Методическая разработка программы музыкального развития детей в младших классах ДМШ
Размещено: Ольга Валентиновна Пивоварова - вс, 07/06/2009 - 21:36
Некоторые
аспекты
из авторской
«Программы музыкального развития детей в младших классах»
Создание любой программы-это суммирование педагогического опыта, изложение своих убеждений, а также их обоснование. Наличие концепции преподавания помогает организовать педагогическое мышление, поставить цели, наметить действия. Оформить свои идеи и мысли в форме программы- это лучший способ донести до других людей(коллег, родителей, учеников) свою точку зрения.
Эта программа будет сконцентрирована на системе развития всех навыков( моторных ,слуховых ,ассоциативных и т.д .) которые необходимы маленьким пианистам и основана на педагогическом репертуаре, включающем новые и ранее созданные сборники обучения в детской музыкальной школе.
* * *
Основные тенденции музыкального образования сейчас таковы, что с одной стороны, идёт возрастание требований к техническому мастерству юных пианистов. Обилие конкурсов и внедрение русской пианистической школы на международную арену в широком масштабе даёт благодатную почву педагогам и ученикам для взятия ещё более высоких «технических рекордов».
С другой стороны, музыкальное обучение в век компьютеризации для широкой детской аудитории оказалось менее востребованной, чем раньше. Это выражается в отсутствии конкурса при поступлении в музыкальную школу, снижении возрастных рамок( набор 3-5 летних детей), в большом количестве школьников, не дошедших до «финишной прямой».
Все существующий изданные программы, в частности, программы развития техники, в основном рассчитаны на профессионально- исполнительскую ориентацию детей без учёта запросов сегодняшних учащихся и их родителей. В результате у большого процента детей редко формируется интерес к занятиям музыкой. Всё это наводит на мысль о создании такой программы, которая учитывает все эти тенденции и делает существенные «вилки» в обучении учащихся разных способностей.
Получение музыкального образования должно базироваться на единой системе, включающей разнообразные и эффективные методы и приёмы обучения, способствующие раскрытию творческих способностей ребёнка.
Ключевыми моментами в работе с начинающими являются:
а) приобщение ребёнка к миру музыки. Поиск индивидуальных форм и методов ведения урока, соответствующих характеру, уровню интеллекта и степени одарённости каждого ученика.
б) овладение основными пианистическими приёмами игры на инструменте.
в) привлечение родителей к процессу образования.
Искусство обучения начинающих заключается в умении найти на каждом этапе необходимый комплекс средств для гармонически целостного развития ребёнка. Этот метод преподавания заключает в себе:
а) определение музыкальных способностей ученика и гибкое ведение репертуарной политики;
б) органичность в развитии всех сторон творческого облика учащихся: музыкальной памяти, ритма, слуховой наблюдательности, инициативы и творческого воображения, знакомство при помощи педагога с фортепианной литературой.
в) правильная организация учебного процесса. В силу возрастных особенностей (детям 5-6 лет) в целях эффективности обучения обязательность присутствия на уроке одного из родителей.
Формирование комплекса юного пианиста начинается с овладения учеником весовой игры. Все первоначальные упражнения на нон легато(взятие одного звука, переносы через октаву и д.р.) направлены на стремление с самого начала добиться певучести звучания при максимальном физическом удобстве аппарата и активном слуховом контроле.
Во избежание сухости объяснения, , речь педагога должна быть образной и эмоциональной. Все показы приёмов должны сопровождаться «словесной символикой», помогающей приспособиться ребёнку к инструменту:
а) «прорастание руки через клавишу», «стекающий вес», «звукопроводимость руки»- (броски).
б) «не держать клавишу, а вести звук» (локтевое движение).
в) «не поднимать руку, а брать дыхание» (снятие).
- вот основные постулаты процесса овладения весовой игрой на фортепиано.
Все сравнения активизируют воображение ученика и при методически грамотном объяснении, показе, восприимчивости ученика служат «ключиком» к профессиональному владению инструментом.
* * *
Одним из основных приёмов, используемых в нотной литературе является приём легато. Первоначально налаженный контакт с клавиатурой иногда нарушается в период знакомства с этим приёмом. Ученик должен научиться сочетать активную работу пальца с опорой свободной руки на клавиатуру.
Схематичность показа приёма легато: брасок в клавишу- подтянуть руку – взять пальцем следующий звук- должна оживляться засчёт ярких образных ассоциаций
«не показывать, а брать звук»
«не толкать, а переливать звук»(Е.Тимакин)
Эти слуховыми правилами оперируют педагоги на протяжении всего педагогического процесса
* * *
Обучение приёму стаккато должно происходить только после тщательнойотработки двух предыдущих приёмов. В младших классах во избежание зажимов из-за неокрепших пальцев используется вид кистевого стаккато. Правильные навыки нон легато значительно облегчают работу над стаккато.
В основе этого приёма лежат правила взаимодействия пальца с рукой(упругий отскок пальца вместе с рукой), непрерывность и пластичность кистевых снятий после извлечения звука. Надо отметить важность разграничения моментов напряжения и расслабления при изучении приёма стаккато.
* * *
Специфика педагогической деятельности на начальном этапе музыкального образования должна быть связана не только с прагматичным, «ремесленным» обучением игре на инструменте, но и с развитием всех потенциальных творческих возможностей ребёнка. Создание условий и пианистической базы для дальнейшего роста- вот главная задача начального периода обучения.
Программа развития фортепианной техники на базе ДМШ
Программа развития фортепианной техники является составляющей частью общего педагогического процесса и предусматривает овладение основными приёмами, необходимыми для игры на фортепиано.
В понятие «фортепианная техника» входит «комплекс умений и навыков игры, при помощи которых пианист добивается нужного художественного ,звукового результата». (Е.Либерман)
Развитие техники можно трактовать в широком смысле как процесс работы над всеми изучаемыми учеником произведениями; и в узком смысле как регулярная работа над гаммами, этюдами и упражнениями.
На начальном этапе обучения обязательным является выработка у учащегося естественных и целесообразных приёмов звукоизвлечения на основе активного слухового контроля. Этот комплекс послужит базой для достижения хороших результатов на других ступенях технического развития, в частности при игре гамм и этюдов.
Гаммы
Игра гамм в ДМШ преследует цели практического овладения квинтовым кругом, учит «быстро видеть и быстро мыслить»; способствует выработке автоматизации движений, достижению мышечного удобства, пальцевой беглости, ровности, выносливости и т.д. Знание аппликатурных принципов и ориентировка в особенностях рельефа различных гамм также является степенью технического образования. Большинство учеников не в состоянии добиться совершенного исполнения гамм. Этому препятствует и нехватка природных способностей, и равнодушное отношение к этому виду занятий. Одна из основных задач- чёткое осознание, что игра гамм не является самоцелью. Она служит решению проблем технического характера, встречающихся в исполняемых произведениях: ровности и активности пальцев в пассажах, синхронности и объёмности в аккордах, пластике и незаметном подкладывании 1 пальца в арпеджио и др. Учитывая потенциал детей, занимающихся в пятилетней школе, прохождение гамм должно идти по облегчённой программе.
Этюды
В фортепианной педагоге выбор этюдов должен зависеть от способностей ученика и задач, стоящих перед ним на данном этапе обучения. Музыкальных язык выбранных этюдов должен быть ярким, лаконичным, фактура- легко запоминающейся.
Основными моментами при разборе этюда должны являться:
а) подробный позиционный и ритмический анализ фактуры
б) поиски путей преодоления технических трудностей (выбор приёмов, наметка опорных точек ,работа над экономией движений и др.)
в) выявление (совместно с учеником) особенностей фразировки.
Выбор этюдов должен носить системный характер и базироваться не только на традиционном материале, но и обновляться засчет произведений современных авторов .