Эта лекция открывает курс "Введение в общую психологию". Задача курса- познакомить вас с основными понятиями и проблемами общей психологии. Мы коснемся также немного ее истории, в той мере, в какой это будет необходимо для раскрытия некоторых фундаментальных проблем, например проблемы предмета и метода. Мы познакомимся также с именами некоторых выдающихся ученых далекого прошлого и настоящего, их вкладами в развитие психологии.
Многие темы вы будете изучатть затем более подробно и на более сложном уровне- в общих и специальных курсах. Некоторые же из них будут обсуждены только в этом курсе, и их освоение совершенно необходимо для вашего дальнейшего психологического образования.
Скажу несколько слов об особенностях психологии как науки.
Психология- наука о душе.
Душа- понятие употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания.
В настоящее время в психологии вместо понятия "душа" используется понятие "психика".
Психика является предметом изучения психологии.
Психология как наука возникла на основе житейского эмпирического опыта. Эти знания накапливались, передавались из поколения в поколение. Житейские психологические знания существенно отличаются от научных.
Знания, которыми располагает житейская психология, базируется в основном на наблюдениях и предположениях.
Научная психология строится на обобщениях, знания являются осознанными, в их приобретении значительную роль играет эксперимент.
2. Отрасли психологии.
1. Общая психология- общие закономерности психики.
2. Возрастная психология- развитие психики в онтогенезе.
Онтогенез- развитие индивида от рождения до смерти.
3. Социальная психология- изменения происходящие в психике человека под влиянием общения, взаимодействия человека в обществе.
4. Педагогическая психология- изменения, происходящие в психике под влиянием учения.
5. Юридическая психология.
6. Клиническая психология.
7. Специальная психология.
8. Психология труда.
3. Взаимосвязь психологии с другими науками.
1. Философия- сознание и материя.
2. История- развитие общества.
3. Социология- взаимосвязь в обществе.
4. Анатомия и физиология.
5. Педагогика- использование теоретических знаний на практике.
Предмет и задачи психологии.
Предмет психологии.
Психика
Сознание
Бессознательное
Личность
Поведение
Деятельность
Качественное изучение
психических явлений
Анализ формирования
и развития
психических явлений
Изучение физиологических
механизмов психики
Содействие планомерному
внедрению психологических
знаний в практику жизни и
деятельности людей
Задачи психологии.
Лекция 2.
Этапы становления психологии как науки.
С этой лекции мы начинаем более систематически рассматривать вопрос о том, как в различные эпохи и периоды развития психологии менялись взгляды на ее предмет.
Первые представления о психике сложились в первобытном обществе.
XVIII-Iвв. до н.э.- становление материализма и идеализма в Древней Греции.
Психология зародилась в недрах философии, и первые представления о ее предмете связывались с понятием "душа". Практически все древние философы пытались выразить с помощью этого понятия самое главное, сущностное, начало любого предмета живой (а иногда и неживой) природы, рассматривая ее как причину жизни, дыхания, познания и т.п.
Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их к материалистическому или идеалистическому лагерю.
Демокрит (460-370гг. до н.э.) считал, что душа- это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных.
Аристотель (384-322гг. до н.э.) развил гораздо более сложное представление о душе. Его трактат "О душе"- первое специально психологическое сочинение, которое в течение многих веков оставалось главным руководством по психологии.
Что же касается понятия "душа", то оно все более сужалось до отражения преимущественно идеальных, "метафизических" и этических проблем существования человека. Основы такого понимания души были заложены философами-идеалистами, и прежде всего Платоном (427-347гг. до н.э.).
Когда говорят о Платоне, то сразу же вспоминается имя другого знаменитого античного философа- Сократа (470-399гг. до н.э.). Дело в том, что Платон был учеником Сократа, а Сократ не написал ни одной строчки. Он был философом, который проповедовал собственные взгляды устно, в форме бесед.
Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы. Тело раздираемо различными желаниями и страстями. Оно заботится о пропитании, подвержено недугам, страхам, соблазнам. Войны и ссоры происходят из-за потребностей тела. Оно мешает также чистому познанию.
Из своего представления о душе Платон и Сократ делают этические выводы. Поскольку душа- самое высокое, что есть в человеке, он должен заботиться о ее здоровье намного больше, чем о здоровье тела.
Мы переходим к новому крупному этапу развития психологии. Начало его относится к последней четверти XVI века, когда оформилась научная психология. У истоков этой новой психологии стоит французский философ Рене Декарт (1596-1650). Подвергнув все сомнению, мы можем прийти к выводу, что нет ни земли, ни неба, ни бога, ни нашего собственного тела. Но при этом обязательно что-то останется. Что же останется? Останется наше сомнение- верный признак того, что мы мыслим.
В конце XIXв., в 1879г., Вильгельм Вундт (1832-1920) открыл первую экспериментальную психологическую лабораторию 9начало самостоятельного существования психологии как науки).
В конце XIX- нач. XXв. возникают споры о психологии как науке, определение предмета изучения психологии.
Было предложено несколько программ.
1. Зигмунд Фрейд (1856-1939)- основы психоанализа: изучение бессознательного.
2. Джон Уотсон (1878-1958)- основы бихевиоризма: изучение поведения человека: какие стимулы какие реакции вызывают.
Такое определение психологии было дано более 2тыс. лет назад.
Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человка.
2 этап
Психология как наука о сознании
Начинается в XVIIв. в связи с развитием естествнных наук. Способность думать, чувствовать, желать называли сознанием.
Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
3 этап
Психология как наука о поведении
Начинается в XX. Задачи психологии- наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека.
Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались.
4 этап
Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики
Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир.
Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения.
Лекция 3.
Основные направления и школы в психологии.
Психоанализ.
Основная идея психоанализа основана на том, что поведение человека определяется не столько его сознанием, сколько бессознательным.
Бессознательное- характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, нахлдящихся вне сферы его сознания, но оказывающие такое же влияние на его поведение, как и сознание.
Сознание- высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения действительности, опосредованная общественно- исторической деятельностью людей.
Структура психики.
Оно (id)- инстинкты Я (Ego) Супер-Я (Super-Ego)
Основные положения теории З.Фрейда:
1) Понимание психического развития как мотивационного, личностного.
2) Рассмотрение развития как адаптацию к среде.
3) Движущие силы психического развития всегда врожденные и бессознательные и представляют собой психическую энергию, данную вв виде влечений.
4) Основные механизмы развития, которые также являются врожденными, закладывают основы личности и мотивы уже в раннем детстве.
Учениками З.Фрейда являлись а.Адлер и К.Г.Юнг.
Основа теории Юнга- наличие коллективного бессознательного, существующего в душевной жизни наряду с личным бессознательным и сознанием.
Центральное место в этой теории занимает индивидуализация- в процессе индивидуальной жизни человек должен "открыть себя" и принять.
Бихевиоризм.
Предметом психологии является поведение.
Программу этого направления предложил американский ученый Дж. Уотсон.
Основами теории бихевиоризма является определение того, какие стимулы (S) какие реакции (R) определяют .
При этом характер реакции определяется стимулом.
Достаточно подобрать нужные стимулы, чтобы получить необходимое поведение => нужно научиться управлять своим поведением.
Бихевиоризм с его основной задачей изучения поведения, показал возможность субъективного подхода к психическим явлениям и явился несомненным шагом вперед в понимании сущности предмета психологии.
Гештальтпсихология.
Гештальтпсихология- одна из школ современной зарубежной психологии, использующая для объяснения сложных психических явлений принципы их целостности ("гештальты").
Основными представителями являлись: М.Вертгеймер, В.Келер, М.Коффка, К.Левин.
В исследованиях ученых этой школы были открыты почти все известные в настоящее время свойства восприятия; исследования помогли сформировать многие представления об окружающем, раскрыть творческое мышление.
Гуманистическая психология.
Гуманистическая психология- направление в психологии, в котором личность рассматривается как высшее существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящийся к ее достижению.
Это направление появилось в США в 40-х гг. XX века.
Одним из его основателей является Г.Олпорт.
Предметом гуманистической психологии является изучение внутреннего мира человека, развитие человека и его стремление к самореализации.
Основные ученые: г.Олпорт, А.Маслоу, К.Роджерс.
Когнитивная психология.
Работы ж.Пиаже и Д.М.Брунера о многом способствовали появлению новго направления, появившегося в 60-х гг. XX века- когнитивной психологии.
Главным принципом, на основании которого рассматривается когнитивная система человека, является аналогия с компьютером, т.е. психика характеризуется как система, предназначенная для переработки информации.