Родительское собрание "Через развитие памяти - к успеху в обучении школьника"
Размещено: Ольга Викторовна Чаушник - чт, 15/10/2009 - 21:47
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
г.Курганинска
Разработка родительского собрания на тему:
«Через развитие памяти - к успеху
в обучении школьника
Подготовила: Висторопская Наталья Ивановна,
учитель начальных классов,
классный руководитель 1-в класса
г. Курганинск-2009
Тема: «Через развитие памяти - к успеху в обучении школьника»
Без памяти, мы бы существовали мгновения. Наше прошедшее было бы мертво для грядущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом.
Рубинштейн
Цели:
1.Познакомить родителей с особенностями памяти младших школьников;
2.Изучить упражнения и игры, развивающие память;
3.Формировать убеждение у родителей о важности развития памяти, достижения успеха в обучении.
Участники: родители учащихся 1-в класса; классный руководитель, школьный психолог, библиотекарь школы.
Подготовка.
-Накануне собрания классным руководителем проведено анкетирование родителей по особенностям памяти учащихся, (анкета для родителей прилагается), а психологом школы проведена экспресс-диагностика особенностей памяти учащихся. Учащиеся нарисовали рисунки на тему: «Осень».
- Приглашение родителей на собрание;
-Подбор литературы по теме собрания и подбор музыкального сопровождения.
Оформление, оборудование, ТСО.
- Таблицы, картинки для тренировки памяти;
- Выставка литературы о памяти;
- Магнитофонная запись песни «Школьный корабль» на стихи К. Ибряева, музыку Г. Струве;
- Развивающие упражнения и игры( набор);
- Выставка рисунков учащихся.
Форма проведения: Психологический практикум.
Ход собрания
1.Родители рассаживаются, звучит музыка - песня «Школьный корабль»).
2.Вступительное слово классного руководителя, который объявляет тему собрания, объясняет её актуальность, ставит вопросы, которые надо решить в процессе совместной работы, докладывает о результатах анкетирования родителей и диагностики учащихся и предлагает разобраться в том, что такое память и как её развивать. Анализ рисунков учащихся с точки зрения их памяти на полученное задание.
3.Выступает школьный психолог.
Память - великое свойство, без которого трудно представить себе жизнь человека, она является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков и развития интеллектуальных способностей. Без памяти нереально обычное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и в дальнейший прогресс человека без неизменного улучшения, развития памяти немыслим.
Память рассматривается как компонент общих и особых способностей. При факторном анализе бессчетных познавательных функций она выделена, как первичная умственная способность.
Память, как и все психические процессы, имеет особенности возрастные и личные.
Выдающийся психолог Л. С. Выготский, одним из первых, исследовал вопрос о развитии высших форм памяти у детей. Совместно со своими учениками А. Н. Леонтьевым и Л. В. Занковым он показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению и опосредствованной по своему строению, и проследил главные этапы развития более сложного опосредствованного запоминания.
Под памятью мы осознаем запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов прежнего опыта, дающего человеку возможность накопить информацию.
Различия памяти у людей бывают количественные и качественные.
К количественным чертам относятся скорость, длительность, точность и размер (объём) запоминания. Так, например: объём (сколько информации человек может сохранить), точность и прочность памяти (насколько долго человек сохраняет воспринятое и насколько правильно его воспроизводит), организованность.
Качественные различия касаются как доминирования отдельных видов памяти - зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и остальных, так и их функционирования. «Чистые» виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных очень редки. Чаще всего на практике мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Обычными их смешениями являются визуально-двигательная, визуально-слуховая и двигательно-слуховая память. Но у большинства людей все же доминирует зрительная память.
Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. К примеру, у ученых, отмечается отменная смысловая и логическая память, но сравнимо слабая механическая память. У актеров и врачей отлично развита память на лица. Художник, охотник имеют высоко развитую зрительную память. У спортсменов лучше развита память на движения. Есть люди, которые, к примеру, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и достаточно долго хранят в памяти запомненную информацию.
Это индивиды с развитой длительной памятью. Есть такие люди, которые напротив, скоро запоминают, но зато так же скоро забывают, то, что когда- то запомнили. У них более сильно развита кратковременная и оперативная виды памяти.
Процессы памяти тесным образом соединены с чертами личности, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. То, что интересно и эмоционально значимо, запоминается лучше. Память может меняться в течении жизни.
Сейчас ребенок обязан многое запоминать: заучивать материал практически, уметь пересказать его близко к тексту либо своими словами, а, не считая того, держать в голове заученное и уметь воспроизвести его через долгое время. Неумение школьников запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.
Способность детей младшего школьного возраста к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения в начальной школе и значительно различается у учащихся I-II и III-IV классов. Так, для детей 1-2 класса характерны ситуации, когда уяснить без внедрения каких-либо средств еще проще, чем уяснить, осмысливая и организуя материал... Испытуемые этого возраста на вопросы: «Как запоминал? О чем думал в процессе запоминания?» - чаще всего отвечают: «Просто запоминал, и все». Это отражается и на результативной стороне памяти. Для младших школьников проще выполнить установку «запомнить», чем установку «запомнить с помощью чего-либо»
Под влиянием обучения память у детей в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях:
- усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания ( по сравнению с наглядно-образным);
-ребёнок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание). У младших школьников более развита наглядно-образная память. Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения: события, лица, предметы, факты, чем определения объяснения. Они склонны к механическому запоминанию, путём механического повторения, без осознания смысловых связей. Они часто заучивают дословно! Это объясняется тем, что механическая память развита у них хорошо, и тем, что младший школьник не умеет дифференцировать задачи запоминания, ещё плохо владеет речью, ему легче заучить всё, чем воспроизводить своими словами. Дети ещё не умеют разбивать материал на смысловые группы, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста.
По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестает себя оправдывать, и это вынуждает ребят находить приемы организации памяти. Чаще всего таковым приемом оказывается многократное повторение - универсальный метод, обеспечивающий механическое запоминание (для ребят3-4 класса)
В младших классах, где от ученика требуется только обычное воспроизведение маленького по размеру материала, таковой метод запоминания дозволяет управляться с учебной перегрузкой. Но часто он остается у школьников единственным на протяжении всего периода обучения в школе. Это связано в первую очередь с тем, что в младшем школьном возрасте ребенок не овладел приемами смыслового запоминания, его логическая память осталась недостаточно сформированной.
Основой логической памяти является внедрение мыслительных действий в качестве опоры, средства запоминания. Таковая память базирована на понимании. В данной связи уместно вспомнить высказывание Л.Н. Толстого; «Знание лишь тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью». К переходу в среднее звено у учащихся должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Очень важно научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если ученик запоминает материал с установкой, что он понадобится в скором времени, то материал запоминается быстрее, помнится дольше, воспроизводится точнее. А также должна быть мотивация на успех достижения. Проведённая диагностика показала проблемы с памятью у учащихся. Проблемы с памятью накладывают серьёзный отпечаток на успешность учёбы детей.
Память необходимо тренировать. И очень важная роль здесь отводится родителям, которые могут, используя специальные игры, упражнения, развивать память детей в домашних условиях.
Давайте разберём несколько упражнений для тренировки памяти. (Предлагаются практические упражнения и игры для развития памяти.)
- Психологический практикум
Упражнения для развития памяти
Упражнения 1.
Предложите ребёнку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем откроет глаза и проверит верно ли были названы им предметы.
Упражнение 2.
«Мысленные образы и эмоции»
«Я вам буду говорить фразы, а вы после каждой закройте глаза и представьте себе соответствующие картинки».
Собака, виляющая хвостом.
Муха в вашем супе.
Миндальное печенье в коробочке в форме ромба.
Молния в темноте.
Пятно на вашей любимой рубашке или юбке.
Капли, сверкающие на солнце.
Крик ужаса в ночи.
"Теперь возьмите листок бумаги и попробуйте вспомнить и записать названные фразы».
Это же упражнения можно использовать для тренировки зрительной памяти, а не слуховой. Тогда список фраз не произносится ведущим, а дается написанным на листке бумаге. Инструкция так же меняется соответствующим образом: «прочитайте ниже приведенные строчки и после каждой строчке, закрыв глаза, представьте себе соответствующею картину».
Упражнение 4
«Осознание словесного материала»
Используется как для тренировки зрительной памяти, так и слуховой. Цель этого упражнения – заставить детей поразмышлять о словах. Ведущий говорит: сейчас я буду читать (показывать) слова: услышав (увидев) каждое слово, представляйте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать , и т. п. например , зубная паста на вид белая и блестящая , с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно.
Бумага шерсть сапог гнездо телега палец
Кот волосы лимонад колесо роза слон
Палка платок поцелуй фильм слеза автобус
Блин ботинок доктор счастье птица мороженное
Упражнение 3.
«Двойная стимуляция памяти»
Перед учеником раскладывают 15-20 карточек с изображением отдельных предметов (например, яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т.д.)
Ребенку говорят: «Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону». Затем читается первое слово. После того, как ученик отложил картинку, читается второе слово и т. д. Далее ученик должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает те слова, которые ему были названы.
Примерный набор слов:
Пожар, завод, корова, стул, вода. Отец, кисель, сидеть, ошибка, доброта и т. д.
Упражнение 4.
«Развитие ассоциативного мышления»
Цель этого упражнения побудить детей к ассоциативному мышлению. Предложите им несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов, например: верблюд – горб, гора, пустыня, кактус, песок и т. д.
В конце попросите детей поработать самостоятельно над 2-3 словами.
Применяйте это упражнение как можно чаще, формируя тем самым навык ассоциативного мышления. Примерный набор слов: ноготь, стакан, солнечный, осленок и т. п.
Упражнение 5.
«Мысленные образы и их эмоциональная окраска»
«Закройте глаза и вообразите следующие картинки»:
Осиное гнездо
Осиное гнездо у вашей двери
Осиное гнездо у вашей кровати
Старик на скамейки
Плачущий старик на скамейке на солнце
Острый нож
Острый нож, режущий мясо
Острый нож, режущий вам палец
Птичка в саду
Птичка, купающаяся в луже
Птичка, взлетающая, спасаясь от кошки
«Возьмите листок бумаги и запишите, что вам запомнилось».
Это упражнение можно использовать как для тренировки зрительной, так и слуховой памяти.
Упражнение 6.
Игра «Исчезнувший предмет»
На столе ставится несколько небольших игрушек. Ребятам предлагается запомнить, что находится на столе. Затем дети отворачиваются, а ведущий прячет один предмет и предлагает участникам игры отгадать, какой именно.
Упражнение 7.
Игра «Игра на развитие зрительной памяти»
Для этой игры понадобятся 10 штук палочек. Их кладут на стол. Ребёнку даётся мало времени, чтобы посмотреть на них. Через 1-2с. Их накрывают листом бумаги. Это-условие игры. Учащийся должен сказать, сколько палочек на столе.
Как считать ошибки:
Нет ошибок-10 баллов
1 ошибка-8 баллов
2 ошибки-6 баллов
3 ошибки-4 балла
4 ошибки-2 балла
5 ошибок и более-1 балл
-Выступление школьного библиотекаря. Она знакомит родителей с выставкой книг и предлагает литературу для чтения по теме, и делает обзор новинок литературы. Рекомендуемая литература для родителей:
1.Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.,1980.
2.Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 1979.
3. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 1968.
- Заключительное слово классного руководителя. Успешное решение задач воспитания и обучения, определённых приоритетным национальным проектом «Образование» невозможно без взаимодействия семьи и школы. Успех в обучении и воспитании детей возможен только при эффективном сотрудничестве учителя и родителей обучающихся. Ориентировать детей необходимо на мотив достижения успеха в обучении, через развитие памяти.
Хвалите ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к развитию самого себя. Если ребёнок будет развивать свои способности без вашей помощи – значит, вы добились успеха.
- В качестве решения родительского собрания родителям предлагается памятка, следующие рекомендации :
- С целью достижения успеха в обучении, помогите вашим детям улучшить память.
- Тренируйте память детей, используя рекомендованные игры и упражнения и подбирая другие из предложенной литературы.
- Учите детей пользоваться различными мнемотехническими приёмами.
Приложение
Анкета для родителей
1.Какой вид памяти преобладает у вашего ребёнка?
2.Способен выучить стихотворение ваш ребёнок в 4-8 строк после нескольких повторений?
3.Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти?
4.Владеете ли вы приёмами развития памяти и какими?
5.Трудно ли ему выполнять домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала?
Диагностика развития памяти
Методика «Долговременная память»
Зачитывается ряд слов несколько раз, чтобы дети запомнили.
Стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко.
Проверка происходит через 7дней. Высчитывается по следующей формуле:
В
С= - . 100%
А
Где А- общее количество слов;
В- количество запомнивших слов;
С- коэффициент долговременной памяти
Результаты:
75%- высокий уровень
50 %_ средний уровень
30-50%- низкий уровень
Ниже 30%- очень слабый уровень.
Использованная литература
1. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема личного обследования детей младшего школьного возраста: для школьных психологов. Томск, 1993.
2. Голубева. Личные особенности памяти человека. М., Педагогика, 1980 г.
3. Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика. М., 1985.
4. Житникова Л.М. Учите детей запоминать. - М., 1985.
5. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. - М., 1976.
6. Матюгин И. Ю. Магия памяти.- М.: Сталкер, 1998
7. Рогов И.С. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - Москва: ВЛАДОС, 1996.
8. Фридман Л.М., Пушкина Т.М., Каплунович И.Я. Исследование личности учащихся и ученических коллективов. М., 1988.
9. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников // Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. - Петрозаводск, 1992.