Официальный сайт terra-z 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация

Психология.

Размещено: Дарья Игоревна Фомичева - пт, 12/06/2009 - 23:07
Данные об авторе
Автор(ы): 
Фомичева Дарья Игоревна
Место работы, должность: 
МГГУ им. М.А.шолохова.
Регион: 
Город Москва
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Психология
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Помощь в изучении психологии.

Курс лекций по общей психологии.

Программа курса.

 1. Психология как наука.

 2. Этапы становления психологии как науки.

 3. Основные направления и школы в психологии.

 4. Методы психологии.

 5. Понятие "психика".

 6. Этапы развития психики.

 7. Сознание как высшая ступень развития психики.

 8. Физиологические основы психики.

 9. Понятие об ощущении.

10. Понятие о восприятии.

11. Внимание.

12. Память.

13  Мышление.

14. Понятие интеллекта.

15. Воображение.

16. Язык и речь.

17. Понятие личности в психологии.

18. Самосознание.

19. Самооценка.

20. Понятие деятельности.

21. Мотивы поведения и деятельности.

22. Темперамент.

23. Характер.

24. Способности.

25. Потребности.

26. Эмоции и чувства.

27. Воля.


Лекция 1.

Психология как наука.

План лекции.

1. Психология как наука.

2. Предмет психологии.

3. Отрасли и принципы психологии.

4. Взаимосвязь психологии с другими науками.

1. Психология как наука.

Эта лекция открывает курс "Введение в общую психологию". Задача курса- познакомить вас с основными понятиями и проблемами общей психологии. Мы коснемся также немного ее истории, в той мере, в какой это будет необходимо для раскрытия некоторых фундаментальных проблем,  например проблемы предмета и метода. Мы познакомимся также с именами некоторых выдающихся ученых далекого прошлого и настоящего, их вкладами в развитие психологии.

Многие темы вы будете изучатть затем более подробно и на более сложном уровне- в общих и специальных курсах. Некоторые же из них будут обсуждены только в этом курсе, и их освоение совершенно необходимо для вашего дальнейшего психологического образования.

Скажу несколько слов об особенностях психологии как науки.

Психология- наука о душе.

Душа- понятие употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания.

В настоящее время в психологии вместо понятия "душа" используется понятие "психика".

Психика является предметом изучения психологии.

Психология как наука возникла на основе житейского эмпирического опыта. Эти знания накапливались, передавались из поколения в поколение. Житейские психологические знания существенно отличаются от научных.

Знания, которыми располагает житейская психология, базируется в основном на наблюдениях и предположениях.

Научная психология строится на обобщениях, знания являются осознанными, в их приобретении значительную роль играет эксперимент.

2. Отрасли психологии.

1. Общая психология- общие закономерности психики.

2. Возрастная психология- развитие психики в онтогенезе.

Онтогенез- развитие индивида от рождения до смерти.

3. Социальная психология- изменения происходящие в психике человека под влиянием общения, взаимодействия человека в обществе.

4. Педагогическая психология- изменения, происходящие в психике под влиянием учения.

5. Юридическая психология.

6. Клиническая психология.

7. Специальная психология.

8. Психология труда.

3. Взаимосвязь психологии с другими науками.

1. Философия- сознание и материя.

2. История- развитие общества.

3. Социология- взаимосвязь в обществе.

4. Анатомия и физиология.

5. Педагогика- использование теоретических знаний на практике.

Предмет и задачи психологии.
Предмет психологии.

Психика

Сознание

Бессознательное

Личность

Поведение

Деятельность

Качественное изучение

психических явлений

Анализ формирования

и развития

психических явлений

Изучение физиологических

механизмов психики

Содействие планомерному

внедрению психологических

знаний в практику жизни и

деятельности людей

Задачи психологии.

Лекция 2.

Этапы становления психологии как науки. 

С этой лекции мы начинаем более систематически рассматривать вопрос о том, как в различные эпохи и периоды развития психологии менялись взгляды на ее предмет.

Первые представления о психике сложились в первобытном обществе.

XVIII-Iвв. до н.э.- становление материализма и идеализма в Древней Греции.

Психология зародилась в недрах философии, и первые представления о ее предмете связывались с понятием "душа". Практически все древние философы пытались выразить с помощью этого понятия самое главное, сущностное, начало любого предмета живой (а иногда и неживой) природы, рассматривая ее как причину жизни, дыхания, познания и т.п.

 Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их к материалистическому или идеалистическому лагерю.

Демокрит (460-370гг. до н.э.) считал, что душа- это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных.

Аристотель (384-322гг. до н.э.) развил гораздо более сложное представление о душе.  Его трактат "О душе"- первое специально психологическое сочинение, которое в течение многих веков оставалось главным руководством по психологии.

Что же касается понятия "душа", то оно все более сужалось до отражения преимущественно идеальных, "метафизических" и этических проблем существования человека. Основы такого понимания души были заложены философами-идеалистами, и прежде всего Платоном (427-347гг. до н.э.).

Когда говорят о Платоне, то сразу же вспоминается имя другого знаменитого античного философа- Сократа (470-399гг. до н.э.).  Дело в том, что Платон был учеником Сократа, а Сократ не написал ни одной строчки. Он был философом, который проповедовал собственные взгляды устно, в форме бесед.

Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы. Тело раздираемо различными желаниями и страстями. Оно заботится о пропитании, подвержено недугам, страхам, соблазнам. Войны и ссоры происходят из-за потребностей тела. Оно мешает также чистому познанию.

Из своего представления о душе Платон и Сократ делают этические выводы. Поскольку душа- самое высокое, что есть в человеке, он должен заботиться о ее здоровье намного больше, чем о здоровье тела.

Мы переходим к новому крупному этапу развития психологии. Начало его относится к последней четверти XVI века, когда оформилась научная психология. У истоков этой новой психологии стоит французский философ Рене Декарт (1596-1650).  Подвергнув все сомнению, мы можем прийти к выводу, что нет ни земли, ни неба, ни бога, ни нашего собственного тела. Но при этом обязательно что-то останется. Что же останется? Останется наше сомнение- верный признак того, что мы мыслим.

В конце XIXв., в 1879г., Вильгельм Вундт (1832-1920) открыл первую экспериментальную психологическую лабораторию 9начало самостоятельного существования психологии как науки).

В конце XIX- нач. XXв. возникают споры о психологии как науке, определение предмета изучения психологии.

Было предложено несколько программ.

1. Зигмунд Фрейд (1856-1939)- основы психоанализа: изучение бессознательного.

2. Джон Уотсон (1878-1958)- основы бихевиоризма: изучение поведения человека: какие стимулы какие реакции вызывают.

3. Вольфганг Келер (1887-1967), Макс Вертгеймер (1880-1943)- гештальтпсихология: изучение целостных структур психики.

Этапы развития психологии.
1 этап Психология как наука о душе.

Такое определение психологии было дано более 2тыс. лет назад.

Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человка.

2 этап Психология как наука о сознании

Начинается в XVIIв. в связи с развитием естествнных наук. Способность думать, чувствовать, желать называли сознанием.

Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

3 этап

Психология как наука о поведении

Начинается в XX. Задачи психологии- наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки,  реакции человека.

Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались.

4 этап Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики

Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир.

Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения.


 Лекция 3.

Основные направления и школы в психологии.

Психоанализ.

Основная идея психоанализа основана на том, что поведение человека определяется не столько его сознанием, сколько бессознательным.

Бессознательное- характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, нахлдящихся вне сферы его сознания, но оказывающие такое же влияние на его поведение, как и сознание.

Сознание- высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения действительности, опосредованная общественно- исторической деятельностью людей.

Структура психики.

Оно (id)- инстинкты                                                                                        Я (Ego)                                                         Супер-Я (Super-Ego)

 

Основные положения теории З.Фрейда:

1) Понимание психического развития как мотивационного, личностного.

2) Рассмотрение развития как адаптацию к среде.

3) Движущие силы психического развития всегда врожденные и бессознательные и представляют собой психическую энергию, данную вв виде влечений.

4) Основные механизмы развития, которые также являются врожденными, закладывают основы личности и мотивы уже в раннем детстве.

Учениками З.Фрейда являлись а.Адлер и К.Г.Юнг.

Основа теории Юнга- наличие коллективного бессознательного, существующего в душевной жизни наряду с личным бессознательным и сознанием.

Центральное место в этой теории занимает индивидуализация- в процессе индивидуальной жизни человек должен "открыть себя" и принять.

Бихевиоризм.

Предметом психологии является поведение.

Программу этого направления предложил американский ученый Дж. Уотсон.

Основами теории бихевиоризма является определение того, какие стимулы (S)  какие реакции (R) определяют .

При этом характер реакции определяется стимулом.

Достаточно подобрать нужные стимулы, чтобы получить необходимое поведение => нужно научиться управлять своим поведением.

Бихевиоризм с его основной задачей изучения поведения, показал возможность субъективного подхода к психическим явлениям и явился несомненным шагом вперед в понимании сущности предмета психологии.

Гештальтпсихология.

Гештальтпсихология- одна из школ современной зарубежной психологии, использующая для объяснения сложных психических явлений принципы их целостности ("гештальты").

Основными представителями являлись: М.Вертгеймер, В.Келер, М.Коффка, К.Левин.

В исследованиях ученых этой школы были открыты почти все известные в настоящее время свойства восприятия; исследования помогли сформировать многие представления об окружающем, раскрыть творческое мышление.

Гуманистическая психология.

Гуманистическая психология- направление в психологии, в котором личность рассматривается как высшее существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящийся к ее достижению.

Это направление появилось в США в 40-х гг. XX века.

Одним из его основателей является Г.Олпорт.

Предметом гуманистической психологии является изучение внутреннего мира человека, развитие человека и его стремление к самореализации.

Основные ученые: г.Олпорт, А.Маслоу, К.Роджерс.

Когнитивная психология.

Работы ж.Пиаже и Д.М.Брунера о многом способствовали появлению новго направления, появившегося в 60-х гг. XX века- когнитивной психологии.

Главным принципом, на основании которого рассматривается когнитивная система человека, является аналогия с компьютером, т.е. психика характеризуется как система, предназначенная для переработки информации.


 

 

 

 

 

 


»  Тэги к этому документу:

Оценка материала

...
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн