Submitted by Елена Ивановна Гвоздикова on вс, 28/06/2009 - 19:28
Тип урока:урок изучения нового материала.
Вид урока:урок-путешествие с использованием лингвистической сказки.
Технология:элементы игровой технологии.
Цель:познакомить учащихся с понятием «причастный оборот» и с его синтаксическим синонимом — предложением с союзным словом «который».
Задачи:
-дать понятие о причастном обороте;
- научить заменять сложные предложения простыми предложениями, осложненными причастными оборотами;
- научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением причастных оборотов.
- развивать умениеопределять место причастного оборота в предложении и расставлять знаки препинания при нём;
-приобщать учащихся к культурным ценностям прошлого.
Актуальность.На современном этапе развития школы выдвигается задача преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования – задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в обществе.
Естественной в учебно-воспитательном процессе становится установка на самостоятельное получение знания обучаемыми, на их самообразование и на самопознание.
В связи с этим в настоящее время особое внимание уделяется индивидуальному (ориентированному на личность) подходу при обучении учащихся, созданию условий, для того чтобы ребёнок овладел многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, развивал свой творческий потенциал.Урок подготовит учащихся к более трудным вопросам по теме «Причастие», будет эмоционально воздействовать на сознание учащихся и повысит интерес к предмету.
Новизна проекта.Во время уроков с использованием оригинальных презентаций, выполненных в редакторе PowerPoint, создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Привлечение интересного дидактического материала обеспечивает высокую работоспособность учеников.Данный урок построен с учётом психологический особенностей школьников, идёт опора на межпредметные связи (МХК), используются возможности личностно-ориентированного обучения.
Продолжительность реализации проекта.Урок-путешествие рассчитан на 1 час.
Механизм реализации проекта:урок-путешествие с использованием презентации, выполненной в редактореPowerPoint, и применением интерактивной доски.
Перспективы дальнейшего развития проекта.За этим уроком следует несколько уроков, объединенных общим понятием «причастие», на которых дети научатся определять место причастного оборота в предложении и расставлять знаки препинания при нём, а также будут создавать собственные проекты по изучаемой теме.
Возможности распространения в других образовательных учреждениях.Данный проект может быть использован в любом общеобразовательном учреждении при изучении темы «Причастие».
Ход урока
1.Вступительное слово учителя.
Слайд 1.
Учитель.Ребята, сегодня вы узнаете удивительную историю о короле Котором и принцессе из царства Причастий. Мы посмотрим, как образуются причастия и причастные обороты, откроем для себя происхождение некоторых слов и даже попытаемся выступить в роли корректора и обнаружить ошибки в употреблении причастных оборотов.
2.Актуализация знаний.
Слайд 2.
Учитель.В далекой стране правил в давние времена король Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго-настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду.
Слайд 3.
Даже придворных его звали весьма необычно: Который читает,Который готовит, Который рисует, Который плавает.
Слайд 4.
Но и те, которые оставили службу при дворе, не потеряли своих имен: Который отдыхал, Который ускакал, Который уехал.
Слайд 5.
Не очень-то веселой была жизнь в королевстве.
Солнце, которое всходило, цветы, которые расцветали, птицы, которые щебетали, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого.
Слайд 6.
И вотоднажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий. Он говорил ей:
— Я король, который любит.
— Любящий, — поправляла она.
— Я тот, который восхищается вами.
— Восхищающийся, — вторила она.
— Годы, которые мне остались...
— Оставшиеся...
— Я хочу посвятить вам.
— Хорошо, — ответила принцесса, — но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил, или веривший, тот, который знает, или знающий...
Представьте, как обрадовались подданные
3.Работа по образованию причастий.
Учитель.Ребята, давайте посмотрим, что произошло с именами подданных короля Которого после вмешательства принцессы Причастие.
Слайд 7.
(Дети записывают причастия в тетради (который читает — читающий, который готовит —готовящий, который рисует — рисующий, который плавает — плавающий)).
Слайд 8.
Но и у тех, которые оставили службу при дворе, тоже изменились имена.
(Дети записывают причастия в тетради (который отдыхал – отдыхавший, который ускакал —ускакавший, который уехал —уехавший)).
4.Выполним упражнение.
Слайд 9.
Учитель.Конечно, король Который очень известен, но все же не так, как знаменитый Мавсол из Галикарнаса. Давайте познакомимся с этой удивительной историей и выполним упражнение.
Задание.Образуйте синонимичные конструкции с причастными оборотами.
Слайд 10.
Образец
Галикарнасский мавзолей, который был причислен к семи чудесам света, очень интересен. — Галикарнасский мавзолей, причисленный к семи чудесам света, очень интересен.
Слайд 11.
1.Это ш_девр архитектуры, который был возведен вIVвеке до нашей эры.
2.Памятник этот был сделан из чудесного мрамора, который светился в темноте.
3.На первом этаже, который представлял собой прямоугольное закрытое помещение, находилась погребальная кам_ра.
4.На глухие стены второго этажа был поставлен храм, который был окружен колон_адой.
Слайд 12.
5. На многоступенчатой пир_миде размещалась мраморная кв_дрига, которой управляли те, чей прах покоился внизу.
6.Подобные постройки, которые возводились для знатных особ, стали называться м_взолеями.
КВАДРИГА—
двухколесная колесница, запряженная четырьмя лошадьми.
Попробуйте обнаружить связь между «квадригой» и одной из геометрических фигур.
5.Выполнение разноуровневых заданий.
Слайд 15.
Учитель.А теперь мы попробуем определить, откуда пришли в наш язык некоторые слова из выполненного упражнения. Каждый из вас может выбрать карточку определенного уровня сложности.
Уровень «3».Закончите таблицу. (См. приложение 1).
Происхождение
Значение
Пример из текста
Французское
«труд, достойный мастера»
Греческое
«помещение со сводообразным потолком»
Латинское
«деньги, пособие, срок выдачи пособия»
Греческое
«глыба, блестящий камень»
Старославянское
его происхождение связано со словом «порох»
Слова для справок: камера, эра, мрамор, шедевр, прах.
Уровень «4».Закончите таблицу, используя слова из упражнения. (См. приложение 2).
КЛЮЧ
Французское
«труд, достойный мастера»
шедевр
Греческое
«помещение со сводообразным потолком»
камера
Латинское
«деньги, пособие, срок выдачи пособия»
эра
Греческое
«глыба, блестящий камень»
мрамор
Старославянское
его происхождение связано со словом «порох»
прах
Уровень «5».Соединительными линиями покажите соответствия. (См. приложение 3).
КЛЮЧ
Французское
«помещение со сводообразным потолком»
шедевр
Старославянское
«труд, достойный мастера»
эра
Греческое
«деньги, пособие, срок выдачи пособия»
прах
Греческое
его происхождение связано со словом «порох»
камера
Латинское
«глыба, блестящий камень»
мрамор
6.Работа по развитию речи.
Учитель.Правильно употреблять причастные обороты в своей речи должен уметь каждый, но это не всегда удается. Попробуем обнаружить и исправить грамматические ошибки в предложениях с причастными оборотами.
Слайд 16.
Задание.Исправьте грамматические ошибки.
1.Знаменитая гробница Мавсола находилась в Малой Азии, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием.
(Подсказка: причастный оборот занимает неправильное положение по отношению к определяемому слову)
2.Мавсол, не доверявшийся персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победили Пифей и Сатир.
(Подсказка: причастие не согласовано с определяемым существительным)
3.Особое внимание привлекала окруженная усыпальница 39 колоннами.
(Подсказка: определяемое слово не должно входить в причастный оборот)
Слайд 17.
Проверьте себя!
Знаменитая гробница Мавсола, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием, находилась в Малой Азии.
Мавсол, не доверявший персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победили Пифей и Сатир.
Особое внимание привлекала усыпальница, окруженная39колоннами.
7.Подведение итогов урока
Учитель.Сегодня мы с вами приступили к изучению одной из самых интересных тем в курсе русского языка. Мы узнали о тесной связи предложений с союзным словом «который» и предложений с причастным оборотом. Мы попытались конструировать предложения с причастными оборотами и исправляли ошибки, связанные с неправильным употреблением этих конструкций. В течение нашей своеобразной экскурсии во времени нам удалось познакомиться с происхождением некоторых слов. Вспомните их (дети называют слова).
Человек, знающий возможности родного языка, — это волшебник, которому под силу совершать таинственные превращения.
Домашнее задание.Написать стихотворение по заданному началу.