<!--[if !supportLists]-->1. <!--[endif]-->Что такое гидросфера, из каких частей она состоит?
<!--[if !supportLists]-->2. <!--[endif]-->Каковы свойства воды? В чем заключается ее роль на нашей планете?
<!--[if !supportLists]-->3. <!--[endif]-->Какое значение имеет круговорот воды?
Проверка выполнения рубрики «Мои географические исследования».( Учебник, стр. 71).
Проверка выполнения заданий в тетради-тренажере. (Тетрадь-тренажер, стр.2, зад. 2. Стр. 59, зад. 4).
Подготовка к усвоению нового учебного материала.
Слайд 1.
Слайд 2.
Учитель. Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что такое Мировой океан. Познакомимся с его частями. Поговорим об основных свойствах вод мирового океана.
Слайд 3.
Вспомните, какие океаны вам известны?
Слайд 4.
Кроме четырех основных океанов выделяют еще и Южный океан. Прочтите рубрику «Блокнот» (учебник, стр. 72).
Усвоение новых знаний.
Учитель. Около 71 % поверхности Земли покрыто океанской водой. На физической карте (стр. атласа 12-13) покажите мировой океан.
Дети. Говорят, что его нет.
Слайд 5.
Учитель. Правильно, ведь Мировой океан это все непрерывное водное пространство Земли. Впервые этот термин ввел русский географ, океанолог Ю. М. Шокальский. Площадь поверхности Мирового океана около 361 млн. кв. км. В Мировом океане выделяют отдельные части, разделенные материками. Используя текст учебника составьте схему.
Океаны.(Обширные участки единого мирового океана, различающиеся рельефом дна, особенностями движения вод, свойствами воды, растительным и животным миром),
Слайд 8.
Моря.(Часть океана, прилегающая к материку или вдающаяся в него. Они отличаются от океана свойствами водных масс и живущими в них организмами. Бывают окраинные и внутренние моря).
Слайд 9.
Заливы. (Часть моря или океана, глубоко вдающаяся в сушу).
Проливы.(Узкие водные пространства, разделяющие участки суши и соединяющие соседние моря или океаны).
Каналы.(Искусственные проливы, созданные людьми).
Учитель.По схеме определите, что показано на схеме под № 1 (полуостров), № 2 (море или залив), № 3 ( полуостров), № 4 ( залив).
Учитель.Ну а теперь поговорим про свойства вод мирового океана.
Какая вода в океане на вкус?
Дети. Соленая.
Учитель. Правильно, горько-соленая.
Слайд 20.
Первое свойство воды это- соленость.
Прочтите в учебнике, что такое соленость. (Количество растворенных солей в определенном объеме воды). В среднем она составляет 35 ‰ (промилле). Это значит, что в 1 литре воды растворено 35 граммов соли. Промилле- это тысячная часть.
Например, соленость Черного моря- 18 ‰ , а Красного- 42 ‰.
Слайд 21.
На разных широтах соленость отличается.
А почему соленость разная, какие причины влияют на соленость?
Дети.Количество осадков, испарение, количество и полноводность рек, впадающих в море, залив, образование льдов.
Учитель.Следующее важное свойство- температура.
Слайд 22.
Проанализируйте данные и сделайте вывод.
Слайд 23.
Учитель. Как изменяется температура воды при движении от экватора к полюсам?
Дети.Температура воды уменьшается.
Слайд 24.
Учитель. А теперь посмотрите эти данные, сделайте вывод.
Дети. С глубиной температура воды тоже уменьшается, быстро до 1000 метров, а далее медленно.
Закрепление новых знаний.
Слайд 25.
1. Выполнение рубрики «Мои географические исследования». Учебник, стр. 73.
2. Работа в тренажере.
Выполнить задания 3, 5 на стр. 46
1 на стр. 47
3 на стр. 48
1, 2 на стр. 50
3, 4,5 на стр. 51
Подведение итогов урока .
Учитель.Итак, сегодня мы с вами рассмотрели части Мирового океана и познакомились с основными свойствами воды в океане.
Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.
Домашнее задание. Разворот учебника на стр. 72-73.