Цели: повторение и систематизация изученного; обсудить понятие окончание6 уточнить опознавательные признаки понятия и способ действия для их выявления; ввести термин нулевое окончание; развивать речь детей, обогащать словарный запас, развивать орфографическую зоркость; воспитывать любовь к русскому языку, культуру общения, поведения, умение высказываться самим и слушать других.
Оборудование: «Русский язык. К тайнам нашего языка. 2 класс»(М.С.Соловейчик,Н.С.Кузьменко); тетрадь-задачник «К тайнам нашего языка. 2 класс»(М.С.Соловейчик,Н.С.Кузьменко); презентация по теме урока; карточки.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока:
I.Организационный момент.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Карандаш, книжка, тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы так работать?
Чтобы лучше, больше знать?
II.Актуализация знаний учащихся.
На доске.Арбузы Берёзы Вороны Билет Комнаты Вагон
-По каким признакам можно разделить эти слова на две группы? (1 гр. ед.ч. 2 гр. мн.ч. ; 1гр. есть окончание. 2.гр. нет окончаний.)
III. Сообщение темы урока.
-Выпишите в два столбика слова: в первый- с окончанием; во - второй без.
-С какой частью слова будем работать на уроке? (с окончанием)
- Сегодня мы дополним свои знания об окончании, (Слайд.1.) узнаем новое понятие нулевое окончание?( Слайд 2.)
Цели:
-повторить изученное об окончании, познакомиться с нулевым окончанием;
-развивать умение определять окончание;
-воспитывать умение высказываться самим и слушать других.
IV. Работа над материалом урока.
-Что в математике означает цифра 0? (Ничего)
-Значит, как вы думаете, что значит в русском языке понятие нулевое окончание?
-Вып. Упр. 503.
Слайд 3. Вывод: Окончание «невидимка», т. е. отсутствие окончания, учёные называют нулевым. Нулевое окончание показывают пустой рамкой: стол
-Узнав новое, пришло время поиграть. Сегодня мы будем разгадывать шифровку для мальчика – иностранца. Учебник с упр.504- это шифровка, ваши рабочие тетради – это место, куда вы запишите расшифрованное задание. И обязательным условием этого задания является вывод, который вы должны сделать. На это задание вам 5 минут.
Слайд 4. Вывод: чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам или по команде одного – двух вопросов.