* развивать целостную психолого-педагогическую культуру обучающихся;
* корректировать поведения у обучающихся с помощью игротерапии;
* выявлять психологические причины, вызывающие состояние суицидального
поведения, агрессивности у обучающихся ;
*выявлять аномалии поведения обучающихся и предупреждать их дальнейшее развитие;
* учить обучающихся выплескивать гнев без агрессии;
* отслеживать психологическое состояние обучающихся.
Актуальность программы:
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни дети. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания родителей, индивидуальные психологические особенности обучающегося, внутриличностный конфликт...
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами.
Основной контингент учащихся школы - дети из «группы риска», дети-сироты и дети с ограниченными возможностями здоровья, социально-незащищенной сферы населения с различными нервными и психическими заболеваниями, которые нуждаются в своевременной спициализированной помощи.
Программа направлена на помощь обучающимся в трудной жизненной ситуации.
Длительность программы 1 год
Программа реализуетсяна основе психодиагностики, которая проводится 2 раза в год
Программу реализуетпедагог-психолог Паскал Виктория Викторовна
Эффективность программыоценивается по результатам наблюдения, психологичес-
кого обследования
Программа составленадля учащихся 2-8 классов с агрессивным поведением, признаками суицидального поведения с учетом психолого-возрастных особенностей детей
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
У 17, 5 % учащихся нашей школы по различным причинам проявляется агрессивность. За этими учащимися проводится психологическое наблюдение и коррекционная работа.
По результатам наблюдений за поведением учащихся нашей школы в различных ситуациях, а также в процессе бесед с родителями, был выявлен ряд причин, факторов, препятствующих поведению обучающихся: наследственно-характерологические; резидуально-органические; социально-бытовые; ситуационные; психические; социальные. Все это учитывалось при составлении программы по коррекции агрессивности.
Программа направлена на коррекцию агрессивного поведения обучающихся, профилактику суицидального поведения, личностное развитие возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми : детьми и взрослыми.
Настоящая программа составлена для учащихся 2-9 классов :
2 класс
фамилии обучающихся
3 класс
4 класс
2-4 классы
6-7 классы
дом. обуч.
У р о в н и а г р е с с и в н о с т и :
Уровень 1- у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; он самостоятельно овладевает собственной агрессивностью.
Уровень 2- Есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребёнку требуется помощь в овладении собственным поведением.
Уровень 3- Ребёнку требуется значительная психолого - педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.
Уровень 4- Психолого - педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияние на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребёнку.
Настоящая программа составлена с учетом психодиагностики, индивидуальных особенностей учащихся и их заболевания. На всех них заведены карты агрессивности, в которых отслеживается психическое состояние учеников.
3-я неделя месяца - понедельник
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Дата
СОДЕРЖАНИЕ:
Кол-воч.
01.09
Этюды на расслабление мышц, упражнения: «Улыбка», «Мир тебе»
1
29.09
Мышечная релаксация с использованием глубокого дыхания и визуальных образов «Гусеница», «Смена ритмов»
1
06.10
Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации
1
27.10
Навыки конструктивного поведения через ролевые игры «Зайки и слоники», «Волшебный стул»
1
03.11
Галерея негативных портретов
1
24.11
Техника “Разрывание бумаги” Кэти Дейвис (Kathy Daves)
1
1.12
Снижение уровня личностной тревожности: упражнения «Водопад», «Танцующие руки»
Реконструкция позитивного образа через детские воспоминания: упражнения «Театр масок», «Облако»
1
26.01
Коррекция и развитие тактильно-двигательного восприятия: «Дрока», «Шарик»
1
02.02
Коррекция и развитие эмоциональной сферы: упражнение «Поверь мне», игры «Слепой танец»
1
24.02
Поведенческая терапия, направленная на расширение поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении
1
2.03
Развитие эмпатии: упражнения «Дудочка», «Штанга»
1
30.03
Игра для профилактики и разрешения конфликта «Корабль и ветер», «Подарок под елкой»
1
6.04
Обучение управлению гневом. Расслабление обучающихся
1
27.04
Развитие позитивной самооценки, упражнения : «Незнайка», «Кляксы»
1
4.05
Формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе , упражнения «Сосулька», «Мяч»
1
25.05
Снятие напряжения и коррекция агрессии: упражнения «Шалтай-Болтай», игра «Винт»
1
Аутогенные тренировки.
Итого по программе:
18
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Организованная психологическая работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.
К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:
* признавать собственные ошибки, переживать чувство неловкости, вины за свое агрессивное поведение;
* сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;
* выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
* переключаться с агрессивного состояния на более спокойное;
* анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
* осознавать через слово особенности, причины и последствия своего агрессивного
поведения;
* контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
* работать самостоятельно в парах, в группах.
НАСТОЯЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗВОЛЯЕТ:
* снизить уровень агрессивности учащихся;
* снизить уровень личностной тревожности учащихся;
* повысить уровень эмпатии учащихся;
* повысить контроль ученика над своими эмоциями.
Список литературы, использованной при разработке программы:
1. Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.
2. Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.
3. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей - М.,2003 г.
4. Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми – М.,1999 г.
5. Вачков И. Как работать с агрессией. – М.,2001 г.
6. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.,1996 г.
7. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. - М.,1999 г.