1.Образовательная: объяснение нового материала и его практическое применение на примере векторной графики; знание общих принципов работы графического редактора CorelDraw; активизировать и интегрировать разрозненные знания по отдельным темам; после изучение данной темы провести плавное “погружение” учащихся в изучение темы «Компьютерная обработка графической информации. Растровый редактор Adobe Photoshop»; ввести понятия: компьютерная графика, растровые и векторные редакторы, стандартные инструменты графического редактора; повторить понятия: разрешение изображения и его размер, цветовое разрешение, цветовые модели и цветовая палитра.
2.Воспитательная: сформировать понятие о компьютерной графике как о необходимости современного мира; воспитать творческий подход к работе, желание экспериментировать; профессионально ориентировать и готовить учащихся к трудовой деятельности.
3.Развивающая: развивать навыки индивидуальной и групповой практической работы; способность логически рассуждать, делать эвристические выводы; умение выбрать наиболее оптимальный путь решения поставленной задачи; умение применять знания для решения различного рода задач.
Программно-дидактическое обеспечение:
1. ПК.
2. Мультимедийные учебники на CD-ROM: «Компьютерная графика и дизайн», «Графика и дизайн».
3. Библиотека электронных наглядных пособий «ИНФОРМАТИКА».
Предполагаемый результат: владение основными понятиями компьютерной графики; умение пользоваться основными инструментами программы CorelDraw; созданная на практикумах модель «Схема пути до моего дома».
УРОК 1
ГРАФИЧЕСКИЕ РЕДАКТОРЫ
План урока
Объяснение нового материала.
Подведение итогов.
Обсуждение вопросов.
Домашнее задание.
Ход урока
Объяснение нового материала
Современный мир немыслим без компьютерной обработки графической информации. Это необходимо не только профессионалам, создающим мультфильмы и спецэффекты, компьютерные игры и книжные иллюстрации.
Информация, поданная в привычной для человека форме, позволяет быстро принимать качественные решения в самых разных областях деятельности.
Даже перед операторами некоторых атомных электростанций на экране мониторов высвечиваются не только сотни цифровых показателей, но и сформированное компьютером человеческое лицо, каждый из элементов которого отражает какой-либо показатель работы станции. Скажем, поднимающиеся вверх брови говорят о повышении давления в трубопроводе. За долгие тысячелетия человек научился почти мгновенно анализировать выражение лица другого человека, пусть даже изображенного на экране монитора, поэтому даже мельчайшие изменения режима станции окажутся сразу же замеченными.
Быть может, некоторые из вас имели дело с компьютерными обучающими программами и смогли оценить иллюстрации, выводимые на экран монитора. Согласитесь, без них изучать предмет было бы гораздо скучнее.
Компьютерная графика все чаще используется на лекциях в университетах, на школьных уроках, на различных совещаниях. И уж конечно, без компьютерной графики немыслимы страницы в Интернете. Именно графике Интернет обязан своим триумфальным шествием по планете.
Вообще говоря, работа с графикой на компьютере все больше становится элементом обычной компьютерной грамотности и скрывается за фразой «Требуется умение работать на ПК» (персональном компьютере) во многих объявлениях о приеме на работу.
Для ввода текста с помощью ЭВМ используется клавиатура с разнообразными наборами символов. Что же касается графики — тут, частенько, нечего предложить, кроме манипулятора «мышь». Понятно, что им так же удобно рисовать, как и куском мела. Конечно, есть люди (и их не так уж и мало), способные даже мышью нарисовать неплохую картину, но все же обычные карандаши, фломастеры, кисточки художникам гораздо привычнее.
Для того чтобы успешно справиться с обработкой графической информации на компьютере, используя мышь, создано множество специальных программ. Они делятся на несколько групп:
•Графические редакторы. Незаменимы, когда требуется нарисовать или подправить картинку.
•Программы корректировки и преобразования фотографий. С их помощью можно добавить фотографии яркость или контрастность, отретушировать ее, создать те или иные эффекты (например, добиться иллюзии, что изображение находится на шаре или отчеканено на металле и т. п.).
•Программы создания графиков и диаграмм по имеющимся числовым данным.
• Программы, с помощью которых текст и иллюстрации объединяются в книгу, журнал, брошюру или газету. Их еще называют программами компьютерной верстки.
•Программы создания слайд-фильмов и мультфильмов.
•Программы презентационной графики. По названию ясно, где эти программы используются. Графическое изображение и звуковое сопровождение объединяются с помощью этих программ и просто незаменимы, если надо быстро проиллюстрировать какое-нибудь выступление, будь то лекция, урок, деловое совещание или реклама продукции. Конечно, возможны самые разные варианты объединенияназванных выше программ в пакеты: и друг с другом, и с текстовыми редакторами, и с электронными таблицами, и с базами данных, которые мы будем изучать позже.
Знакомство с программами обработки графической информации мы начнем с изучения графического редактора. Отметим, что разнообразные графические редакторы не очень-то отличаются друг от друга, поэтому, освоив один, вы при необходимости быстро разберетесь, как работать и с любым другим. Впрочем, то же самое можно сказать и про другие виды программ.
Те из вас, кто внимательно слушал, не могли не задаться вопросом: а зачем вообще нужен графическийредактор, если рисовать в нем не очень-то удобно? Не проще ли всегда и во всех случаях пользоваться сканером, переводя в электронный вид рисунки, подготовленные с помощью самых обычных карандашей, фломастеров, красок и кисточек?
Давайте представим себе художника, который долго трудился над какой-нибудь картиной, написал ее масляными красками, а на следующее утро с ужасом понял, что темное, чуть ли не грозовое небо совершенно не соответствует солнечному, искрящемуся морю. Переделывать надо тучи!
После такого решения почти наверняка не один час уйдет только на то, чтобы аккуратно замазать старые облака, прежде чем рисовать новые. А если рисунок сделан акварелью, так и вообще придется переделывать все с самого начала. Не случайно так много времени уходит у художников на карандашные эскизы, которые легко править.
Но ведь ни по одному эскизу невозможно до конца понять, как будет выглядеть полноцветная картинка. А в графическом редакторе можно без особого труда изменять готовый цветной рисунок. И уже ради одного этого свойства он интересен.
Конечно, речь не идет о том, чтобы создавать шедевры живописи, используя компьютер и графический редактор (хотя, быть может, и здесь они бы пригодились — например, для отработки композиции). Мы говорим прежде всего о подготовке электронных и бумажных документов. И для их оформления графический редактор незаменим. А легкость корректировки только одно из многих его полезных свойств. Как правило, схемы и графики, простейшие оформительские работы делаются в нем быстрее и качественнее, чем вручную.
Несмотря на то, что возможности различных графических редакторов довольно близки, среди них можно выделить две принципиально различные группы.
Чтобы понять разницу, вспомните свое светлое и беззаботное времечко в начальной школе, когда у вас был всего лишь один учитель, четыре урока в день и совсем крохотное домашнее задание.
Тогда на уроках рисования вас обучали различным видам художественного творчества. Вы рисовали фломастерами, цветными карандашами, акварельными красками... Но, кроме всего прочего, вам должен был запомниться такой своеобразный вид создания рисунков, как аппликация.
Как ни странно, но очень многие графические редакторы устроены именно по принципу аппликации. Они называются векторными. Редакторы, работа в которых больше походит на рисование карандашом или кистью, называются растровыми.
Конечно, мы лишь весьма условно обрисовали различия между этими двумя типами редакторов. Немного попозже мы вернемся к тому, как они кодируют графическую информацию, и поймем, что они различаются гораздо существеннее.
Подведение итогов:
Как вам известно, человек принципиально отличается от компьютера тем, что в миллионы и миллиарды раз быстрее обрабатывает видеоинформацию. Именно поэтому для него так важно, чтобы компьютер сообщал об итогах своей работы в графическом виде или в виде рисунков.
Графическая информация, видеофрагменты, фотографии все больше и больше становятся основным материалом обработки на компьютере. Для этого служат самые разнообразные программы.
Программы, позволяющие рисовать, делать несложные схемы и чертежи, выправлять фотографии, называются графическими редакторами.
Графические редакторы разбиваются на два типа. Одни, работающие по принципу аппликации, называются векторными, другие, имитирующие работу с карандашами и кисточками, называются растровыми.
Далее ознакомить учащихся с темой «Основные изображения, применяемые в компьютерной графике», отраженной в мультимедийном учебнике «Компьютерная графика и дизайн».
3. Обсуждение вопросов
·Какие плюсы графических редакторов привели к их повсеместному распространению?
·Для каких видов художественных работ они подходят, а для каких нет?
4. Домашнее задание.
Повторить раннее изученный материал по теме «Кодирование графической информации»:
- разрешение изображения и его размер;
- цветовое разрешение (глубина цвета) и цветовые модели (RGB,CMYK,HSB);
- модели цветопередачи (аддитивная, субтрактивная).
- цветовая палитра: понятие и виды цветовой палитры. (3 уровень)
Использовать библиотеку электронных наглядных пособий, учебник и конспекты.
Выучить конспект в тетради.
§§
УРОК 2
СТАНДАРТНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ COREL DRAW
План урока
Проверка домашнего задания.
Объяснение нового материала.
Практическая работа №1 «Рабочее окно CorelDRAW. Стандартные инструменты программы».
Самостоятельная работа.
Домашнее задание.
Основные понятия урока
Панель инструментов– панель, на которой размещены все инструменты для создания и редактирования изображений. Эта панель всегда должна находиться на экране. Каждому инструменту на панели соответствует пиктограмма.
Панель свойств (параметров)– панель, на которой отображаются свойства выбранного инструмента.
Палитра цветов – набор цветов для закраски рисунков.
ЗаконCorelDRAW – выделить объект и только после этого выполнять над ним преобразования.
Ход урока
1.Проверка домашнего задания. Письменная проверочная работа на 2 варианта, продолжительностью 10 минут.
№ вопроса
1 ВАРИАНТ
2 ВАРИАНТ
1
Какие виды компьютерной графики вы знаете? (2,3)
В каких сферах деятельности векторные изображения нашли наиболее широкое распространение? (2,3)
2
В каких единицах измеряют размеры экранных изображений и печатных изображений? (2,3)
В каких единицах измеряют разрешение экрана, разрешение принтера, разрешение изображения? (2,3)
3
Опишите понятие цветовое разрешение. (2,3)
Опишите понятие цветовая модель. (2,3)
4
Почему цветовую модельRGBназывают аддитивной? (2,3)
Почему цветовую модельCMYKназывают субтрактивной? (2,3)
5
Перечислите группы программ, созданные для обработки графической информации.(2 уровень)
Цветовая палитра: понятие и виды (3 уровень)
2.Объяснение нового материала
По мере изложения материала использовать информацию, представленную в мультимедийном учебнике «Компьютерная графика и дизайн», раздел 1 «Знакомство с программой», пункты «Запуск программы», «Главное меню, панели инструментов», «Окно документа. Открытие документа». Данный учебный материал показать с помощью проектора.
Очень часто векторные графические редакторы оказываются гораздо удобнее растровых, поэтому мы сначала рассмотрим один из векторных редакторов, который называетсяCorelDraw! Существуют различные его версии, но нам подойдет практически любая. Более того, освоив его основные инструменты, вы без особых проблем сможете работать в любом другом однотипном редакторе.
Стандартные инструменты называются так потому, что позволяют делать то, для чего человек обычно пользуется карандашом, линейкой, циркулем, ластиком и тому подобными привычными инструментами.
При этом нет никакой необходимости рисовать черно-белые эскизы. Всего лишь одним нажатием на клавишу мыши можно выбрать любой цвет, представленный в палитре редактора. Если же подходящего цвета нет, его очень несложно подобрать, регулируя доли красного, синего и зеленого цветов. (Вспомнили, почему это так?)
Место на экране, где будет возникать очередной элемент рисунка, указывает графический курсор. Он может выглядеть по-разному: в виде стрелки, крестика или в виде того же крестика или стрелки с дополнительными рисунками возле них.
Как только вы начинаете работу с редактором, вы видите перед собой выделенный тенями белый «лист бумаги». Он должен соответствовать размерам реального листа бумаги, если вы ставите задачу напечатать свою картинку на принтере. При желании размеры листа можно поменять.
Познакомимся с некоторыми стандартными инструментами и возможностями, имеющимися у нашего редактора. Все они расположены на панели графических инструментов.
oКарандаш— четвертый слева инструмент. Для работы с ним необходимо щелкнуть указателем мыши по его рисунку-иконке. Смысл этого инструмента ясен из названия. Служит для проведения произвольных и прямых линий. При нажатой левой клавише мыши курсор оставляет за собой линию произвольной формы. Если же щелкнуть клавишей мыши, то за курсором потянется прямая линия, словно кусочек резиновой нити. Для того чтобы его «прикрепить» к листу бумаги, требуется еще раз щелкнуть левой клавишей мыши.
oПрямоугольник— пятый слева инструмент. Позволяет рисовать прямоугольники любых размеров со сторонами, параллельными краям экрана. Выбрав этот инструмент, установите курсор на одну из вершин будущего прямоугольника и зафиксируйте ее, нажав левую клавишу мыши. Затем, сдвигая мышь, выберите нужный размер прямоугольника и отпустите клавишу мыши.
oОвал— еще одна из стандартных фигур. Ему соответствует шестая иконка. Выбрав этот инструмент, поставьте курсор в левый верхний угол воображаемого прямоугольника, в который будет вписан овал. Затем, сдвигая мышь, выберите нужный размер овала и зафиксируйте его. Этим же инструментом легко рисуются и окружности.
oЛупа— после выбора этого инструмента появится небольшое изображение лупы. Наложите ее на часть рисунка, которую хотелось бы рассмотреть под увеличением. Иконка лупы располагается сразу перед карандашом (по счету она третья).
oУказатель(работа с объектом) — первая иконка — это самый интересный инструментCorelDraw! Надеемся, вы помните, что наш редактор создает «электронные аппликации», состоящие из большого числа разрозненных объектов. Этот инструмент позволяет передвигать объекты, менять их размеры, вращать.
С другими инструментами мы познакомимся несколько позже, а сейчас давайте попробуем нарисовать прямоугольник. На его примере мы узнаем о некоторых дополнительных возможностяхCorelDraw!
2.Практическая работа №1«Рабочее окно CorelDRAW. Стандартные инструменты программы»(2, 3 уровень)
Нарисуйте в тетради эскиз схемы «Путь до моего дома от ближайшей остановки транспорта» (без надписей).
УРОК 3
РИСОВАНИЕ СХЕМЫ ПУТИ ДО ДОМА
План урока
Проверка домашнего задания.
Объяснение нового материала.
Практическая работа №2 «Рисование схемы».
Домашнее задание.
Ход урока
1.Проверка домашнего задания.
Проверочная работа проводится фронтально, с помощью отображаемого на экране окна программы CorelDraw. Ученики отвечают как с места, так и у экрана, выполняя, по просьбе учителя и учеников, теоретические и практические задания.
Цель подобной работы – повторить структуру окна программы, ее основные инструменты и принципы работы с документом.
2.Объяснение нового материала.
Ученики работают за компьютерами, ведя параллельно записи в тетрадях.
Учитель ведет объяснение, используя проектор и программуCorelDraw.
Дома вы нарисовали в тетради эскиз схемы «Путь до моего дома от ближайшей остановки транспорта». Посмотрите на свои схемы и ответьте на мой вопрос: «Достаточно ли будет тех инструментов, которые мы изучили на прошлом уроке, для создания схемы?» Конечно, нет.
Аккуратно выпишем в тетрадь все то, чему нам необходимо научиться для создания схемы:
1. Рисование ломаных линий со стрелками на конце и «оперением» сзади.
2. Подтягивание начала линии к нужному элементу рисунка.
3. Выбор стандартных элементов оформления. Таковым является жирная стрелка, указывающая непосредственно на дом.
4. Возможность менять порядок наложения отдельных элементов «аппликации», расположив один из них поверх остальных.
5. Написание текста.
Атрибуты абриса
Ломаную линию вCorelDraw! вы уже рисовали в предыдущем практикуме. Но теперь нам необходимо задать некоторые ее дополнительные параметры. Для этого ознакомимся с новым инструментом, который называется Абрис.
Чтобы его выбрать, нажмите на предпоследнюю кнопку панели инструментов. Сразу же после этого появится выпадающая панель с новыми кнопками. Последние семь кнопок просто-напросто определяют толщину абриса фигуры, которую вы будете рисовать, или с ходу изменяют эту толщину у фигуры (или фигур), выбранных инструментом Указатель.
Кроме них, нас особо будет интересовать первая кнопка, которая называется Диалог Перо абриса. К счастью, слово атрибут вам уже знакомо. И в этом окне нужно определить дополнительные параметры ломаной или кривой линии, которая будет нарисована. Из всего их разнообразия мы выберем следующие
•Цвет — название говорит само за себя, и, надеемся, проблем с этой дополнительной кнопкой не возникнет
•Толщина в миллиметрах — тоже все ясно
•Наконечники. Вот именно здесь можно выбрать, как будет выглядеть начало линии (нажав большой белый левый прямоугольник) и ее конец (для этого нужно нажать правый прямоугольник).
Быть может, вас заинтересует атрибут стиль, позволяющий рисовать пунктирные, штриховые и т. п. линии. Атрибут концы линий позволит сделать плавные закругления на концах линий, а углы определяют вид сочленений ломаной
Инструмент Фигура
Если мы зададимся целью создать кривую линию или отдельно передвигать начальную и конечную точку отрезка, нам потребуется инструмент Фигура. Нарисуйте теперь отрезок, выберите инструмент Фигура и щелкните мышью по нему.
Теперь можно «схватить» мышью за любой из квадратиков расположенных на концах отрезка, и отбуксировать их в нужное место. Второй конец отрезка при этом зафиксируется.
Для превращения отрезка в кривую достаточно нажать на вторую во втором ряду кнопку. После этого возле конечных точек отрезка появятся линии кривизны, длина и направление которых определяют степень кривизны основного отрезка. Изменить их можно, передвигая мышью квадратик на свободном конце. Поэкспериментируйте с одним отрезком, и вам сразу станет ясно, как превратить отрезок в кривую.
Для превращения кривой обратно в отрезок служит первая во втором ряду кнопка.
Свиток Символы
В редакторе существует кнопка, с помощью которой можно найти и вставить в свой рисунок громадное количество самых разнообразных стилизованных изображений: стрелочек, звездочек, зданий, офисного оборудования, животных, птиц, военной техники и т. п.
Этот инструмент называется Свиток Символы и располагается на верхней панели.
Нажав на эту кнопку, вы откроете окно Символы.
Окно символы
Нажимая на кнопку возле названий шрифтов, вы можете изменить наборы стилизованных изображений, а с помощью передвижения бокового бегунка просмотреть конкретный набор.
Если какое-либо изображение вам понравилось и вы захотели использовать его в своем рисунке, переведите на него указатель мыши, нажмите левую клавишу и, не отпуская ее, перенесите картинку на свой рисунок. Напоминаем, что эта операция называется буксировкой. В дальнейшем можно поменять и абрис выбранного изображения, и его заполнение, а с помощью известных вам черных меток изменить его местоположение и размеры. Кроме того, надеемся, вы помните, каким образом можно повернуть на любой угол фигуру.
Знакомство с пунктом меню Монтаж
Очень может быть, что в процессе создания своей страницы вы столкнетесь с неприятной ситуацией, когда отдельные элементы вашей аппликации располагаются в неправильном порядке. Поясним, о чем идет речь.Оказывается, что прямоугольники, круги, прямые линии, символы и прочие части вашей картинки располагаются слоями. При этом последний нарисованный объект находится в самом верхнем слое и будет перекрывать все предыдущие.
Если вдруг по каким-либо причинам вам необходимо сменить порядок расположения объектов, скажем поместить стрелку поверх прямоугольника, нарисованного позже, необходимо выделить эту самую стрелку инструментом Указатель и воспользоваться пунктом верхнего меню Монтаж.
В этом пункте найдите подпункт Порядок, а в нем, в свою очередь, выберите то действие, которое хотелось бы совершить с объектом. Его можно расположить поверх всех, ниже всех, поднять или опустить на уровень выше или ниже.
3.Практическая работа № 2 «Рисование схемы».
Попробуйте воплотить в жизнь на рабочем поле графического редактора эскиз схемы «Путь до моего дома», нарисованный вами в тетради.
4.Самостоятельная работа (мультимедийный учебник «ГРАФИКА И ДИЗАЙН», часть V «Векторная графика. Принципы векторной графики»):
· упражнение 2 – 2 уровень;
· упражнение 3 – 3 уровень.
Оцениваются все ученики.
5.Домашнее задание.
§§
Выучить конспект в тетради.
Доделать схему «Путь до моего дома», вставив надписи.
УРОК 4
РАБОТА С ТЕКСТОМ
План урока
Проверка домашнего задания.
Объяснение нового материала.
Практическая работа №3 «Создание надписей».
Домашнее задание.
Ход урока
1.Проверка домашнего задания. Ученики выполняют самостоятельную работу (2,3 уровень) по вариантам. Оцениваются все.
Используя полученные навыки, создать следующие рисунки.
Замечание.Не забывайте, что последний нарисованный объект располагается на переднем плане.
ВАРИАНТ 1
В данном поле Вы можете вставить рисунок,
который должен создать ученик
ВАРИАНТ 2
ВАРИАНТ 3
ВАРИАНТ 4
ВАРИАНТ 5
ВАРИАНТ 6
После выполнения практики 3 уровень проходит тестирование на компьютере с помощью мультимедийного учебника «Компьютерная графика и дизайн».
2. Объяснение нового материала.
Ученики ведут записи в тетрадях.
Поговорим немного подробнее о создании текстовых надписей на рисунках.
Возьмите любую книгу и откройте последнюю страницу. Там, где напечатаны данные об издательстве, тираже и т.п., вы всегда найдете надпись вроде такой «Гарнитура Школьная». И слова-то вроде не совсем иностранные, а понять сложно если не знать что гарнитура — это просто-напросто начертание букв, или шрифт, которым напечатана книга
И таких шрифтов внашем распоряжении несколько тысяч. Учтите к тому же, что надпись в графическом редакторе очень легко сделать разных цветов, под различными углами, огибающую любую кривую.
Понятно, что ни один оформитель, владеющий навыками работы на компьютере, не будет рисовать буквы вручную, если ему не потребуется какой-то уж совсем нестандартный шрифт
При написании текста и в графическом и в текстовом редакторе надо учитывать следующее:
• Во-первых, шрифт может быть обычным, а может быть жирным или курсивным (наклонным). Иногда применяется и подчеркивание.
• Во-вторых, каждый шрифт имеет размер, называемый кеглем. Величину кегля принято указывать в условных единицах, называемых пунктами. Стандартный шрифт пишущей машинки, к которому стараются приблизиться, печатая деловые документы, очень похож на шрифтTimesразмером в 12 пунктов. Хорошо читаются тексты, набранные кеглем от 9 до 12 пунктов.
• В-третьих, в полиграфии и издательском деле различают шрифты с засечками и без засечек, или рубленые.
Шрифты с засечками визуально объединяют слово в единое целое, и это увеличивает скорость чтения на 10 — 15%. Рубленые шрифты, как правило, используются в заголовках.
Изменяя размер и форму шрифта, можно добиваться различных эффектов, но не надо впадать в крайности. Наличие на одной странице большого количества шрифтов ухудшает восприятие текста и вряд ли свидетельствует о хорошем вкусе. (Можете это проверить практически на любой газете, основу которой составляют рекламные объявления, сделанные, кстати, в большинстве своем вCorelDraw!)
Не надо забывать, что выбор шрифта очень сильно зависит от характера материала и предполагаемого читателя.
Поскольку мы делаем надписи на схеме, то нам больше всего подойдет рубленый шрифтArial.
«Создание надписей». (2, 3 уровень) Выставляется итоговая оценка за создание модели.
Мультимедийный учебник «Компьютерная графика и дизайн» практика «Редактирование текста» (3 уровень). Выборочная оценка.
4. Подведение итогов.
Немного поработав сCorelDraw!, вы, скорее всего, стали более пристально присматриваться к различным рекламным газетным объявлениям и листовкам. Большинство из них сделано весьма незамысловато, и даже не очень опытным взглядом можно определить, какие из стандартных инструментов графического редактора использованы при их создании.
Вообще говоря,CorelDraw!, с которым вы познакомились, как раз и создавался, в частности, для быстрого исполнения простых графических работ, таких, как создание объявлений, рекламных листков, визитных карточек и т. п.
Подобная графика вполне оправдывает достаточно небогатый, с точки зрения настоящего художника, набор средств, предоставляемый аппликационной техникой. Но в нем просто немыслимо нарисовать что-нибудь похожее на настоящий рисунок от руки. Впрочем, в младшей школе дело тоже не ограничивалось аппликацией. Вы рисовали и карандашами, и фломастерами, и акварельными красками.
И если у вас вдруг возникла необходимость использовать именно такую «карандашно-кистевую» технику рисования, придется познакомиться совсем с другим графическим редактором. Он называетсяAdobePhotoshopи отличается отCorelDraw! точно так же, как аппликация отличается от рисунка карандашом или кисточкой.
Не надо думать, чтоAdobePhotoshopхужеCorelDraw! или наоборот. Просто это два совершенно различных типа редакторов, и сравнивать их напрямую нельзя. Для оформительских и простых графических работ, рисования схем и графиков лучшеCorelDraw!, для создания рисунков в традиционной технике «кисть-карандаш» гораздо больше подходитAdobePhotoshop. Обрабатывать же фотографии вCorelDraw! просто невозможно.
Напомню, что существует довольно много редакторов, работающих на тех же принципах, что иCorelDraw! И называются они векторными графическими редакторами. Редакторы, работающие так же, как иAdobePhotoshop, называются растровыми.
На следующих уроках мы познакомимся именно с их особенностями.
5. Домашнее задание.
1. §§ - §§
Подготовиться к практической и теоретической контрольной работе. При подготовке использовать мультимедийные учебники, учебник, конспекты.
Прежде всего познакомимся с окном программы, для этого запустим программу CorelDRAW.
¨ Меню File ( Файл) содержит команды ввода - вывода изображений.
¨ МенюEdit( Правка ) содержит команды редактирования изображений (копирование, удаление, размножение и др.).
¨ Меню View( Вид ) содержит команды настройки экрана.
¨ МенюLayout( Макет ) содержит команды настройки рабочего листа, на котором создаются рисунки.
¨ Меню Arrange ( Упорядочить ) содержит команды упорядочивания объектов, соединения нескольких объектов в один, разъединения объектов и др.
¨ Меню Effects ( Эффекты ) содержит команды, реализующие различные графические эффекты.
¨ Меню Bitmaps( Растровые изображения ) содержит команды для работы с растровыми изображениями.
¨ Меню Text ( Текст ) содержит команды редактирования текста.
¨ Меню Tools ( Сервис ) содержит команды настройки интерфейса пользователя.
¨ Меню Window ( Окно ) позволяет открывать одновременно несколько рисунков и переключаться между ними в процессе работы. Кроме того, используя команды этого меню, пользователь может прятать или делать видимыми различные панели.
¨ Меню Help( Помощь ) предназначено для вызова встроенной справочной системы.
Итак, начинаем знакомиться со стандартными инструментами программы:
• Выбираем инструмент Прямоугольник щелчком мыши. Вид курсора сразу же изменился. Теперь он стал похож на крестик, снизу от которого располагается маленькое изображение прямоугольника.
• Располагаем курсор на «листе бумаги» в левом верхнем углу будущего прямоугольника.
• Нажимаем левую клавишу мыши и, не отрывая от нее пальца, двигаем мышь, раздвигая прямоугольник.
• Когда размеры прямоугольника нас устроят, отрываем палец от клавиши мыши.
А теперь попробуйте нарисовать еще один прямоугольник, но при этом нажмите другой рукой на клавиатуре клавишу <SHIFT>и не отпускайте ее! Теперь начальная точка определила уже не верхний левый угол прямоугольника, а его центр.
Точно так же нарисуйте еще один прямоугольник, но теперь уже при нажатой клавише <CTRL>.Легко увидеть, как рисуется квадрат с левой верхней вершиной в начальной точке.
Вы, наверно, уже догадались, что будет, если нажать одновременно обе клавиши — <SHIFT>и <CTRL>и попытаться нарисовать прямоугольник.
Теперь разберемся с указателем.
Щелкните мышью по его изображению, а затем выберите появившейся черной стрелкой любой из нарисованных вами прямоугольников и еще раз щелкните левой клавишей мыши.
Вокруг прямоугольника появились черные метки-квадратики. Квадратики, лежащие на горизонтально расположенных сторонах, позволяют растянуть фигуру по вертикали. Для этого:
• наведите стрелку на один из квадратиков так, чтобы вид курсора изменился и он превратился в перекрестье;
• нажмите левую клавишу мыши и, не отпуская, двигайте мышь вверх или вниз.
Точно так же, но уже в горизонтальном направлении, работают другие квадратики, расположенные на середине вертикальных сторон.
Ну а что делают угловые метки, вы разберитесь самостоятельно
Посмотрим, что произойдет, если по выбранной фигуре вокруг которой расположились черные метки, щелкнуть мышью еще раз.
Результат вы можете видеть на рисунке. Если «схватить» черные стрелки точно так же, как мы это делали с черными метками, то:
oугловые будут разворачивать фигуру вокруг центра, отмеченного точкой в кружке;
о расположенные на сторонах перекосят фигуру, превратив прямоугольник в параллелограмм
Центр вращения, кстати, совершенно свободно перемещается, если его «схватить» черной стрелкой указателя.
Попробуйте поработать с только что описанными возможностями самостоятельно.
С помощью указателя можно не только менять размеры фигур, но и просто передвигать их в любое место рисунка. Для этого:
• наведите указатель на фигуру, щелкните мышью так, чтобы вокруг появились уже знакомые вам черные метки;
• «схватите» фигуру (т. е. при указателе, расположенном на фигуре, нажмите на левую клавишу мыши и не отпускайте ее) и, передвигая мышь, переместите фигуру в другое место рисунка.
Если фигура оказалась лишней в вашей художественной композиции, выберите ее, окружив черными метками, и нажмите уже знакомую по текстовому редактору клавишу <Delete>.Вот тут-то черные метки и впрямь оправдают свое зловещее название!
А теперь займемся раскраской наших «подопытных» фигур. Для этого обратите внимание на правую нижнюю часть экрана.
Возможно, вы впервые встретились со словом «абрис». Оно означает «контур, очертание предмета». В нашем случае фигура нарисована черной линией и не раскрашена. Именно об этом и сигнализируют указатели цвета контура (Абрис) и заливки (так мы в дальнейшем будем называть закраску).
Теперь на палитре, расположенной в правой части экрана, выберите понравившийся вам цвет и, наведя на него указатель, нажмите левую клавишу мыши.
Контур как был черным, так и остался, а внутренность фигуры оказалась закрашенной (залитой) выбранным цветом. И указатель заливки тут же на это среагировал.
Точно так же с помощью указателя выберите какой-нибудь другой цвет, но теперь уже с помощью правой клавиши мыши. Легко видеть, что теперь цвет изменился у контура фигуры.
Если подходящего вам цвета на экране не обнаружилось — нажмите кнопку в нижней части палитры со стилизованной стрелкой, направленной вниз и «пролистайте» палитру вниз. Впрочем, можно нажать кнопку, лежащую сразу под этой, и раскрыть палитру, которая расположится в четыре столбца.
Думаю, вы еще помните, что работа с нашим графическим редактором очень похожа на работу с аппликацией. И это касается не только таких фигур, как прямоугольник и круг, но и просто отрезка прямой линии. Давайте попробуем поработать с инструментом Карандаш. Напомним, что для рисования отрезка необходимо:
• выбрать Карандаш на панели инструментов, наведя на него графический курсор и щелкнув клавишей мыши (графический курсор тут же изменится, превратившись в перекрестье с волнистой линией снизу);
• перевести курсор на то место, где должен начаться отрезок;
• щелкнуть клавишей мыши. Теперь, если вы будете двигать мышь, за графическим курсором потянется след черной линии. Щелкнув клавишей мыши во второй раз, вы зафиксируете конец отрезка.
С помощью указателя отрезок точно так же, как и прямоугольник, можно растянуть или развернуть. Как вы думаете, что надо сделать, чтобы изменить цвет отрезка? Видимо, многие тут же догадались, что для этого необходимо выбрать цвет на палитре правой клавишей мыши, поскольку отрезок — это как бы сам себе контур и никакой внутренности, которую можно было бы залить, у него нет.
А можно ли с помощью Карандаша нарисовать фигуру, имеющую внутренность? Конечно, да! Давайте для примера нарисуем треугольник.
• Щелкаем по клавише мыши в тот момент, когда графический курсор находится в первой вершине треугольника.
• Проведем первую сторону треугольника и, для того чтобы ломаная линия не прервалась, щелкнем на второй вершине дважды. Этим самым мы зафиксируем первый отрезок и начнем второй из той же самой точки, где закончился первый.
• Проведем второй отрезок, дважды щелкнем на третьей вершине и проведем третий отрезок к самой первой точке.
• Щелкнем на ней. Если конец третьего отрезка окажется достаточно близко к первой точке, редактор автоматически объединит точки — и мы получим треугольник, который, разумеется, имеет и контур, и внутренность, которую можно залить.
1.Используя инструменты Карандаш, Прямоугольник, Овал, Лупа и Указатель, нарисуйте деревенский домик или городскую многоэтажку. Не забудьте, что рисунок должен располагаться в пределах «листа бумаги».
2.Раскрасьте свой рисунок.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3
«Создание надписей»
Теперь настала пора выполнить четкие и красивые надписи. Для этого выберите инструмент Текст. Если вы выбрали этот инструмент и в верхней части вашего экрана не появилась панель его свойств, выберите пункт главного меню Вид и поставьте галочку напротив надписи Панель свойств. Вот теперь перед вами раскрылось окно, позволяющее выбрать тот вид текста, который вам нравится.
На Панеле свойств с открытым выпадающим списком отображены все доступные шрифты. Открывается он нажатием на кнопку с черным треугольником справа от названия шрифта. Выбирая мышью название шрифта, вы тут же получаете его внешний вид.
Просмотрите установленные на вашей машине шрифты, при необходимости задайте надпись жирными буквами, курсивом или подчеркнутыми буквами (соответственно кнопки Ж, К и Ч), определите размер шрифта, переместите курсор в нужную часть своего рисунка и сделайте надпись.
Впрочем, размер можно и не выбирать. Дело в том, что наш графический редактор позволяет работать с различными типами надписей, и если в левой рамочке написано «DefaultArtisticText», то надпись воспринимается как самый обычный объект графического редактора, который можно растягивать, сжимать и поворачивать на произвольный угол.
Вы можете заметить, что все это, конечно, хорошо, но вот в предыдущем практикуме вас настоятельно просили не приукрашивать кривую действительность и рисовать улицы такими, какие они есть. А как же разместить название улицы так, чтобы оно огибало кривые, которыми она нарисована?
oИтак, используя Карандаш и инструмент Фигура, рисуем кривую линию, изображающую улицу.
oПолучим вторую линию, совершенно такую же. Для этого надо выбрать первую линию Указателем и воспользоваться пунктом главного меню Правка, подпункт Дублировать. С помощью того же Указателя чуть переместите вновь полученную линию.
oНапишем теперь название улицы.
oА теперь настала пора особенно аккуратной работы. Выберите Указателем надпись, а затем нажмите на клавиатуре клавишуShiftи, не отпуская ее, выделите еще и нижнюю линию. Если вы все сделаете правильно, то выбранными окажутся два объекта: надпись и линия.
oВ главном меню выберите пункт Текст, а в нем подпункт Текст вдоль кривой. Тут же появится дополнительное окно.
oНе вдаваясь в детали, нажмите кнопку Применить.
oОбратите внимание на окна с расстояниями в мм. С их помощью можно отрегулировать расстояние от текста до кривой и от начала линии до начала текста. Нажимая кнопки с треугольником вверх (увеличить) или с треугольником вниз (уменьшить), добейтесь нужного вам положения надписи.
Конечно, расположить надпись можно не только вдоль кривой улочки, но и над каким-либо зданием. В конце концов, даже просто буквы по окружности значительно оживляют оконно-линейный интерьер Интернета.
После того как вы сделали подписи на своей схеме, осталось только преобразовать ее в формат, пригодный для публикации в Интернете. Это необходимо сделать потому, что программа просмотра страниц пока не может воспроизвести ту векторную графику, которую создаетCorelDraw!
Выберите пункт главного меню Файл, подпункт Публиковать в Интернете. Здесь вам придется сначала найти свою папку на файловом дереве и дать новое имя публикуемому файлу. Оно должно подчиняться тем же правилам, что и имяHTML-файла с описанием вашей страницы, т е. состоять не более чем из 8 символов, среди которых могут быть только латинские (английские) буквы и/или цифры.
Далее появится окно параметров экспорта. Здесь нам важны следующие параметры:
Не заказывайте более 256 цветов.
Определите размер картинки, заказав в рамке масштаб 1x1
Обратите внимание на размеры картинки. Ширина не должна превышать 500 пикселей, а высота — 400. При изменении размеров не забудьте поставить галочку в окне Сохранять пропорции.
Затем появиться еще одно окно, определяющая на этот раз параметры файла форматаJPEG. Закажите невысокое качество, соответствующее числам 170-210. Поскольку на нашей схеме нет особо мелких деталей и красивых плавных переходов цветов, этого будет более чем достаточно.
На: Компьютерная обработка графической информации. Векторная гра
Я вам очень благодарна за такой материал. Для меня это просто учебник, по которому я буду учиться.