Рабочие программы учебных курсов и дисциплин - составная часть учебного плана образовательного учреждения.
Размещено: Татьяна Александровна Мануйлова - пн, 06/07/2009 - 12:03
Рабочие программы учебных курсов и дисциплин - составная часть учебного плана образовательного учреждения.
Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. При этом важное значение имеет
повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни.
Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.
Методическая работа является одним из важных компонентов системы непрерывного педагогического образования.
В новых условиях учитель перестаёт быть просто передатчиком знаний, он становится методистом своего учебного курса, чётко представляющим
возможные благоприятные и негативные последствия своих действий для участников образовательного процесса;
вероятность отклонения от избранной педагогической цели;
вероятность получения желаемых или нежелательных результатов.
В связи с этим 29 августа 2006 года на основании приказа Комитета по образованию Администрации Волгоградской области № 1769 у нас появилось
понятие «рабочая программа». В приказе было написано, что:
Рабочие программы учебных курсов и дисциплин являются составной частью учебного планаобразовательного учреждения, реализующего программы общего образования, и отражают методику реализации программ учебных курсов и дисциплин с учетом:
- требований федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;
- обязательного минимума содержания учебных программ;
- максимального объема учебного материала для обучающихся;
- требований к уровню подготовки выпускников;
- объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов, модулей, спецкурсов, практикумов, исследовательской и проектной деятельности в каждом классе;
Сначала все педагоги долго разбирались, спорили, что это такое и как правильно написать рабочую программу. Ведь даже если речь идет о многократно продуманном новом учебном содержании или педагогической технологии, в процессе их включения в образовательную деятельность выявится что-то новое, ранее не предусмотренное.
Это сейчас проработав методом проб и ошибок целый год, внимательно прислушиваясь ко всем сообщениям с курсов, часто весьма противоречивым мы точно знаем, что рабочая программа, хранящаяся у учителя, предполагает следующие этапы работы:
Выбор учебника из Федерального перечня учебников.
Сравнение содержания общеобразовательной программы и учебника с Примерной программой по предмету.
Анализ избыточного и недостающего информационного материала.
Определение дополнительной справочной и учебной литературы.
Составление рабочих программ курсов, дисциплин (тематических планов).
Основные идеи Госстандарта, Примерной программы и их содержание нельзя реализовать только одним учебником, организующим процесс обучения, необходимо обеспечить изучение учебных курсов всеми существующими на данный момент учебниками (ведущим может только один), различными пособиями, позволяющими учителю получить информацию, которой недостаёт в учебниках, справочниками и словарями, рабочими тетрадями, раздаточным и дидактическим материалом.
Рабочие программы по всем учебным предметам, модулям, спецкурсам разрабатываются каждым учителем самостоятельно на один учебный год для каждого класса на основе примерной или авторской учебных программ; по практикумам, исследовательской, проектной деятельности обучающихся - в соответствии с образовательной программой школы.
Учителю, составляющему рабочую программу, предстоит продумать ответы на следующие вопросы:
Что я хочу, чтобы учащиеся познали, научились делать, какие умения и способности они должны при этом проявить?
Какие условия и побудительные действия я должен осуществить, чтобы учащиеся проявили опыт и умения, выполнили необходимую работу?
Каковы критерии оценки достигнутых умений учащихся, т.е. как (и какая) должна быть выполнена работа, чтобы я был удовлетворен?
Затем рабочая программа рассматривается на заседании методобъединения учителей (результаты рассмотрения заносятся в протокол), и, при условии её соответствия установленным требованиям, согласуется с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждается директором образовательного учреждения.
Сроки и порядок рассмотрения рабочих программ учебных курсов и дисциплин устанавливаются локальным актом школы. В прошлом учебном году, нарушив все сроки утверждения, мы составили локальный акт о рабочих программах, и поделились нашими наработками со всеми, кого они заинтересовали.
И всё таки работа по самостоятельному составлению рабочих программ достаточно сложная, отнимающая много времени. Поэтому с огромной радостью все педагоги района восприняли майский приказ с допущением использования изданных развёрнутых тематических планирований.
При этом свобода педагогического творчества у нас всё равно осталась. Тематическое планирование рекомендуется рассматривать как ориентировочное, оно предполагает творческое использование в отношении распределения учебного материала и времени на изучение отдельных тем, последовательность их рассмотрения, выбора видов самостоятельной деятельности учащихся, характера домашнего задания при условии обеспечения обязательного минимума содержания образования по учебному курсу.
До сих пор многие учителя спорят о необходимости и важности рабочих программ, но это реальность с которой необходимо смириться. Правильность написания программы свидетельствует о методическом мастерстве и осознанности деятельности педагога в своей работе.
Педагогическая грамотность понимается как основа педагогической культуры учителя. Повышение профессионального уровня педагогов - необходимое условие модернизации системы образования России