Официальный сайт audiophilesoft 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация


Бумажкам.Нет!


Информатика и ИКТ начальный курс

Размещено: Надежда Алексеевна Смирнова - вс, 15/11/2009 - 12:44
Данные об авторе
Автор(ы): 
Смирнова Надежда Алексеевна
Место работы, должность: 
учитель информатики высшей категории, отличник Образования Калининградская школа Дистанционного обучения
Регион: 
Калининградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Информатика и ИКТ
Целевая аудитория: 
Тьютор
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
программа
Краткое описание ресурса: 
Этот курс поможет вам освоить азы компьютерной грамоты: на­бор текста, выполнение несложных вычислений, рисование,начала программирования. Вы узнаете, как эти возможности используют люди в своей работе. С изучения основ компьютерной грамоты вы начинаете знаком­ство с новым учебным предметом ИНФОРМАТИКА, который в сле­дующих классах раскроет перед вами удивительные возможности компьютера и его роль в жизни современного человека.

 

Программа курса Информатика и ИКТ начальный курс
<!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]--> &amp;lt;!-- /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:&amp;quot;&amp;quot;; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:&amp;quot;Times New Roman&amp;quot;; mso-fareast-font-family:&amp;quot;Times New Roman&amp;quot;;} @page Section1 {size:595.3pt 841.9pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:35.4pt; mso-footer-margin:35.4pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} --&amp;gt; <!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} <![endif]-->

Программа дистанционного курса

Информатика и ИКТ

начальный курс

68часов

Автор-составитель:

Смирнова Н.А.

Калининград

2009

Пояснительная записка

Любая парадигма образования во многом определяется потребностями общества. В период перехода к информационному обществу важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это добавляет к целям школьного образования еще одну цель – формирование уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества. Наиболее полно соответствует поставленной цели образовательная область «информатика». Учитывая нечеткость границ научной области информатики и отсутствие возможности в рамках школьного образования осветить весь спектр ее направлений, актуальной представляется разработка такой концепции преподавания, где наиболее ярко выделены те направления, которые послужат развитию учащихся, формированию их системного мировоззрения и овладению современными информационными технологиями.

Предлагаемая концепция школьного курса информатики, названная системно-информационной, базируется на идеях системного анализа и использования для их реализации компьютерных технологий. Системно-информационная концепция определяет информатике интегрирующую роль среди всех школьных дисциплин. За счет организации межпредметных связей, реализуемых в процессе решения разноплановых задач, появляется возможность на этих уроках закреплять и углублять знания, полученные по другим предметам. При этом акцент ставится на развитие мышления, определяющее способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения.. Информатика, позволяющая аккумулировать знания из разных предметных областей, именно та дисциплина, где реально можно воплотить идею развития системного мышления у каждого учащегося.

Известно, что системный анализ – это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление объекта в виде системы. Изучение и использование свойств системы становятся определяющими и решающими для успешной практической деятельности. Одним из современных инструментов системного анализа и синтеза систем является информационное (абстрактное) моделирование, проводимое на компьютерах. Информационные модели должны отражать существенные, с точки зрения исследователя, свойства объектов-оригиналов.

Таким образом, выделив ключевые слова, лежащие в основе системного подхода, а именно: объект, система, информация, цель, модель, моделирование, мы приходим к необходимости раскрытия и изучения этих понятий с использованием современных компьютерных технологий. Это обусловливает необходимость расширения введенной системы понятий на основе тезауруса компьютерной области. К таким понятиям целесообразно отнести следующие: информационные технологии и системы, компьютер, аппаратное обеспечение, алгоритм, программа, программное обеспечение (системное, прикладное, инструментарий программирования), файл и др.

Уровень развития школьника прямо пропорционально зависит от поставленной преподавателями цели при передаче знаний и умений:

научили ли мы его системно и логически мыслить при постановке любой проблемы, может ли он самостоятельно принимать решение, имеет ли он необходимый кругозор в данной предметной области, владеет ли он необходимым инструментарием и понимает ли, как и когда его применять. Можно перечислять еще множество различных аспектов цели, но важно одно – требуется сформировать определенный уровень профессиональной культуры в данной области знаний, названной информационной, а не идти по схеме шаблона «делай, как мы», очень распространенной при передаче знаний из областей точных наук.

Учитывая все сказанное выше, в качестве основных целей информатики выделяются следующие:

формирование информационной культуры школьника, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией и использование для этого возможностей компьютера;

обучение системному подходу к осмыслению всего, что происходит вокруг него, в процессе анализа и исследования структуры информационных объектов и их взаимосвязей, которые являются моделями реальных объектов и процессов;

развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала любого ребенка, его коммуникативных способностей, используя для этого богатейший компьютерный инструментарий.

Концепция ориентирована на выделение инвариантного ядра, независимого от конкретного программного инструментария компьютерной технологии и вариативной составляющей, определяемой текущей ситуацией в компьютерной области.

Инвариантное ядро концепции определяет системно-информационный подход к познанию окружающего мира, который позволяет выявить общие свойства и закономерности процессов обработки, хранения и обмена информацией и провести необходимую формализацию при постановке проблемы или задачи. В соответствии с поставленной целью в данной программе по базовому курсу информатики вводятся разделы, где изучаются объекты окружающего мира, анализируются связи этого объекта с другими, объект рассматривается как система более простых взаимосвязанных объектов, разрабатываются информационные модели, на задачах из разных предметных областей изучается технология моделирования.

Инвариантное ядро образуют также фундаментальные знания компьютерной области, которые не зависят от конкретной модели компьютера или конкретного вида программного продукта. К ним можно отнести такие темы, как представление об информационной системе и технологии, аппаратное обеспечение, классификация программного обеспечения, понятие алгоритма и программы, основы кодирования и др.

Вариативная составляющая определяется современным уровнем развития компьютерной технологии. Конкретная программная среда рассматривается с позиций приобретения учащимися технологических навыков работы с программным инструментарием и использования его как при моделировании, так и при создании информационных продуктов. Изучению различных программных сред должно быть уделено в курсе достаточно много внимания, но это не должно быть основным направлением и целью обучения. Недопустимо в школьном курсе информатики изучать только технологию работы в различных программных средах.

Предлагаемая концепция отражает точку зрения на информатику как на учебный предмет с двух позиций. С одной стороны, содержание учебного материала будет способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка, умения анализировать сущность объектов, явлений и процессов, проводить их целенаправленное исследование и делать на этой основе выводы. С другой стороны, оно призвано обеспечить школьника необходимыми знаниями и умениями использования современного компьютерного инструментария обработки информации. По окончании обучения должен быть сформирован общеобразовательный уровень информационной культуры школьников.

С внедрением данной учебной программы появляется возможность на этих уроках закреплять и углублять знания, полученные по другим предметам. Это достигается в процессе решения многочисленных задач из разных предметных областей, используя для этого две методики. Одна методика состоит в том, что в процессе реализации (решения) конкретной задачи осуществляется освоение конкретной программной среды. Целью является получение результата, а для этого учащемуся предлагается необходимый компьютерный инструментарий. Другая методика, которая используется, большое внимание уделяет исследованию. С этой целью учащиеся занимаются моделированием объектов, процессов, явлений из любых предметных областей.

Одной из сильнейших сторон информатики является ее интегративный характер. Это своего рода метапредмет, где можно, используя идеологию системного подхода, изучать объекты из разных предметных областей при помощи современных компьютерных средств и методов. При этом, помимо развития системного мышления, может быть достигнута не менее важная цель – закрепление знаний и умений, полученных учеником на других школьных предметах. Причем это можно организовать в результате продуктивной деятельности, где в основе лежат исследования и творчество.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Системно-информационная концепция изучения в школе образовательной области «Информатика» в учебном предмете «Информатика и ИКТ» определяет три образовательных уровня: начальный (пропедевтический) уровень, базовый уровень в основной школе и базовый уровень в старшей школе.

Начальный уровень

На этом уровне учащиеся знакомятся с основными понятиями информатики и ИКТ непосредственно в процессе создания информационного объекта, будь то рисунок или программа. Этот уровень не является обязательным в школьной программе и ориентирован на учащихся 5–6-х классов, хотя может быть реализован и на более ранних ступенях обучения. Методической поддержкой этого уровня служат учебник.

На изучение курса отводится 68 часов.

Материал курса представлен в виде трех разделов:

  1. Учимся работе на компьютере. Целью этого раздела является освоение технологии работы на компьютере в системной среде и Блокноте.
  2. Компьютерная графика. Целью этого раздела является формирование основ системного мышления, развитие творческого потенциала. Довольно большая часть этого раздела посвящена конструированию как одному из направлений моделирования.
  3. Среда программирования Qbasic 4.5. Целью этого раздела является развитие алгоритмического и логического мышления, творческого потенциала. Здесь учащиеся осваивают азы программирования и моделирования, выполняя сюжетные задания.

Рекомендации по изучению учебного материала.

На этом уровне учащиеся знакомятся с основными понятиями информатики и ИКТ непосредственно в процессе создания информационного объекта, будь то рисунок или программа.

Раздел 1.Обучение работе на компьютере

Тема 1.1. Освоение системной среды Windows

Назначение основных устройств компьютера. Правила работы за компьютером.

Сопоставление роли и назначения компьютерного и реального рабочих столов. Назначение объектов компьютерного Рабочего стола.

Освоение приемов работы с мышью.

Представление о графическом интерфейсе системной среды. Понятие компьютерного меню. Освоение технологии работы с меню.

Знакомство с назначением и функциями Главного меню. Технология запуска программ из Главного меню и завершения работы программы.

Представление об окне как об объекте графического интерфейса. Технология работы с окном.

Освоение клавиатуры. Назначение служебных клавиш.

Тема 1.2. Простейшая технология работы с текстом

Назначение текстового редактора. Структура графического интерфейса текстового редактора (на примере Блокнота). Назначение Основного меню. Команды Основного меню текстового редактора.

Технология ввода текста. Редактирование текста: вставка, удаление и замена символов; вставка и удаление пустых строк.

Назначение буфера обмена. Действия с фрагментом текста: выделение, копирование, удаление, перемещение.

Тема 1.3. Вычисления на компьютере с помощью Калькулятора

Исторические примеры различных приспособлений для выполнения арифметических операций. Технология вычислений с помощью программы Калькулятор.


Тема 1.4. Представление о составном документе

Работа с несколькими окнами. Создание составного документа с использованием двух программ.

Раздел 2. Компьютерная графика как средство развития
творческого потенциала

Тема 2.1. Освоение среды графического редактора Paint

Понятие компьютерной графики. Основные возможности графического редактора Paint по созданию графических объектов. Интерфейс графического редактора и его основные объекты. Панель Палитра. Панель Инструменты. Настройка инструментов рисования.

Тема 2.2. Редактирование рисунков

Использование команды Отменить. Использование инструмента Ластик.

Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения фрагмента рисунка и его перемещения. Примеры создания графического объекта из типовых фрагментов. Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Открытие файла с рисунком. Практикум по созданию и редактированию графических объектов.

Тема 2.3. Точные построения графических объектов

Использование клавиши Shift для построения прямых, квадратов, кубов, кругов. Построение геометрических фигур.

Понятие пиксела. Редактирование графического объекта по пикселам. Понятие пиктограммы. Создание и редактирование пиктограммы по пикселам.

Тема 2.4. Представление об алгоритме

Понятие алгоритма. Примеры алгоритмов из окружающей жизни.

Понятие последовательного (линейного) алгоритма. Представление о циклическом алгоритме. Примеры построения графических объектов на основе циклического и линейного алгоритмов.

Построение графических объектов методом последовательного укрупнения копируемого фрагмента.

Тема 2.5. Конструирование из мозаики

Понятие типового элемента мозаики. Понятие конструирования. Меню готовых форм — плоских и объемных. Конструирование с помощью меню готовых форм.

Тема 2.6. Моделирование в среде графического редактора

Представление о моделях окружающего мира. Понятие моделирования. Примеры построения моделей в графическом редакторе.

Раздел 3. Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления


Тема 3.1. Знакомство со средой Qbasic 4.5 и технологией работы в ней

Интерфейс программы Qbasic 4.5 и его основные объекты: Рабочее поле, Поле команд, Инструментальное меню.

Понятие команды в среде Qbasic 4.5. Команды управления.

Координаты. осваиваем систему координат в среде Qbasic 4.5.

 

Учим перо двигаться и рисовать. Осваиваем работу с исполнителем DRAW

Учим перо двигаться и рисовать. Знакомство с командами оператора DRAW. Моя первая программа.Рисуем на рабочем поле.

Знакомимся с работой исполнителей LINE, CIRCLE, PAINT.

Составление программ. Практикум. Понятие программы. Примеры программ. Назначение обязательных частей программы: заголовка, тела программы, признака завершения. Правила оформления программ. Составление программ рисования графических объектов.

Изучение раздела 3 заканчивается выполнением Творческого проекта.

Тематическое планирование учебного материала

Тематическое планирование курса

Информатика и ИКТ - начальный уровень

68 часов

 
 

Номер темы

 

Название темы

 

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Обучение работе на компьютере

1

Освоение системной среды Windows

4

2 2
2

Простейшая технология работы с текстом

3

1,5

1,5

3

Вычисления на компьютере с помощью калькулятора

1

0,5

0,5

4

Представление о составном документе

1

0,5

0,5

5

Контрольная работа по разделу 1

1

0,5

0,5

Раздел 2. Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала

6

Освоение среды графического редактора Paint

3

1.5

1.5

7

Редактирование рисунков

6

3,5

2,5

8

Точные построения графических объектов

4

2

2

9

Представление об алгоритме

8

4

4

10

Конструирование из мозаики

4

2

2

11

Моделирование в среде графического редактора

2

1

1

12

Контрольная работа по разделу 2

1

0,5

0,5

13 Творческий проект 2    

Раздел 3. Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления

13

Знакомство со средой Qbasic 4.5 и технологией работы в ней

2

0.5

0.

14

Координаты

1

0.5

0.5

15 Проба пера 2 1 1
16

Учим перо двигаться

1

0.5

0.5

17 Учим перо раскрашивать 5 1 4
18

 

Учим перо новым командам

3

1.5

1.5

  Составление программ      
19

Практикум
11


11

20 Выполнение творческого проекта 3   3

 

21

Контрольная работа по разделу 3

1


1

 

Общее количество часов:

68


 

 


Оценка материала

...
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн