфолио представляет собой визитную карточку, т.е. совокупность сведений о человеке, организации или досье – собрание документов, образцов работ, фотографий дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах.
Что же такое портфолио учителя? Портфолио учителя - индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников (за последние 3 года).
Регулярное и системное заполнение портфолио поможет вам систематизировать и проанализировать вашу работу, будет хорошим ориентиром при составлении аргументированного аттестационного заявления и поможет эксперту зафиксировать динамику вашего профессионального развития в период между аттестациями и составить объективные суждения о вашей профессиональной деятельности.
Важная цель портфеля– представить отчет о работе учителя по теме самообразования, о характере его деятельности, проследить творческий и профессиональный рост учителя, способствовать формированию навыков рефлексии (самооценки).
Функции портфолио:
1. Накопительная функция:
а) набор теоретических документов:
· фиксированных достижений учителя;
· грамоты и сертификаты;
· документы, подтверждающие повышение квалификации;
· банк методических разработок, текстов выступлений, научных статей, публикаций;
· классификаторы и другие материалы.
б) набор рабочих материалов:
· рабочие программы учителя и тематическое планирование учебных курсов (для каждой параллели класса по преподаваемым предметам);
· авторские или индивидуальные образовательные программы, рекомендованные (сертифицированные, утверждённые) различными органами управления образованием или структурами образовательного учреждения;
· опорные конспекты уроков;
· конспекты открытых уроков и мастер – классов;
· тексты тестовых заданий; контрольных, лабораторных или практических работ;
· дифференцированные задания для учащихся, карточками с заданиями и т.д.
2. Модельная функция:
· отражает динамику развития учителя;
· показывает результаты самореализации;
· демонстрирует стиль преподавания и уровень компетенций учителя;
· помогает проводить рефлексию и спланировать деятельность учителя.
Требования к оформлению портфолио:
1. Системность и регулярность самомониторинга.
2. Достоверность.
3. Объективность.
4. Аналитичность, нацеленность автора на самосовершенствование.
5. Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.
8. Наглядность результатов работы (пример сравнения результатов ЕГЭ).
10. Технологичность.
Подходы к построению “Портфеля” могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей учителя. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.
Единых требований к содержанию и моделированию портфолио учителя в настоящее время пока не существует. Вместе с тем уже есть накопленный опыт учёных, методистов и педагогов – практиков во многих регионах России. Опираясь на имеющийся опыт, можно предложить некий алгоритм формирования методической папки (портфолио) учителя.
Портфолио учителя оформляется в папке-накопителе с файлами (скоросшивателе).
Начните портфолио с титульного листа, куда занесите полное название муниципального образовательного учреждения, фотографию, фамилию, имя, отчество.
Обязательно должно присутствовать «Содержание». В нём перечисляются разделы и материалы, указываются номера страниц. Все собранные материалы должны быть разбиты на разделы и озаглавлены.
Раздел 1. «Общие сведения об учителе».Данный раздел включает материалы, отражающие достижения учителя в различных областях. Начните страницу с девиза. Далее следуют:
· фамилия, имя, отчество, год рождения;
· образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
· трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ;
· категория, год присвоения, № приказа;
· приказ по аттестации;
· повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов). Здесь фиксируется систематический подход к повышению профессионального уровня, умение ориентироваться в стратегически значимых направлениях в области преподавания предмета, умение определять области своего ближайшего профессионального развития;
· копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
· наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма (списком), отдельно в папке приложений копии данных документов. Всё это даёт представление об официальном признании ваших успехов;
· дипломы различных конкурсов (перечень участия, копии документов в папке приложений);
· характеристика-представление;
· другие документы по усмотрению учителя.
Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога.
Раздел 2. «Результаты педагогической деятельности».В этот раздел помещаются:
· материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;
· сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании:
- контрольных срезов знаний;
- участия воспитанников в школьных и окружных олимпиадах, конкурсах;
- результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; наличие медалистов;
- поступление в вузы по специальности и т. п.
Данный раздел даёт представление о результативности вашей работы с учащимися.
Раздел 3. «Научно-методическая деятельность».В этот раздел помещаются методические материалы (статьи, тезисы выступлений, доклады), свидетельствующие о профессионализме педагога:
· материалы, в которых обосновывается выбор учителем образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;
· материалы, в которых обосновывается выбор учителя используемых образовательных технологий;
· материалы, содержащие обоснование применения учителем в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
· использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.;
· работа в методическом объединении, сотрудничество с ММЦ, ИУУ, ВУЗами и другими учреждениями показывает вашу активную профессиональную позицию и стремление делиться положительным опытом своей работы с коллегами.
· участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
· участие в методических и предметных неделях;
· организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т. п. демонстрирует разнообразие ваших интересов.
· проведение научных исследований;
· разработка авторских программ;
· написание рукописи кандидатской или докторской диссертации; подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи; другие документы.
Материалы данного раздела будут отражать ваши интересы в сфере образования, умение выбрать актуальную тему и достичь конкретных результатов.
Раздел 4. «Внеурочная деятельность по предмету».Раздел содержит документы списком (копии в отдельной папке приложений):
· список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
· победители олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
· сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т. п.);
· программы кружков и факультативов;
· другие документы.
Раздел 5. «Учебно-материальная база».В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии), информация об использовании в образовательном процессе компьютера и других информационных технологий:
· список словарей и другой справочной литературы по предмету;
· список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
· наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);
· наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные электронные учебники и т. п.);
· аудио и видеопособия;
· наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т. п.;
· измерители качества обученности учащихся;
· перспективный план развития кабинета.
Составив портфолио, вы сможете:
- реально представить результаты своего труда;
- увидеть свои резервы;
- иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию.
Диагностика профессиональной деятельности позволит администрации осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя