Размещено: Татьяна Николаевна Захарова - сб, 23/05/2009 - 05:05
Автор ресурса - Ивашко Ирина Вадимовна
Введение.
Программа Габриеляна О.С.. Тема 4 «Вещества и их свойства», урок 5 «Коррозия металлов» является продолжением и развитием изучения химических свойств металлов.
С одной стороны, учащимся известно, с какими веществами металлы могут вступать в химическое взаимодействие, с другой стороны они рассматривают эти реагенты как факторы окружающей среды, что усиливает практическую направленность их химических знаний. Основные вопросы данной темы уже были изучены учащимися в 9 классе, таким образом, урок носит обобщающий и развивающий характер.
Использование исследовательского метода проведения урока определяется объемом первичных знаний учащихся, практической значимостью материала урока, возможностью проведения исследования при постановке проблемных опытов, особенностью контингента учащихся.
В классе нет учащихся, углубленно изучающих химию, предмет привлекателен для них практической направленностью, разнообразием смены деятельности, наглядностью при изучении материала.
Данная форма проведения урока не только вызвала положительную мотивацию к изучению материала урока, но стимулировала познавательный процесс, включила учащихся в активную поисковую, экспериментальную, исследовательскую, творческую деятельность. Современные учащиеся свободно владеют компьютером, с удовольствием составляют отчет не в рукописной форме, а в виде презентаций. Для учащихся 11 класса не является большой проблемой формулирование гипотезы и выводов, поэтому они справляются с этим этапом за меньшее количество времени, что делает возможным проведение урока в динамичном режиме. Проведение урока в предложенной форме вызвало только положительную реакцию учащихся.
Трудность в проведении данного урока может вызвать этап первичного закрепления знаний, когда отчет групп потребует большего времени. В таком случае работу с презентацией «Вопрос-ответ» можно перенести на другой урок как повторение пройденного материала.
Информационная карта урока «Коррозия металлов»
Тема урока
Коррозия металлов
Место урока в теме
Тема 4, урок 5
Тип урока
Изучение нового материала
Вид урока
Урок-исследование
Цели урока:
образовательные
Сформировать представление о коррозии металлов как самопроизвольном окислительно-восстановительном процессе, ее значении, причинах, механизме и способах защиты. Показать влияние на скорость коррозии таких факторов, как природа веществ, температура и присутствие катализатора (ингибитора).
развивающие
Развивать:
учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из устного сообщения, печатных материалов, наблюдаемых процессов;
учебно-логические: умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, формулировать проблемные вопросы, выдвигать гипотезу, обобщать и делать выводы;
учебно-организационные: организовывать самостоятельную практическую деятельность.
воспитательные
Совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения.
Продолжить формирование убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.
Содержание урока
Роль знаний о коррозии металлов для практической деятельности человека. Виды коррозии. Зависимость скорости реакции коррозии от внешних факторов: температуры, природы веществ, наличия примесей в металле или контакт разных металлов, присутствия катализатора. Механизм химической и электрохимической коррозии в атмосферных условиях. Способы защиты от коррозии.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
Должны знать: суть понятия «коррозия металлов», факторы, влияющие на скорость коррозии, виды коррозии, способы защиты от коррозии.
Должны уметь: определять направление коррозии (катодный и анодный процесс), определять факторы, увеличивающие или уменьшающие скорость коррозии.
Этапы
Организационный этап – 5 мин
Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала – 5 мин
Усвоение новых знаний и способов действия – 20 мин
Первичная проверка степени усвоения материала – 8 мин
Контроль и самопроверка знаний – 5 мин.
Подведение итогов – 1 мин
Домашнее задание – 1 мин
Средства обучения
Компьютер, мультимедийное сопровождение, оборудование и реактивы для лабораторного эксперимента
Методы и приемы обучения
Метод проблемного изложения материала, метод поисковой беседы, исследовательский метод в сопровождении лабораторного проблемного эксперимента
Способы мотивации учения
Связь темы с повседневной жизнью. Оптимальное решение практических проблем – замедление скорости протекания неблагоприятных химических процессов и увеличение скорости желаемых реакций (предохранение металлических предметов от коррозии)
Формы организации учебной деятельности
Коллективная, групповая, самостоятельная
Виды познавательной деятельности
Постановка проблемы, формулирование гипотезы, наблюдение за экспериментом, осознание результатов эксперимента, участие в решении проблемной ситуации, формулирование выводов.
Способы управления познавательной деятельностью
Ознакомление с целями и задачами урока, видами итоговой отчетности и контроля.
Способы отслеживания результатов
1. Входной контроль.
2. Промежуточный контроль.
3. Итоговый контроль.
Ход урока:
I.Организационный момент. Введение.
Учитель. На прошлом уроке мы рассмотрели химические свойства металлов, определили их реакционную способность, выявили круг их реагентов. Значение металлов в нашей жизни огромно, мы пользуемся изделиями из них ежедневно, и закономерно встает вопрос: насколько долго прослужит нам то или иное изделие из металла? Давайте посмотрим видеоролик и определим тему сегодняшнего урока и круг вопросов, необходимых для рассмотрения в этой теме.
5)Чтобы защитить железо от коррозии, можно покрыть его слоем другого металла.
II.Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала.
Учитель.Таким образом, при рассмотрении темы коррозии мы касались многих вопросов. Каких? Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю вам очень быстро, «по-диагонали», просмотреть материал параграфа и определить круг вопросов, которые требуют детального рассмотрения и решения.
Учащиесяработают с материалом параграфа (или диском «Уроки химии Кирилла и Мефодия»), формулируют проблемные вопросы.
Учительзаписывает вопросы на доске, вместе с учащимися группирует их в блоки вопросов.
Учитель.Итак, цель нашего урока состоит в рассмотрении видов коррозии, причине, механизма действия, факторов, усиливающих коррозию и способах защиты от коррозии. Порядок работы на уроке таков. Вы работаете в группах над разрешением конкретной проблемы, проводите проблемный эксперимент, анализируете его результаты, формулируете выводы. Отчет о работе представляете в форме презентации, в которой должны быть название темы, цель исследования, гипотеза, содержание эксперимента и его результаты, применительно к вашей теме, выводы.
III.Усвоение новых знаний и способов действия
Деятельность учащихся.Работа в группах над решением конкретной проблемы:
1) Изучение печатных материалов;
2) Формулирование гипотезы
3) Выполнение лабораторных опытов «Влияние различных условий на процессы коррозии металлов», фиксирование результатов.
4) Анализ результатов проблемного эксперимента, формулирование выводов.
5) Оформление результатов в форме презентаций.
Деятельность учителя.
1) Организация работы исследовательских групп: исследование причин коррозии; механизм коррозии; виды коррозии; катализаторы и ингибиторы коррозии; способы защиты от коррозии.
2) Демонстрация долгосрочных опытов «Влияние различных условий на процессы коррозии металлов» и видеоопытов.
3) Помощь в составлении презентации-отчета.
Приложение2. Инструктивные карты для работы в группах.
IV.Первичная проверка степени усвоения материала
1) Отчет групп о проделанной работе. Презентации учащихся. Приложение
2) Беседа по вопросам (Презентация «Вопрос-ответ»). Приложение 3.
V.Контроль и самопроверка знаний
Проведение тестирования на компьютере. Приложение 4.
VI.Подведение итогов
Итак, на сегодняшнем уроке мы убедились в огромном значении процессов коррозии для нашей жизни, определили причины коррозии, факторы, влияющие на скорость коррозии, необходимость борьбы с коррозией и способы защиты от коррозии. Также необходимо отметить вашу продуктивную деятельность на уроке. Вы не только разобрались в вопросах темы, провели эксперимент, но сумели его проанализировать, сделать выводы и начали оформлять результаты.
VII.Домашнее задание
Завершить работу над презентациями, дополнив их теоретическим материалом.
Актуализировать знания учащихся, подготовить к восприятию нового материала.
Видеоролик с фотографиями коррозии
Знакомство с целями урока.
Вводное тестирование.
Введение в тему, настройка на восприятие материала.
2. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала
1)Повторить с учащимися основные вопросы темы и 2)этапы исследовательской деятельности.
3)Определить порядок работы на уроке.
Диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия», 8-9 кл., тема «Коррозия металлов», учебник стр. 109-113
Беседа о коррозии металлов. Примеры? Причины? Значение?
Побуждение к постановке проблемных вопросов, очерчивание круга проблем, необходимых для рассмотрения на уроке.
Инструктаж к групповой работе.
1) Первичное повторение теоретического материала
2) Формулирование
проблемных вопросов
3) Выделение круга проблем, связанных с рассмотрением процесса коррозии
3. Решение проблемных задач
1)Углубить знания о конкретном вопросе темы.
2)Развить практические умения учащихся на примере постановки проблемных опытов «Влияние различных условий на процессы коррозии металлов
3)Развить логические умения анализировать результаты опытов, формулировать выводы
1) Демонстрация видеозаписи опыта
2)Фото- и видеосъемка хода эксперимента
1)Организация работы исследовательских групп: исследование причин коррозии; механизм коррозии; виды коррозии; катализаторы и ингибиторы коррозии; способы защиты от коррозии.
2)Демонстрация долгосрочных опытов «Влияние различных условий на процессы коррозии металлов»
3)Помощь в составлении презентации-отчета
Работа в группах над решением конкретной проблемы: 1)изучение печатных материалов; 2)формулирование гипотезы
3) Выполнение лаб/опытов «Влияние различных условий на процессы коррозии металлов», фиксирование результатов
4) Анализ результатов проблемного эксперимента, формулирование выводов.
5) Оформление результатов работы
4. Закрепление.
Закрепить знания основных понятий темы.
1)Презентации учащихся по проведенным исследованиям
2)Презентация «Вопрос – ответ»
1) Требования к оформлению исследовательской работы и презентации
2)Коррекция деятельности учащихся
3)Беседа по вопросам презентации «Вопрос-ответ»
1)Защита работ
1)Беседа по вопросам презентации
5. Контроль.
Проконтролировать степень усвоения темы каждым учащимся, проанализировать результаты деятельности
Тест
Проконтролировать степень усвоения темы каждым учащимся, проанализировать результаты деятельности
Выполнение индивидуального теста
6. Домашнее задание.
Закрепить знания о коррозии металлов, расширить представления о ее значении и способах защиты от коррозии
Слайды с проблемными вопросами, тест
Вопросы контроля
Оформить результаты исследований в форме презентаций, дополнив материал урока
Литература.
1.М.А. Рябов, Р.В. Линко, Н.М. Колядина. Лабораторные работы по общей и неорганической химии. М., Издательство Российского университета дружбы народов, 2001.
1.Сформулируйте проблемный вопрос, тему и цель вашего исследования.
2.Изучите материал параграфа по вашей теме.
3.Предложите рабочую гипотезу (Возможный ответ на поставленный проблемный вопрос. Помните! Гипотеза может быть спорной и даже ошибочной. В ходе исследования вам предстоит подтвердить или опровергнуть её).
4.Проведите опыты согласно инструкции. Помните о правилах по технике безопасности при проведении химического эксперимента.
5.Проанализируйте результаты опытов применительно к вашей проблеме.
6.Сформулируйте выводы. (Помните! Выводы должны согласовываться с целью работы и подтверждать или опровергать рабочую гипотезу).
7.Оформите результаты вашего исследования в форме презентации.
8.Подготовьте и проведите защиту (выступление) вашего исследования.
Инструкция
для проведения исследовательского эксперимента по теме «Коррозия металлов»
Опыт 1. Коррозия металлов в различных средах.
В пять пробирок налейте по 2-3 мл следующих растворов:
·в первую - хлорида натрия (рН 7);
·во вторую – хлорида натрия и две капли 2н раствора NaOH (pH 12);
·в третью – дистиллированной воды и 2 капли 2н серной кислоты (рН 2);
·в четвертую – дистиллированной воды (рН 5);
·в пятую – водопроводной воды (рН определите по универсальной индикаторной бумаге).
Во все пробирки добавьте по 2 капли раствора К3[Fe (CN)6] и опустите в каждую железный гвоздь.
Отмечайте последовательность появления синего окрашивания турнбулевой сини в пробирках. Результаты наблюдений запишите в таблицу:
Таблица 1
Зависимость скорости коррозии железа от рН среды
№
Состав раствора
рН
Очередность появления окраски
Вид деполяризации
Ион - активатор или ингибитор
1
NaCl
7
2
H2O + NaOH
12
3
Н2О+ H2SO4
2
4
Н2О дист
5
Н2О водопроводная
Обсудите полученные результаты и сформулируйте выводы о влиянии среды на скорость коррозии железа.
Опыт 2. Коррозия в условии контакта разных металлов.
а) В две пробирки налейте по 2-3 мл 2н раствора соляной кислоты и внесите по одной грануле цинка. Наблюдайте выделение газа в пробирках.
б) В одну из пробирок введите медную проволоку, не касаясь кусочка цинка. Взаимодействует ли медь с кислотой?
В) Приведите медную проволоку в соприкосновение с цинком. Как изменилась скорость реакции? Обратите внимание на накопление пузырьков газа на поверхности медной проволоки. Объясните наблюдаемые явления.
Опыт 3. Влияние поверхности металла на скорость коррозии.
1) В две пробирки с раствором серной кислоты опустите по одной грануле цинка, взяв одну гладкую (новую), а другую шероховатую (ранее использованную). Убедитесь, что однородность поверхности металла влияет на скорость коррозии.
2) В две пробирки налейте по 1 мл раствора серной кислоты (1:5). Опустите в одну пробирку новую гранулу цинка, в другую – гранулу цинка, смоченную предварительно раствором медного купороса, т.е. загрязненную. Убедитесь, что металлы чистые и загрязненные корродируют с разной скоростью.
Опыт 4. Коррозия в среде электролита.
Налейте в пробирку 2 мл 2н раствора соляной кислоты и опустите в неё алюминиевую проволочку. Идёт реакция? Добавьте в пробирку небольшое количество кристаллического хлорида натрия. Запишите наблюдения. Сделайте вывод о влиянии стимулятора коррозии на скорость процесса.
Опыт 6. Коррозия оцинкованного и луженого железа.
В две пробирки налейте по 4-5 мл. дистиллированной воды, добавьте в каждую по 3 капли 2н раствора серной кислоты и по 2 капли красной кровяной соли К3[Fe(CN)6]
Нанесите скальпелем царапины на пластинках оцинкованного и луженого железа и поместите их в разные пробирки. Через несколько минут наблюдайте появление синего окрашивания в одной из пробирок (в какой?)
Карта исследования №2 (группа №2)
«Механизм коррозии»
Задание.
1.Сформулируйте проблемный вопрос, тему и цель вашего исследования.
2.Изучите материал параграфа по вашей теме.
3.Предложите рабочую гипотезу (Возможный ответ на поставленный проблемный вопрос. Помните! Гипотеза может быть спорной и даже ошибочной. В ходе исследования вам предстоит подтвердить или опровергнуть её).
4.Проведите опыты согласно инструкции. Помните о правилах по технике безопасности при проведении химического эксперимента.
5.Проанализируйте результаты опытов применительно к вашей проблеме.
6.Сформулируйте выводы. (Помните! Выводы должны согласовываться с целью работы и подтверждать или опровергать рабочую гипотезу).
7.Оформите результаты вашего исследования в форме презентации.
8.Подготовьте и проведите защиту (выступление) вашего исследования.
Инструкция
для проведения исследовательского эксперимента по теме «Коррозия металлов»
Опыт 1. Коррозия в условии контакта разных металлов.
а) В две пробирки налейте по 2-3 мл 2н раствора соляной кислоты и внесите по одной грануле цинка. Наблюдайте выделение газа в пробирках.
б) В одну из пробирок введите медную проволоку, не касаясь кусочка цинка. Взаимодействует ли медь с кислотой?
В) Приведите медную проволоку в соприкосновение с цинком. Как изменилась скорость реакции? Обратите внимание на накопление пузырьков газа на поверхности медной проволоки. Объясните наблюдаемые явления.
Опыт 2. Коррозия оцинкованного и луженого железа.
В две пробирки налейте по 4-5 мл. дистиллированной воды, добавьте в каждую по 3 капли 2н раствора серной кислоты и по 2 капли красной кровяной соли К3[Fe(CN)6]
Нанесите скальпелем царапины на пластинках оцинкованного и луженого железа и поместите их в разные пробирки. Через несколько минут наблюдайте появление синего окрашивания в одной из пробирок (в какой?)
Опыт 3. Влияние поверхности металла на скорость коррозии.
1) В две пробирки с раствором серной кислоты опустите по одной грануле цинка, взяв одну гладкую (новую), а другую шероховатую (ранее использованную). Убедитесь, что однородность поверхности металла влияет на скорость коррозии.
2) В две пробирки налейте по 1 мл раствора серной кислоты (1:5). Опустите в одну пробирку новую гранулу цинка, в другую – гранулу цинка, смоченную предварительно раствором медного купороса, т.е. загрязненную. Убедитесь, что металлы чистые и загрязненные корродируют с разной скоростью.
Опыт 4. Коррозия в среде электролита.
Налейте в пробирку 2 мл 2н раствора соляной кислоты и опустите в неё алюминиевую проволочку. Идёт реакция? Добавьте в пробирку небольшое количество кристаллического хлорида натрия. Запишите наблюдения. Сделайте вывод о влиянии стимулятора коррозии на скорость процесса.
Карта исследования №3 (группа №3)
«Виды коррозии»
Задание.
1.Сформулируйте проблемный вопрос, тему и цель вашего исследования.
2.Изучите материал параграфа по вашей теме.
3.Предложите рабочую гипотезу (Возможный ответ на поставленный проблемный вопрос. Помните! Гипотеза может быть спорной и даже ошибочной. В ходе исследования вам предстоит подтвердить или опровергнуть её).
4.Проведите опыты согласно инструкции. Помните о правилах по технике безопасности при проведении химического эксперимента.
5.Проанализируйте результаты опытов применительно к вашей проблеме.
6.Сформулируйте выводы. (Помните! Выводы должны согласовываться с целью работы и подтверждать или опровергать рабочую гипотезу).
7.Оформите результаты вашего исследования в форме презентации.
8.Подготовьте и проведите защиту (выступление) вашего исследования.
Инструкция
для проведения исследовательского эксперимента по теме «Коррозия металлов»
Опыт 1. Коррозия в условии контакта разных металлов.
а) В две пробирки налейте по 2-3 мл 2н раствора соляной кислоты и внесите по одной грануле цинка. Наблюдайте выделение газа в пробирках.
б) В одну из пробирок введите медную проволоку, не касаясь кусочка цинка. Взаимодействует ли медь с кислотой?
В) Приведите медную проволоку в соприкосновение с цинком. Как изменилась скорость реакции? Обратите внимание на накопление пузырьков газа на поверхности медной проволоки. Объясните наблюдаемые явления.
Опыт 2. Коррозия оцинкованного и луженого железа.
В две пробирки налейте по 4-5 мл. дистиллированной воды, добавьте в каждую по 3 капли 2н раствора серной кислоты и по 2 капли красной кровяной соли К3[Fe(CN)6]
Нанесите скальпелем царапины на пластинках оцинкованного и луженого железа и поместите их в разные пробирки. Через несколько минут наблюдайте появление синего окрашивания в одной из пробирок (в какой?)
Опыт 3. Влияние поверхности металла на скорость коррозии.
1) В две пробирки с раствором серной кислоты опустите по одной грануле цинка, взяв одну гладкую (новую), а другую шероховатую (ранее использованную). Убедитесь, что однородность поверхности металла влияет на скорость коррозии.
2) В две пробирки налейте по 1 мл раствора серной кислоты (1:5). Опустите в одну пробирку новую гранулу цинка, в другую – гранулу цинка, смоченную предварительно раствором медного купороса, т.е. загрязненную. Убедитесь, что металлы чистые и загрязненные корродируют с разной скоростью.
Опыт 4. Коррозия в среде электролита.
Налейте в пробирку 2 мл 2н раствора соляной кислоты и опустите в неё алюминиевую проволочку. Идёт реакция? Добавьте в пробирку небольшое количество кристаллического хлорида натрия. Запишите наблюдения. Сделайте вывод о влиянии стимулятора коррозии на скорость процесса.
Карта исследования №4 (группа №4)
«Факторы, усиливающие и ослабляющие коррозию»
Задание.
1.Сформулируйте проблемный вопрос, тему и цель вашего исследования.
2.Изучите материал параграфа по вашей теме.
3.Предложите рабочую гипотезу (Возможный ответ на поставленный проблемный вопрос. Помните! Гипотеза может быть спорной и даже ошибочной. В ходе исследования вам предстоит подтвердить или опровергнуть её).
4.Проведите опыты согласно инструкции. Помните о правилах по технике безопасности при проведении химического эксперимента.
5.Проанализируйте результаты опытов применительно к вашей проблеме.
6.Сформулируйте выводы. (Помните! Выводы должны согласовываться с целью работы и подтверждать или опровергать рабочую гипотезу).
7.Оформите результаты вашего исследования в форме презентации.
8.Подготовьте и проведите защиту (выступление) вашего исследования.
Инструкция
для проведения исследовательского эксперимента по теме «Коррозия металлов»
Опыт 1. Коррозия в условии контакта разных металлов.
а) В две пробирки налейте по 2-3 мл 2н раствора соляной кислоты и внесите по одной грануле цинка. Наблюдайте выделение газа в пробирках.
б) В одну из пробирок введите медную проволоку, не касаясь кусочка цинка. Взаимодействует ли медь с кислотой?
В) Приведите медную проволоку в соприкосновение с цинком. Как изменилась скорость реакции? Обратите внимание на накопление пузырьков газа на поверхности медной проволоки. Объясните наблюдаемые явления.
Опыт 2. Коррозия оцинкованного и луженого железа.
В две пробирки налейте по 4-5 мл. дистиллированной воды, добавьте в каждую по 3 капли 2н раствора серной кислоты и по 2 капли красной кровяной соли К3[Fe(CN)6]
Нанесите скальпелем царапины на пластинках оцинкованного и луженого железа и поместите их в разные пробирки. Через несколько минут наблюдайте появление синего окрашивания в одной из пробирок (в какой?)
Опыт 3. Влияние поверхности металла на скорость коррозии.
1) В две пробирки с раствором серной кислоты опустите по одной грануле цинка, взяв одну гладкую (новую), а другую шероховатую (ранее использованную). Убедитесь, что однородность поверхности металла влияет на скорость коррозии.
2) В две пробирки налейте по 1 мл раствора серной кислоты (1:5). Опустите в одну пробирку новую гранулу цинка, в другую – гранулу цинка, смоченную предварительно раствором медного купороса, т.е. загрязненную. Убедитесь, что металлы чистые и загрязненные корродируют с разной скоростью.
Опыт 4. Коррозия в среде электролита.
Налейте в пробирку 2 мл 2н раствора соляной кислоты и опустите в неё алюминиевую проволочку. Идёт реакция? Добавьте в пробирку небольшое количество кристаллического хлорида натрия. Запишите наблюдения. Сделайте вывод о влиянии стимулятора коррозии на скорость процесса.
Опыт 5. Пассивация железа.
Зачистите наждачной бумагой 2 железных гвоздя и один из них поместите на 5 минут в пробирку с концентрированной азотной кислотой. Промойте гвозди водой и опустите их в стакан с разбавленной серной кислотой. Сравните интенсивность выделения газа в обоих случаях.
Карта исследования №5 (группа №5)
«Защита от коррозии»
Задание.
1.Сформулируйте проблемный вопрос, тему и цель вашего исследования.
2.Изучите материал параграфа по вашей теме.
3.Предложите рабочую гипотезу (Возможный ответ на поставленный проблемный вопрос. Помните! Гипотеза может быть спорной и даже ошибочной. В ходе исследования вам предстоит подтвердить или опровергнуть её).
4.Проведите опыты согласно инструкции. Помните о правилах по технике безопасности при проведении химического эксперимента.
5.Проанализируйте результаты опытов применительно к вашей проблеме.
6.Сформулируйте выводы. (Помните! Выводы должны согласовываться с целью работы и подтверждать или опровергать рабочую гипотезу).
7.Оформите результаты вашего исследования в форме презентации.
8.Подготовьте и проведите защиту (выступление) вашего исследования.
Инструкция
для проведения исследовательского эксперимента по теме «Коррозия металлов»
Опыт 1. Коррозия оцинкованного и луженого железа.
В две пробирки налейте по 4-5 мл. дистиллированной воды, добавьте в каждую по 3 капли 2н раствора серной кислоты и по 2 капли красной кровяной соли К3[Fe(CN)6]
Нанесите скальпелем царапины на пластинках оцинкованного и луженого железа и поместите их в разные пробирки. Через несколько минут наблюдайте появление синего окрашивания в одной из пробирок (в какой?)
Опыт 2. Пассивация железа.
Зачистите наждачной бумагой 2 железных гвоздя и один из них поместите на 5 минут в пробирку с концентрированной азотной кислотой. Промойте гвозди водой и опустите их в стакан с разбавленной серной кислотой. Сравните интенсивность выделения газа в обоих случаях.
Опыт 3.
В две пробирки с раствором серной кислоты опустите по одной грануле цинка, взяв одну гладкую (новую), а другую шероховатую (ранее использованную). Убедитесь, что однородность поверхности металла влияет на скорость коррозии.
Опыт 4. Влияние поверхности металла на скорость коррозии.
1) В две пробирки налейте по 1 мл раствора серной кислоты (1:5). Опустите в одну пробирку новую гранулу цинка, в другую – гранулу цинка, смоченную предварительно раствором медного купороса, т.е. загрязненную. Убедитесь, что металлы чистые и загрязненные корродируют с разной скоростью.
2) Налейте в пробирку 2 мл 2н раствора соляной кислоты и опустите в неё алюминиевую проволочку. Идёт реакция? Добавьте в пробирку небольшое количество кристаллического хлорида натрия. Запишите наблюдения. Сделайте вывод о влиянии стимулятора коррозии на скорость процесса.
Опыт 5. Ингибиторы коррозии.
1) В две пробирки поместите немного железных опилок, добавьте в одну из них 1 мл раствора формалина (СН2О) и прилейте в каждую пробирку по 2 мл разбавленной соляной кислоты. Сравните интенсивность выделения газа в каждой пробирке. Напишите уравнения реакций, сделайте вывод о влиянии ингибитора на процесс коррозии.
2) В две пробирки налейте по 2-3 мл 1н раствора серной кислоты и опустите в каждую пробирку железный гвоздь. Что наблюдается?
После установления равномерного тока выделяющегося водорода внесите в одну из пробирок половину микрошпателя уротропина (СН2)6N4. Как изменилась скорость выделения газа в этой пробирке по сравнению с другой? Укажите роль уротропина в процессе коррозии железа.
Размещено пн, 08/06/2009 - 17:33 пользователем Елена Жановна Трибунская.
Полностью согласна с Ларисой Александровной, замечательная разработка урока. Очень много научных данных, имеется практическая часть. Большое спасибо за урок.
Спасибо за отличную разработку урока, Ирина Вадимовна! С Вашего позволения познакомлю конспектом урока учителей химии нашего города. А презентации пусть каждый посмотрит. С уважением, Алексеева Л.А.
На: «Коррозия металлов»
Спасибо за интересную разработку урока!
На: «Коррозия металлов»
Отличный материал для проведения урока. Спасибо! Здоровья вам и творческих успехов!
На: «Коррозия металлов»
Отличная разработка. Спасибо за урок.
На: «Коррозия металлов»
С уважением, Трибунская Е.
На: «Коррозия металлов»
С уважением, Лариса Александровна
На: «Коррозия металлов»
Спасибо , Лариса Александровна, за полезную находку. Только одни слова восхищения.
С уважением, Трибунская Е.