ûûûМир творчества имеет свои законы, по ним вот уже много- много тысяч лет существует параллель. Параллель другому миру- послушания, повторения, не сопротивления, а, значит: самообмана и обмана окружающих. И уже много тысяч лет существуетвеликое противостояниемежду двумя мирами: миром творчества и миром послушания. Часто исход противостояния решает великая и могучая сила - СИСТЕМА. Самые бурные овации, искренние слова похвалы, все лавры мира тому, кто жил и живёт ВОПРЕКИ в мире творчества. Вопреки параллели повторения и самообмана, которая, часто по негласному указу СИСТЕМЫ превращалась из параллели в разительный луч, вонзающийся в творчество. А значит в душу...ûûû
Он делал свой очередной заказ, к очередному светлому празднику ПАСХИ. Праздники, заказы, бесконечные сувениры: все строго в яйцеобразной форме: часы, шкатулки, пудреницы, чернильницы и даже пироженные. Как скучно и однообразно. Когда-то захватившая волна безумных фантазий украшения пасхальных яиц, стала превращаться в тягость и что самое страшное в долг и обязательство.
Придворный свет, с идеальным глянцем чистоты зеркал, окон, паркетов,
блеском женских украшений, с новомодными запахами духов, с напудренными париками и массой всего другого никогда не нравился ему. А сейчас стало казаться, что его творения и высший свет это одно и тоже. Каждое своё яйцо он старался сделать совершенством красоты, изящества, без повторения предыдущего. А сейчас стало казаться, что всё сделанное, размывается на том же новомодном итальянском паркете или на фоне декоративных обделок.
Долг... Обязательство.. Творить... Творить.. Внутри опустошение. Неужели это тот самый конец творчества, о котором слышал. Эмоции печали, раздражения. Далее - апатия. За этим однозначно - конец.
Он пытался отвлечься от этих мыслей, найти новый образ, поставить новую цель. На ярмарке, куда он забрёл, в тот день было людно. Вот торговые ряды со всякой всячиной. Хлеб, соль, мыло... Внезапное оцепенение. Среди какого- то хлама, будто рыбы, будто обуви. Сверкая на солнце, была выставлена на продажу... вся коллекция его изделий. Что это? Откуда? Он точно знал, когда и кому были изготовлены изделия. Да и о чём речь, все его творения эксклюзивны, невероятной стоимости! Не веря своим глазам, он робко протянул руку и взял ЭТО. Сразу же вздох облегчения - под рукой знакомое тепло дерева. Что же сверкает? Это же медь и разноцветное стекло! Вот это да! Только и мог вымолвить он. Поразительная копия всех его трудов за многие годы! Выделана из самого обычного дерева и продаётся по копейке за штуку, на забаву детворе. Удивление его было прервано звонким смехом продавца. Это была маленькая девочка. Настолько маленькая, что стояла на большом берёзовом полене. Иначе её не было бы видно из за прилавка. Какой удивительный смех у этой девчонки с выпачканным лицом и грязными ручонками? Какой заразительный смех!
Пошёл дождь. Девочка начала собирать яйца в мешочек. Не думая, что будет, потом и для чего он это делает, он взял на руки этого человечка и понёс. Лишь по дороге, которую указывала девочка своим грязным пальчиком, он чувствовал, что это создание послал ему бог и что, его творчеству ещё не конец, а, возможно, новое начало. А дальше всё было как всегда у самых великих мастеров.
В тёмном, едва освещаемом, подвале он был торжественно представлен автору копий мировых шедевров. Это был брат девочки. Такой же белокурый, как и она сама. Пока он знакомился и поражался технологии изготовления копий в этом заброшенном подвале, девочка обсохла, и её волосы поднялись вверх, приняв необычную форму. Одуванчик! Настоящий одуванчик!
Тепло, попрощавшись с новыми друзьями, он мчался домой и радовался как-то по-новому, по-детски: искренне и счастливо. Чему он и сам ещё не понимал.
Понимание пришло позднее. Когда в его известной на весь мир фабрике, появился новый ученик. И когда долгими дождливыми вечерами он с особым трепетом и благоговением паял свой новый шедевр –одуванчик.
Р.S. К реально происходящим событиям отношения не имеет.
«Одуванчик» фабрики Фаберже хранится в Оружейной палате Московского кремля.