положение о безотметочном обучении учащихся первых клпассов
Размещено: Любовь Сергеевна Улискова - вт, 09/06/2009 - 03:35
УТВЕРЖДАЮ
Начальник отдела образования
_________________Т.С.Гермаш
«______»___________2007г.
ПОЛОЖЕНИЕ
об оценке результатов обучения и развития учащихся первых классов в общеобразовательных учреждениях Верхнебуреинского района.
1.Общие положения.
1.1.Настоящее положение разработано в соответствии с методическим письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.1998г. (№ 156/14-15).
1.2.Целью данного Положения является определение принципов, оптимальных форм и способов контроля и оценки результатов обучения и развития учащихся-первоклассников.
1.3.В первых классах общеобразовательных школ Верхнебуреинского района обучение является безотметочным, отметка по четырехбальной системе начинает применяться со 2-го класса второго полугодия ( основание: протокол №1 РМО от 27.08. 2005-06 учебного года).
1.4.Основными принципами безотметочного обучения в школе являются:
а) дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий;
б) контроль и оценивание строятся на критериальной основе, выработанной совместно с учащимися;
в) самоконтроль и самооценка учащегося предшествуют контролю и оценке сверстников и учителя.
1.5.К главным критериям самоконтроля и самооценки, а также контроля и оценки относятся следующие:
-усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;
-развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания;
-сформированность познавательной активности и интересов, прилежания и старания.
1.6.Функцией самооценки и самоконтроля является определение учеником границы своего знания-незнания, выявление своих возможностей на разных этапах обучения.
1.7.Функцией контроля и оценки является определение педагогом уровня обученности и личностного развития учащихся.
2.Содержание и организация безотметочной системы контроля и оценки предметных знаний, умений и навыков учащихся.
2.1.Безотметочный контроль и оценка предметных знаний и умений учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета учеником и не подразумевает сравнения его с другими детьми.
2.2.Видами контроля результатов обучения в 1-х классах являются:
-текущий контроль;
-тематический контроль;
-итоговый контроль.
2.3.В первых классах контрольные работы не проводятся, поэтому устанавливаются следующие формы контроля за развитием предметных знаний и умений учащихся:
-устный опрос;
-письменный опрос; самостоятельные проверочные работы, специально формирующие самоконтроль и самооценку учащихся после освоения ими определенных тем; самостоятельные работы, демонстрирующие умения учащихся применять усвоенные по определенной теме знания на практике;
-тестовые диагностические задания;
-графические работы: рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и т. д.
-административные контрольные работы, проверяющие усвоение учащимися определенных тем, разделов программы, курса обучения за определенный период времени (четверть, полугодие, год).
2.4.С целью фиксации и систематизации результатов тестовых, самостоятельных, творческих работ эти результаты заносятся в рабочий журнал учителя.
2.5.Для формирования действий самоконтроля и самооценки учителями первых классов особое внимание уделяется развитию рефлексивных умений и навыков учащихся.
3.Механизм определения уровня обученности и развития учащихся.
3.1.Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в специальном «Листке достижений». Красным цветом обозначается высокий уровень обученности и развития учащихся, зеленым и синим цветом – соответственно средний и низкий уровень.
3.2.При определении уровня развития умений и навыков по чтению необходимо, прежде всего, учитывать: понимание прочитанного текста, а так же способ чтения, правильность, беглость, выразительность, владение речевыми навыками и умениями работать с текстом.
Высокому уровню развития навыка чтения соответствуют плавный слоговой способ чтения без ошибок при темпе не менее 25-30 слов в минуту (на конец учебного года), понимание значения отдельных слов и предложений, умение выделить главную мысль прочитанного и найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.
Среднему уровню развития навыка чтения соответствует слоговой способ чтения, если при чтении допускается от 2 до 4 ошибок, темп чтения 20-25 слов в минуту (на конец учебного года).
Низкому уровню развития навыка чтения соответствует чтение по буквам при темпе ниже 20 слов в минуту без смысловых пауз и четкости произношения, непонимания общего смысла прочитанного текста, неправильные вопросы по содержанию.
3.3.При выявлении уровня развития умений и навыков по русскому языку необходимо учитывать развитие каллиграфического навыка, знаний, умений и навыков по орфографии, сформированность устной речи.
3.3.1.Высокому уровню развития навыка письма соответствует письмо с правильной каллиграфией. Допускается 1-2 негрубых недочета.
Среднему уровню развития навыка соответствует письмо, если имеется 2-3 существенных недочета (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами, словами, несоблюдение пропорций букв по высоте и ширине и др.) и 1-2 негрубых недочета.
Низкому уровню развития каллиграфического навыка соответствует письмо, которое в целом не соответствует многим из перечисленных выше требований, небрежное, неразборчивое, с помарками.
К числу негрубых недочетов относятся:
-частичные искажения формы букв;
-несоблюдение точных пропорций по высоте заглавных и строчных букв;
-наличие нерациональных соединений, искажающих форму букв;
-выход за линию рабочей строки, недописывание до нее;
-крупное и мелкое письмо;
-отдельные случаи несоблюдения наклона, равного расстояния между буквами и словами.
3.3.2.Высокому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо без ошибок как по текущему, так и по предыдущему материалу.
Среднему уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, при котором число ошибок не превышает 5 и работы не содержат более 5-7 недочетов.
Низкому уровню знаний , умений и навыков по орфографии соответствует письмо, в котором число ошибок и недочетов превышает указанное количество.
3.3.3.Критериями оценки сформированности устной речи являются:
-полнота и правильность ответа;
-степень осознанности усвоения излагаемых знаний;
-последовательность изложения;
-культура речи.
Высокому уровню развития устной речи соответствуют полные, правильные, связанные, последовательные ответы ученика без недочетов или допускается не более одной неточности в речи.
Среднему уровню развития устной речи соответствуют ответы, близкие к требованиям, удовлетворяющим для оценки высокого уровня, но ученик допускает неточности в речевом оформлении ответов.
Низкому уровню развития устной речи соответствуют ответы, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого текста, но отвечает неполно, по наводящим вопросам, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только при помощи учителя, излагает материалы несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний или предложений.
3.4.При определении уровня развития умений и навыков по математике необходимо учитывать развитие устных и письменных вычислительных навыков, сформированность умения решать простые задачи, ориентироваться в простейших геометрических понятиях.
Высокому уровню развития устных вычислительных навыков соответствует осознанное усвоение изученного материала и умение самостоятельно им пользоваться, производить вычисления правильно и достаточно быстро.
Среднему уровню развития устных и вычислительных навыков соответствуют ответы, в которых ученик допускает отдельные неточности в формулировках, не всегда использует рациональные приемы вычислений.
Низкому уровню развития устных вычислительных навыков соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала.
3.4.2.Высокому уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, выполненные безошибочно.
Среднему уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, в которых допущено не более 3 грубых ошибок.
Низкому уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, в которых ученик допускает более 3 грубых ошибок.
3.4.3. Высокому уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик может самостоятельно и безошибочно решить задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи).
Среднему уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик допускает отдельные неточности в формулировках, допускает ошибки в вычислениях и решениях задач, но исправляет их сам или с помощью учителя. При этом в работах не должно быть более одной грубой и 3-4 негрубых ошибок.
Низкому уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик не справляется с решением задач и вычислениями в них даже с помощью учителя. Допускает 2 и более грубых ошибки.
3.4.4. Высокому уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть геометрические фигуры и их существенные признаки (кривая и прямая линии, луч, отрезок, ломаная, угол, треугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат), распознавать геометрические фигуры, чертить их, используя линейку, угольник, циркуль.
Среднему уровню умения ориентироваться в геометрических нонятиях соответствуют умения называть и распознавать геометрические фигуры, но при этом ученик допускает неточности в определении существенных признаков фигур.
Низким уровнем умения ориентироваться в геометрических понятиях определяются знания и умения, не соответствующие указанным требованиям.
3.5. Определение уровня развития умений и навыков по ознакомлению с окружающим миром производится в соответствии с требованием программ на основе анализа результатов бесед, наблюдений, практических работ и дидактических игр.
Высокому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, представляющие собой правильные, логически законченные рассказы с опорой на свои непосредственные наблюдения явлений в окружающем и социальном мире. Ученик способен установить и раскрыть возможные взаимосвязи, умеет применить свои знания на практике.
Среднему уровню умений и навыков по этому предмету соответствуют ответы, построенные как правильные, логически законченные рассказы, но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи явлений, испытывает трудности в применении своих знаний на практике.
Низкому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
3.6. При определении уровня развития общеучебных навыков необходимо учитывать умения учащихся работать с книгой, планировать свою работу, наблюдать, обобщать, сравнивать, обосновать оценку, делать самооценочные суждения.
3.6.1. Высокому уровню развития умения работать с книгой соответствует способность ученика самостоятельно ориентироваться в какой-либо детской книге из доступного круга чтения, легко вычленять на обложке и прочитывать название книги, определять тему (о чем расскажет книга), сопоставляя три внешних показателя ее содержания (фамилию автора, заглавие, иллюстрации на обложке и в тексте).
Среднему уровню умения работать с книгой соответствует умение самостоятельно ориентироваться в какой-либо детской книге, вычленять на обложке и прочитывать название книги (фамилию автора и заглавие), определять тему, сопоставляя не менее двух основных внешних показателей ее содержания (фамилию автора или заглавие и иллюстрации на обложке и в тексте),
Низкому уровню развития умения работать с книгой соответствует такая деятельность ученика, при которой он обращается к книге только после напоминания учителя, самостоятельно ориентируется только в книге с типовым оформлением, вычленяет и прочитывает название с помощью учителя, определяет тему (о чем расскажет книга), принимая во внимание главным образом иллюстрации на обложке и в тексте.
3.6.2. Умение учащихся планировать свою работу определяется учителем на основе наблюдений за деятельностью детей на различных уроках.
Высокому уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу, самостоятельно и последовательно составить алгоритм действий, выбрать рациональные приемы и способы работы.
Среднему уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу, с помощью учителя составить алгоритм действий и выбрать рациональные приемы и способы работы.
Низким уровнем определяется непонимание учеником учебной задачи-составление последовательного алгоритма действий только при непосредственном участии учителя, существенные затруднения при выборе рациональных приемов и способов работы, даже при помощи учителя.
3.6.3. При определении уровня самооценки учащихся используются методика «Лесенка», наблюдения за деятельностью учащихся в учебной и внеклассной деятельности.
Высокому уровню самооценки соответствуют показатели, при которых ученик поставил себя на 7-10-ю ступеньку лесенки, уверен в себе при выборе заданий и предложенных работ, сразу берется за решение трудных задач, сам ищет причины неудачи.
Среднему уровню самооценки соответствуют показатели, при которых ученик поставил себя на 5-6-ю ступеньку, уверен в себе при выборе заданий и предложенных работ, но при первой неудаче теряется, принимает новое задание с недоверием, берется за его выполнение с помощью учителя.
Низкому уровню самооценки соответствуют показатели, при которых ученик поставил себя ниже 5-ой ступеньки, не уверен в своих силах, имеет низкий уровень притязаний, обычно выбирает самые легкие задания.
3.7. Определение уровня развития познавательных мотивов и активности учащихся производится по результатам наблюдений учителя за деятельностью учащихся в урочной и неурочной деятельности и при помощи диагностических методик. Определение уровня школьной мотивации и учебной активности производится по методике Н.Г.Лускановой, которая включает схему анализа детских рисунков на школьную тему и краткую анкету, отражающую отношение детей к школе, к учебному процессу.
Высокому уровню школьной мотивации и учебной активности соответствуют работы и ответы, за которые ученик набрал 25-30 баллов.
Среднему уровню школьной мотивации и учебной активности соответствуют работы и ответы, за которые ученик набрал 15-42 балла.
Низкому уровню школьной мотивации и учебной активности соответствуют работы и ответы, за которые ученик набрал менее 15 баллов.
3.8. Определение уровня сформированности ценностных отношений личности учащихся производится по следующим параметрам: общественная активность, отношение к учению, к труду, к людям. Выявляется на основе наблюдений учителя за учащимися в урочной, внеклассной деятельности и с помощью методик М.И.Шиловой.
3.8.1.При высоком уровне развития общественной активности ученик принимает активное участие в деятельности классного коллектива, во время бесед с интересом обсуждает вопросы, правильно оценивает ситуации, аргументирует свою точку зрения, умеет организовать ребят, повести за собой.
При среднем уровне развития общественной активности ученик принимает участие в деятельности классного коллектива, следуя за другими ребятами, участвует в обсуждении различных вопросов и событий, но испытывает затруднения в аргументации своей точки зрения.
При низком уровне общественной активности ученик малоактивен в делах классного коллектива, предпочитает позицию зрителя, иногда увлекается порученным делом, но быстро охладевает к нему. При оценке событий не умеет аргументировать свою точку зрения или неверно их оценивает.
3.8.2.При высоком уровне сформированности отношения к учению проявляется повышенный интерес учащегося к знаниям, он понимает необходимость хорошо учиться как долг, всегда добросовестен в учении.
При среднем уровне сформированности отношения к учению проявляется интерес ребенка к знаниям, он понимает необходимость хорошо учиться, добросовестен в учении, но иногда бывают срывы.
При низком уровне сформированности отношения к учению не проявляется интерес к знаниям или этот интерес ситуативен, учащийся добросовестен только по отношению к предметам, к которым проявляет интерес, учится по принуждению, не проявляет старания.
3.8.3. Высоким уровнем определяется ответственное отношение ребенка к любым трудовым поручениям, он любит участвовать в трудовых делах, проявляет инициативу.
Средним уровнем определяется, как правило, ответственное отношение учащегося к трудовым поручениям, но в отдельных случаях он может не выполнить порученное, любит участвовать в трудовых делах, но включается в них только по инициативе других.
Низким уровнем определяется отношение к трудовым поручениям тогда, когда осуществляется постоянный контроль со стороны учителя, включение в трудовую деятельность происходит лишь по необходимости, ученик редко доводит дело до конца, часто уклоняется от участия в трудовых делах.
3.8.2. Высокий уровень сформированности отношения к людям характеризуется
следованиям нравственным нормам в любых ситуациях, проявлением постоянной готовности помочь товарищам, взрослым и младшим.
Средний уровень сформированности отношения к людям характеризуется следованием нравственным нормам, но в сложных конфликтных ситуациях ученик нередко теряется, проявляет
готовность помочь товарищам, взрослым, но делает это без энтузиазма.
Низкий уровень сформированности отношения к людям характерен для такого поведения, когда ученик затрудняется принять правильное решение в жизненных ситуациях, поступает вопреки часто интуинтивно, сам не ищет места приложения сил, иногда поступает вопреки нравственным нормам, если помогает, то исполняет это как повинность.
4.Взаимодействие с родителями в процессе безотметочного обучения.
4.1. На родительских собраниях учителя знакомят родителей учащихся с особенностями оценивания в 1-х классах школы, приводят аргументы против отметок, называют преимущества безотметочной системы обучения.
4.2. Для информирования родителей о результатах обучения и развития учащихся в конце каждой четверти учитель проводит родительские собрания и индивидуальные консультации.
4.3. По желанию родителей учитель может оценить успеваемость каждого ученика по четырехбалльной системе на основании результатов, полученных в ходе текущего, тематического и итогового контроля, однако результаты оценки учащимся не сообщаются.
4.4 При переходе учащегося в другую школу учитель вкладывает в личное дело «Листок достижения», заверенный печатью образовательного учреждения.
Приложение
.
Ученик____1 «___» класса средней школы№____ г. _____________
Ф.И.О._________________________ на ________________учебный год.
УЧЕБНЫЕ предметы.
Период обучения
1-я четверть
2-я четверть
3-я четверть
4-я четверть
Чтение:
Осознанность
Правильность
Выразительность
Скорость
Русский язык:
Каллиграфия
Орфография
Развитие устной речи
Математика:
Устные вычислительные навыки
Письменные вычислительные навыки
Решение задач
Геометрический материал
Ознакомление с окружающим миром
Общеучебные навыки:
Умение работать с книгой
Умение спланировать свою работу
Умение обосновать оценку своей деятельности
Самооценка
Развитие познавательных мотивов и активности учащихся
Сформированность ценностных отношений:
Общественная активность
Отношение к учению
Отношение к труду
Отношение к людям
Подпись учителя:
Подпись родителей:
Примечание: красным цветом обозначить высокий уровень обученности и развития, зеленым цветом – средний уровень обученности и развития, синим цветом – низкий уровень обученности и развития.
В первом классе детям не сообщается, что проводится проверочная работа. Любые формы работы являются обычными, ежедневными. Нельзя при всех демонстрировать неуспехи ребенка. Умение оценивать свои результаты труда у учащихся формируются постепенно на основе сравнения с эталоном (образцом), анализа причин ошибок и самостоятельным поиском путей их исправления. Отсутствие балльной отметки в первом классе (в любом виде-цифры, звездочки, солнышка и пр.) объясняется тем, что ученик еще не может объективно принять оценку учителем своих достижений и воспринимает ее не как отношение к своей деятельности, а как отношение к себе.
Примечание: учителям начальных классов использовать данный методический материал при применении качественной оценки в первом классе.
Составила по материалам журнала «Завуч начальной школы» №3 – 2002г., стр.59 методист по начальному образованию Л.С.Улискова.