Размещено: Татьяна Николаевна Захарова - сб, 23/05/2009 - 05:25
Автор ресурса - Оскирко Светлана Андреевна
I.Введение
1.1Описание программы
Программа для основной общеобразовательной школы. Биология. 5-9 классы (ВариантIII).Авторы В. В. Пасечник, В. М. Пакулова, В. В. Латюшин, Р. Д. Маш. – в кн. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5–11 классы. – 2-е изд, перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2001. – 224 с. – Стр. 18–31.
Изучение биологии направлено на достижение
cледующих целей:
·освоение знанийо живой природе и присущих ей закономерностях
·овладение умениямиприменять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
·развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
·воспитаниепозитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
·использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Задачи раздела «Общая биология» (9 класс)
Обучения:
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
1.обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 68 уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников.
3.продолжить формирование у школьников общеучебных умений:
конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы.
Развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.
Воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально- успешных личностей с положительной «Я - концепцией», продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)
Тема 5 «Происхождение жизни и развитие органического мира» - 4 часа
Представление о происхождении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза А. И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях.
Развитие жизни на Земле в Архейскую, Протерозойскую, Палеозойскую, Мезозойскую и Кайнозойскую эры.
В соответствии со стандартом биологического образования
учащиеся должны знать
на базовом уровне:
·развитие взглядов на возникновение жизни
·основные этапы возникновения жизни по А. И. Опарину
·основные эры развития жизни на Земле, важнейшие события
на повышенном уровне:
·современные гипотезы возникновения жизни
·характеристику основных этапов
·периоды в разных эрах развития жизни на Земле
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
·давать определение понятия жизни
·характеризовать основные этапы возникновения и развития жизни жизни
на повышенном уровне:
·приводить доказательства в пользу абиогенного происхождения жизни
Контрольно-обобщающий урок по теме: «Возникновение и развитие жизни на Земле
Что должен знать учащийся
Представление об эволюции Земли, основные гипотезы возникновения жизни на ней.
Представление об возникновении жизни на Земле, об условиях, способствующих возникновению живого из неживого, о возникновении планеты Земля, познакомиться с основными постулатами теории А.И.Опарина-Холдейна
Представление об основных этапах развития жизни на Земле, понятия «эволюция» и «ароморфоз», основные этапы эволюции растительного и животного мира нашей планеты
О многообразии взглядов на проблему происхождения жизни на Земле, сущность современной теории происхождения жизни, основные этапы эволюции растительного и животного мира нашей планеты.
Что должен уметь учащийся
Развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы с учебником, конспектировать изложенный материал.
Развивать образное и логическое мышление, сравнивать и анализировать различные гипотезы, правильно определять их по сущностным характеристикам, работать с Интернет-ресурсами.
Выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, вырабатывать монологическую речь.
Самостоятельно применять знания, работать с раздаточным материалом, решать задачи, отвечать на поставленные вопросы,
Методы обучения
Лекция, мультимедийная презентация,
работа с учебником, фронтальная беседа.
Рассказ учителя, работа с учебником, фронтальная беседа, работа с дополнительным материалом.
Мультимедийная презентация, заочное путешествие во времени, заполнение таблицы, работа с учебником, беседа, листы учета знаний.
Рассказ учащегося, работа с раздаточным материалом.
Дидактические цели
Изучение и первичное закрепление знаний.
Закрепление знаний, выработка умений по их применению.
Выработка умений самостоятельно применять знания.
Выработка умений самостоятельно применять знания.
Вид учебного занятия
Урок-лекция изучения новых знаний.
Урок-лекция изучения новых знаний.
Урок взаимного обучения.
Урок – обобщения и закрепления знаний.
Характер и формы организации познавательной деятельности учащихся
Репродуктивный характер деятельности учащихся. Фронтальная беседа.
Информационно-познавательный характер деятельности, творческая группа, работа в парах, индивидуальная работа,
Действенно-практический характер деятельности, индивидуальная, парная, фронтальная.
Индивидуальный опрос, работа с карточками, фронтальный опрос, выполнение проверочной работы в тестовой форме.
Терминологическая разминка, выполнение письменной проверочной работы в тестовой форме.
Домашнее задание
Учебник А.А.Каменского 8.1, записи в тетради. Найти материал о происхождении нашей планеты.
Учебник А.А.Каменского 8.2, 8.3, записи в тетради. Подготовить мультимедийную презентацию о современных взглядах на происхождение жизни. Основных этапах развития жизни на Земле.
Учебник А.А.Каменского 8.4, 8.5, записи в тетради.
1.Организационный момент.Я очень рада видеть вас сегодня на уроке. Ничто так не улучшает настроение, как улыбка. Улыбнитесь, и пусть улыбка сохранит вам хорошее настроение на весь урок. Желаю вам всем удачи, успеха, вдохновения и новых открытий.
У вас на столах лежат листы контроля знаний Приложение №1, не забывайте оценивать свои знания по каждому этапу урока.
Проблема происхождения жизни на Земле и появления многообразия её форм на нашей планете всегда интересовала людей и не является в полной мере решенной до настоящего времени.
Существует множество версий о том, как произошла и развивалась жизнь на нашей планете. Мифы древних греков говорят: «Вначале не было ничего, кроме темноты и хаоса. Из хаоса произошли мир и бессмертные боги, они сменяли друг друга. Когда Зевс сверг сына Урана, он с богами олимпийцами создал живой мир и человека». В Индостане около 2 тыс. лет назад считали, что первой возникла вода, она преодолела огонь, Великой силой тепла в них зародилось Мировое яйцо, из которого появились небо, Земля и все её обитатели. Сторонники теории панспермии считают, что жизнь была занесена с других планет. Теории вечности жизни придерживались выдающиеся ученые Томсон, Аррениус, Вернадский.
Мы с вами сегодня рассмотрим научную версию развития жизни, имеющую большое количество сторонников в научном мире, основанную на эволюционном учении, которое имеет доказательства.
Какие доказательства эволюции вы знаете? Ответы учащихся.
Итак, процесс развития начался с появлением жизни. Напомните, как объясняет её появление гипотеза академика Опарина?
Ответы учащихся: «Жизнь появилась в водной среде, путем абиогенного синтеза». И с момента появления первых живых существ и до сегодняшнего дня история была насыщена удивительными превращениями, не прерывающимися ни на минуту.
Сообщение классу темы: «Основные этапы жизни на Земле» (слайд № 2)
Исходя из темы нашего урока, какую цель мы поставим перед собой?
4.Изучение нового материала
Учитель:Время существования Земли оценивается в 5-7 млрд. лет. Жизнь возникла на Земле не менее 3,5 млрд. лет назад после длительного периода все усложнявшейся химической эволюции. В геологической истории Земли различают эры – промежутки времени различной длительности, которые подразделяют на периоды. Используя Приложение №2 (геохронологическая таблица) дадим характеристику каждой эры, выделяя крупные ароморфозы этой эры. Приложение №3
Учитель: Археозойская эра (Архей)(слайд № 5) от 3500 до 2500 ± 100 млн. лет назад продолжительность около 900 млн. лет.Активная вулканическая деятельность, анаэробные условия в мелководном древнем море, постепенное накопление кислорода в результате деятельности фотосинтезирующих прокариот. Эра прокариот: бактерий и цианобактерий. Цианобактерии свидетельствуют о фотосинтезе и присутствии активного пигмента хлорофилла. На границе архея и протерозоя появляются первые эукариоты – одноклеточные водоросли (зеленые, желтозеленые, золотистые и др.) и простейшие. Среди них – жгутиковые эукариоты (эвгленовые, вольвоксовые), саркодовые (амебы, фораминиферы, радиолярии) и др. На границе между архейской и протерозойской эрами появились половой процесс и многоклеточность.
Ученикивыделяют крупные ароморфозы этой эры и заполняют таблицу «Сравнительная характеристика эр» в тетради. Приложение №4(слайд 11)
Учитель: Протерозойская эра (Протерозой) (слайд № 6)от 2600 ± 100 до 650-680 ± 20 млн. лет назад продолжительность около 2000 млн. лет
Поверхность земли – голая пустыня. Климат холодный, частые оледенения. Активное образование осадочных пород. В конце эры содержание кислорода в атмосфере составило около 1%. Начался процесс почвообразования. Расцвет эукариотных организмов, по своему разнообразию намного опережающих прокариот. Появление многоклеточности и дыхания обусловило прогрессивное развитие гетеротрофов и автотрофов. Наряду с плавающими формами (водоросли, простейшие, медузы) появляются прикрепленные (сидячие) ко дну или какому–либо субстрату нитчатые зеленые, пластинчатые бурые и красные водоросли, губки, кораллы, а также ползающие организмы, например кольчатые черви. Последние дали начало моллюскам и членистоногим. Появляются симбиоты.
Ученикивыделяют крупные ароморфозы этой эры и заполняют таблицу «Сравнительная характеристика эр» в тетради. Приложение №4(слайд 11)
Учитель: Палеозойская эра (Палеозой) (слайд №7, №8)от 570 ± 20 млн. лет до 230 ± 10 млн. лет назад продолжительность 340 ± 10 млн. лет
Эра активного горообразования, которое проходило во многих местах Земли. Характеризуется достаточно большими находками ископаемых организмов. Они свидетельствуют, что в этот период в водной среде соленых и пресных водоемов обитали представители почти всех основных типов и классов беспозвоночных животных. В дальнейшем появились и позвоночные, кроме птиц и млекопитающих. В пресных водах обитали акулы и потомки костистых рыб – двоякодышащие и кистеперые рыбы, от последних произошли наземные позвоночные.
В середине эры растения, животные и грибы вышли на сушу. Началось бурное развитие высших растений. Появились мохообразные. Образовались первые леса из гигантских папоротникообразных растений, но в конце палеозоя они вымерли, образовав залежи каменного угля. Появились животные, дышащие воздухом. По всей Земле распространились рептилии, как растительноядные, так и хищные, появились насекомые.
Ученикивыделяют крупные ароморфозы этой эры и заполняют таблицу «Сравнительная характеристика эр» в тетради. Приложение №4 ( слайд 11)
Учитель: Мезозойская эра (Мезозой)(слайд № 9)от 230 ± 10 до 66 ± 3 млн. лет назад продолжительность около 165 млн. лет
Время интенсивного горообразования на периферии Тихого, Атлантического и Индийского океанов. Часто называют эпохой рептилий. Они представлены разнообразными формами: плавающие, летающие, сухопутные, водные и околоводные. Достигнув большого расцвета, рептилии почти все вымерли в конце мезозоя. В морях господствовали костистые рыбы и головоногие моллюски. С начала мезозоя появляются первые млекопитающие – яйцекладущие, а затем и сумчатые, с середины – первоптицы. Широко распространились голосеменные растения, особенно хвойные. Появляются покрытосеменные растения, но представленные только древесными формами. В конце мезозоя происходит вымирание многих групп животных и растений, как наземных, так и водных.
Ученикивыделяют крупные ароморфозы этой эры и заполняют таблицу «Сравнительная характеристика эр» в тетради. Приложение №4 (слайд 11)
Учитель: Кайнозойская эра (Кайнозой)(слайд № 10)от 66 ± 3 млн. лет назад до настоящего времени
Расцвет покрытосеменных растений, насекомых, птиц, млекопитающих и появление человека. Уже в середине кайнозоя имелись почти все основные группы представителей всех царств живой природы. У покрытосеменных растений образовались такие жизненные формы, как травы и кустарники. Появились степи, луга. Сформировались все основные типы природных биогеоценозов. С появлением человека и развитием общества создаются культурные флора и фауна, образуются агроценозы, села и города. Природа стала активно использоваться человеком для удовлетворения его потребностей. Различное воздействие человека на природу произвело в ней существенные изменения. Произошли большие изменения в видовом составе органического мира, в окружающей среде и природе в целом
Ученикивыделяют крупные ароморфозы этой эры и заполняют таблицу «Сравнительная характеристика эр» в тетради. Приложение №4
Ребята поставьте себе баллы за 1 задание.
4.Закрепление.
Учитель:Итак, мы изучили теоретический материал и переходим к работе с заданиями различных уровней сложности. Пододвиньте листы учета знаний, не забывайте оценивать свои ответы. Желающие к доске работать с таблицами они принесут вам по 3 балла. (2 человека, Приложение №5)
(слайд № 12)
Все остальные работают со мной, по вопросам.
Вопросы 5 баллов: (слайд № 13)
1.Какие события, произошедшие в Архее и Протерозое, можно отнести к ароморфозам?
2.В девонском периоде палеозойской эры появились двоякодышащие и кистеперые рыбы. Объясните, почему двоякодышащие рыбы - это тупиковая ветвь эволюции?
3.Объясните, чем пресмыкающиеся отличаются от земноводных? Какие ароморфозы обусловили появление пресмыкающихся?
4.Чем можно объяснить господство голосеменных растений в Юрском периоде?
5.Какие события, произошедшие в Мезозое и Кайонозое, можно отнести к идиоадаптациям?
Вопросы по 3 балла: (слайд № 14)
1.Эра в истории Земли, название которой переводится как «древнейшая»,-…
2.Геологическое летоисчисление – это …
3.Основная единица геологического летоисчисления – это …
4.Время «скрытой» жизни, предшествующее палеозою,- это …
5.Какая особенность строения организма по сравнению с земноводными обеспечила развитие пресмыкающихся: а) строение яйца; б) 2 круга кровообращения; в) большая масса тела…
Учитель:Ребята поставили себе баллы в лист учета знаний. Также не забудьте поставить баллы за проверку домашнего задания.
Ученики согласно таблице баллов оценивают свои знания за урок и сдают листы учета знаний.
24-32 и выше
18-23
18
«5»
«4»
«3»
Учитель:Выполнена ли поставленная цель урока?Учащиеся отвечают.
5.Рефлексия(слайд № 15)
Понравился ли урок? Что именно больше понравилось? Что получилось.
Что не удалось. Сколько набрали баллов.
Оценки за урок.
6.Домашнее задание:(слайд № 16)
если вы получили «3»-плохо изучена тема, необходимо повторить теоретический материал и пересдать тесты.
«4» – составить список примеров ароморфозов, происходивших в растительном и животном мире в архее, протерозое, палеозое.
«5» – выполнить творческое задание на выбор: составить фантастический рассказ из 9-10 предложений по любой изученной эре; попытаться воссоздать внешний вид древних животных с помощью рисунка.
Учебник А.А.Каменского 8.4, 8.5, записи в тетради.
Повторить материал 8.1-8.3
Презентация к уроку
III. Информационная карта урока
Этап урока
Дидактическая цель
Методы
Виды деятельности учащихся
1.Организационный момент.
Включить учащихся в деловой ритм. Подготовить класс к работе
Устное сообщение учителя
Настрой на продуктивную деятельность
2. Определение исходного уровня знаний.
Выявить уровень знаний учащихся. Повторить изученный материал
Мотивация, побуждение к поиску, выбору правильного ответа, листы учета знаний.
Индивидуальная работа с использованием ИКТ, работа с листами учета знаний.
3. Изучение нового материала.
Сформировать познавательные мотивы. Обеспечить принятие учащимися цели урока.
Мультимедийная презентация, заполнение таблицы, работа с учебником и раздаточным материалом, беседа, листы учета знаний.
Работа в парах (таблица пр.№3),индивидуальная работа, заполнение таблицы (пр.№4), работа с листами учета знаний.
4. Закрепление полученных знаний
Организовать деятельность по применению новых знаний
Работа с раздаточным материалом, фронтальная беседа по вопросам, листы учета знаний.
Индивидуальная работа у доски, работа на закрепление полученных знаний, работа с листами учета знаний.
7. Рефлексия
Выявить уровень первичного усвоения нового материала
Беседа способом постановки системы вопросов, листы учета знаний.
Работа с листами учета знаний.
8. Домашнее задание
Дать информацию по домашнему заданию и инструкцию по его выполнению
На: Основные этапы жизни на земле
Спасибо за урок, ставлю Вам отлично!
На: Основные этапы жизни на земле
Все велеколепно! Вот только в тексте у Вас почему- то сделаны ссылки на главную страницу опенкласса.
На: Основные этапы жизни на земле
На: Основные этапы жизни на земле
Урок-сказка!ребятам было интересно!