Цель: Познакомить с жанрами изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт); закрепить новые знания на практике.
Материал: репродукции картин различных жанров; набор карточек с мини - репродукциями; таблички с названием жанров.
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина называется пейзаж.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это – натюрморт.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто - нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина называется портрет.
Содержание: Детям раздаются конверты с репродукциями картин разных жанров. Затем учитель предлагает достать все репродукции и разложить перед собой на парте. Условие игры таково: если он поднимает карту с репродукцией натюрморта (или укажет табличку «натюрморт»), то учащиеся должны поднять одну из открыток с изображением натюрморта, а если покажет репродукцию портрета, то дети тоже показывают одну из открыток с портретом и т. д.
Дважды одну и ту же открытку поднимать нельзя. Использованная открытка откладывается на край парты. Дети, давшие неправильный ответ, кладут репродукцию обратно в набор.
Выигрывает тот, кто правильно продемонстрирует все репродукции. Количество открыток - соревнование между командами.
Игра « В гостях у народных мастеров»
Игра проводится, когда дети уже знакомы с такими народными промыслами, как Хохлома, Городец, Гжель, Дымково.
Цель: закрепить знания о народных промыслах, совершенствовать зрительную память.
Материал: репродукции или рисунки изделий народных мастеров; таблички в виде полочек с названиями « Городец», « Хохлома», « Гжель», « Дымково».
Содержание. На доске – таблички с названиями народных промыслов, на парте репродукции изделий. Игра начинается с создания игровой ситуации: мастера прислали свои изделия на выставку, но вот несчастье – в дороге потерялись таблички с названиями промыслов. Детям предлагается определить, откуда и какие изделия присланы, и расставить их на полки с названиями народных промыслов.
Правило. Каждый ряд расставляет изделия одного какого – нибудь промысла, например, первый отыскивает изделия Хохломы, второй – Городца, третий- Гжели. Репродукции изделий прикрепляются над соответствующей табличкой.
Дополнительно предлагаю репродукции дымковской игрушки. Вопрос к классу: « Откуда привезли эти игрушки? Как они называются?» После «опознания» их помещают под табличку с соответствующим названием. (Название до этого момента должно быть закрыто.)
Игра – упражнение « Узнай героя картины»
Цель: закрепить знания изобразительного искусства, воспитать отношение к произведениям искусства.
Материал: Фрагмент картин В.М. Васнецова « Алёнушка», « Иван – царевич на сером волке»,
« Ковёр - самолёт» и М.А. Врубеля « Царевна Лебедь»; таблички с фамилиями художников.
Содержание. Дети уже знакомы с некоторыми картинами сказочно- былинного жанра. По фрагментам, изображающим лица героев, им предлагается определить названия картин и фамилии художников. ( С картиной М.А.Врубеля учащиеся не знакомы.)
После « опознания» картин Виктора Михайловича Васнецова « Алёнушка», « Ковёр – самолёт» и « Иван – царевич» дети замечают, что четвёртую картину (« Царевна Лебедь»), фрагмент которой представлен, они не знают. Тогда говорю, что сейчас познакомимся с новой картиной. Представляю репродукцию и начинаю беседу.
Примечание. После « опознания» фрагментов картин В.М. Васнецова следует ещё раз показать все картины полностью. И обязательно фамилии художников.
Игра – упражнение « Костюм героя»
Цель: закрепить знание русского костюма; развивать наблюдательность, зрительную память и логическое мышление.
Материал: иллюстрации И.Я.Билибина к « Сказке о царе Салтане…», наборы с изображениями элементов одежды героев русских сказок: кафтан с воротником – козырем, шапка, пояс-кушак, сапоги, вышитая рубаха- косоворотка; сарафан, венец или кокошник, передник ( запон), душегрея и др.) и предметы современного костюма ( брюки, юбка, кофта и т.д.); незаконченные изображения женской и мужской фигуры.
Содержание. На доске вывешиваются иллюстрации И.Я. Билибина к « Сказке о царе Салтане…», изображающие трёх девиц, царя Салтана и царицу, князя Гвидона и царевну Лебедь, других героев сказки.
Звучит вопрос : как догадаться, что Билибин изображает героев русских сказок. Дети отвечают, что по костюмам персонажей, по архитектуре зданий и т.д.
Обращаем внимание на элементы мужской и женской одежды героев сказки, выписываем на доску новые слова для запоминания.
Примечание. В процессе игры – упражнения можно использовать материал по русскому народному костюму из…..
Игра – упражнение « Цветы на подносе»
Игра проводится после ознакомления учащихся с творчеством мастеров Жостова.
Цель: расширить представление о композициях цветочной росписи жостовских подносов (« собранный букет», « букет враскидку», « веночек», « веточка»).
Материал: четыре схемы – композиции цветочной росписи на каждого учащегося; жостовский поднос.
Содержание: Ребята приглашаются « в гости» к мастерам Жостова. В « мастерской» они видят разнообразные подносы, которые отличаются не только цветовым решением, но и композицией. (Демонстрируются настоящие подносы.) Предлагаю орпеделить название каждой композиции, ориентируясь на таблицу. ( На классную доску вывешиваю таблицу с четырьмя схемами- композициями цветочной росписи.)
Затем каждый из игроков получает набор карточек из четырёх схем – композиций. Игровое действие заключается в следующем: учитель демонстрирует подносы ( или их репродукции), а учащиеся определяют композиции и поднимают нужную схему. За каждый правильный ответ игрок получает очко. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество очков.
Игра – загадка « Ошибки мастера»
ИГРА ПРОВОДИТСЯ НА ОДНОМ ИЗ УРОКОВ ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ.
Цель: закрепить знания народных промыслов (элементов росписи, цветового решения, особенностей композиции).
Материал: три эскиза росписи разделочных досок в стиле Хохломы, Полхов - Майдана и Городца с ошибками и три эскиза росписи этих же досок без ошибок.
Содержание: на классной доске располагаются эскизы разделочных досок, роспись которых выполнена с ошибками (присутствуют элементы и цветовое решение другой росписи ит.д.)
Каждая команда – ряд должна отыскать по три ошибки, допущенные в эскизах. Ошибки могут быть такими: среди элементов полхов- майданской росписи встречаются цветы Городца; в цветовом решении хохломской росписи встречается синий цвет; в городецкой росписи отсутствует оживка ит.д.
Правило: каждая команда по очереди указывает на ошибки в росписях. При неправильном ответе очередь отвечать переходит к другой команде. За каждую найденную ошибку команда получает очко. Выигрывает команда, получившая наибольшее количество очков.
Примечание. В конце игры демонстрируются правильно выполненные эскизы разделочных досок в стиле Хохломы, Городца и Полхов – Майдана.
В игру можно ввести эскиз разделочной доски, выполненный в стиле росписи своего края при условии, что учащиеся уже знакомы с ней.