Submitted by Полина Николаевна Илющенко on Tue, 19/05/2009 - 07:42
Анализ деятельности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Эффективность планирования достигается при соблюдении 3-х главных условий:
1. Знание уровня, на котором находится работа ДОУ на момент планирования;
2.Четкое представление об уровне, на котором должна быть она к концу планируемого периода;
3. Выбор оптимальных путей и средств, которые позволяют перевести работу ДОУ на новый уровень.
Таким образом: начинать планировать целесообразно с педагогического анализа. Он поможет выявить сильные и слабые стороны в работе воспитателя, методы и приемы. Педагогический анализ направлен на изучение воспитательно-образовательного процесса, на выявление причин, рекомендаций по совершенствованию работы. Педагогический анализ складывается из известных 3-х видов:
-оперативного;
-тематического;
-итогового.
Оперативный - направлен на ежедневное выявление основных показателей, характеризующих воспитательно-образовательный процесс, на вскрытие причин его нарушения, а также одновременную выработку рекомендаций по устранению этих причин.
Тематический - направлен на глубокое изучение тех или иныхнаиболее значимых сторон педагогического процесса и выработку рекомендаций. Он позволяет руководителю глубоко проникнуть в сутьтех или иных сторон педагогического процесса, изучить его, объективно оценить. В то же время он носит ограничительный характер, так как нацелен на изучение какой-либо одной проблемы. Этот вид анализа является инструментом для изучения ППО.
Итоговый - проводится после завершения какого-либо отчетного периода - полного дня, года, летнего периода и т.д. - и направлен на изучение комплекса основных факторов, повлиявших на результатыдеятельности ДОУ за отчетный период, а также причин, их породивших.
В процессе педагогического анализа лежит наблюдение педагогического процесса, собеседование, анкетирование, определение уровня знаний детьми, их умений, навыков, воспитанности. Ведущее место отводится непосредственному наблюдению, т.е. контролю за воспитательно-образовательной работой с детьми. Это всегда целенаправленный процесс. Посещая возрастные группы и в разные временные отрезки, важно четко представить с какой целью это делается, объект контроля, сбор информации, анализ изученного, рекомендации и путиисправления указанных недостатков, проверка исполнения рекомендаций.Так, например, наблюдать занятия можно с такими целями:
-определить соответствие программного содержания занятий требованиям программы и возможностям детей;
-оценить активность детей на занятии;
-определить наличие у детей навыков учебной деятельности;
-установление объёма знаний у детей по разным задачам обучения;
-характер индивидуальной работы с детьми на занятиях;
-разнообразие методических приемов;
-целесообразность форм работы воспитателя с детьми;
-стиль общения воспитателя и детей;
-осуществление развивающего обучения;
-формирование связной речи у детей на занятии;
-содержание, логика и направленность вопросов к детям;
-культура речи воспитателя и детей;
-прочность навыков вежливой речи у детей;
-содержание и методика оценки детских рассказов;
-разнообразие используемых методических приемов при обучении рассказыванию;
-создание психологического микроклимата в детском коллективе;
-взаимосвязь деятельности педагога и младшего воспитателя;
-проверка и анализ нагрузки детей;
-изучение дидактического единства в работе педагогов этой группы;
-выполнение санитарно-гигиенических норм;
-определение эффективности рабочего дня педагога;
-состояние здоровья и физического развития каждого ребенка в группе;
-уровень и появление устойчивого и активного интереса детей к занятиям, играм; развитие художественно-творческих способностей;
-сформированность трудовых умений и навыков;
-взаимодействие в коллективном труде;
-динамика развития детей и проверка конкретного раздела воспитательно-образовательной работы;
-подготовка к педагогическому совету;
-устранение ранее отмеченных недостатков;
-оценка знаний, умений детей;
-профессиональная подготовка воспитателя и его отношение к работе (умение ставить воспитательную и дидактическую цели, организовывать детей, выбор методов, приемов работы и т.д.).
Контроль можно осуществлять:
посещение одной возрастной группы в течение всего рабочего дня;
посещение цикла занятий;
-тематическое посещение занятий;
-выборочное посещение отдельных занятий;
-взаимопосещение занятий.
Анализ посещенных занятий должен быть целенаправленным, содержать конкретные рекомендации, пути устранения недостатков и ошибок.
Размещено Sat, 23/05/2009 - 06:57 пользователем Анна Александровна Федоренко.
Автор дает схему полного.развернутого анализа работы ДОУ, показывает какие элементы деятельности должны быть отражены в нем.Даннаяразработка очень поможет зав.ДОУ при проведении анализа.
На: Анализ воспитательных дел в ДОУ
ЦОР окажет поддержку воспитателям
На: Анализ воспитательных дел в ДОУ
Автор дает схему полного.развернутого анализа работы ДОУ, показывает какие элементы деятельности должны быть отражены в нем.Даннаяразработка очень поможет зав.ДОУ при проведении анализа.