Размещено: Сергей Анатольевич Юрганов - пн, 11/05/2009 - 06:49
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЫ с ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
НА ТЕМУ:
«БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ»
(по историческим материалам и роману
Л.Н. Толстого «Война и мир»)
Цель урока:проследить и выявить влияние исторического события на судьбу личности, сопоставляя реальные факты и роман Л.Н.Толстого «Война и мир»; показать историческое значение Бородинской битвы, ее стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812 г.;
Задачи урока:
1.Показать историческое значение Бородинской битвы, еестратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812 г.;
2. Научитьсравнивать взгляды писателей и историков, делать выводы;
3.Воспитыватьучащихся на ярких примерах героизма русской армии, приобщать к архивным материалам, литературным и историческим источникам, свидетельствующим о храбрости русского воина, готовности стоять насмерть, защищая Родину.
Оборудование:карты, схемы, таблицы, показывающие ход сражения;роман Л.Н. Толстого «Война и мир» (3-й том), иллюстрации к роману;таблицы для работы учащихся на уроках (на каждом столе), мультимидийный проектор, экран.
Ход урока
(слайд№1)
I.Сообщение темы урока, цели, задач.
(слайд№2)
II.Сообщение плана изучения нового материала (запись на
экране).(слайд№3)
1. Планы и подготовка к генеральному сражению. Соотношение сил(по историческим материалам).
2.Лев Толстой о своих разногласиях с историками по поводу целей иподготовки сражения.
3.Ход Бородинской битвы, ее итоги и историческое значение (по историческим материалам).
3. Описание Бородинской битвы в романе «Война и мир».
4. Чтение составленной в ходе урока таблицы, обсуждение, выводы.
(слайд№4)
Учитель истории предлагает учащимся таблицу, над которой они будутработать в течение урока.
(слайд№5)
III.Вступительное слово учителя истории.
После вторжения французской армии на территорию Российской Империи в июне 1812 года русские войска постоянно отступали. Из-за быстрого продвижения французов и подавляющего их превосходства главнокомандующему русской армией, генералуБарклаю-де-Толли, не удавалось подготовить войска к сражению, а вступать в неподготовленный бой было опасно, так как это грозило потерей армии. Затянувшееся отступление вызвало общественное недовольство, поэтому Александр I сместил Барклая-де-Толли и назначил главнокомандующим генерала-от-инфантерии Кутузова. Однако и ему пришлось отступать, чтобы выиграть время для сбора всех сил.
22 августа (по ст. стилю) русская армия, отступавшая от Смоленска, расположилась у села Бородино, в 124 км от Москвы, где Кутузов решил дать генеральное сражение; откладывать его дальше было невозможно, так как от Кутузова требовали остановить продвижение Наполеона к Москве. 24 августа (5 сентября) состоялось сражение при Шевардинском редуте, которое задержало французские войска и дало возможность русским построить укрепления на основных позициях.
Каково же было соотношения сил накануне генерального сражения у России и Франции. С этими фактами нас познакомит докладчик (Таня Ципленкина). (Доклад: Расстановка сил).
(слайд№6)
IV.Лекция с элементами беседы.
Учитель истории. Имея численное преимущество, Наполеонстремился в генеральном сражении разгромить русскую армию, вступить в Москву, продиктовать России условия мира. Кутузов не былсклонен искать исход войны в одном генеральном сражении, он понимал, что генеральное сражение не определяет окончательной победы.Стратегический план Кутузова был направлен на накопление крупныхсил (резервов), истощение врага и окончательный его разгром в ходеконтрнаступления.
(слайд№7)
Кутузов так говорил об этом: «Когда дело идет не о славевыигранных только баталий, но вся цель - устремление на истребление французской армии... я взял намерение... отступить...» (издонесения).
Наполеон говорил: «Победа под Бородином, если и удастся ее достигнуть, будет лишь временной победой, а не окончательным поражениемпротивника».
(слайд№8)
Давайте посмотрим как шло Бородинское сражение
( Анимация).
(слайд№9)
V. Взгляд Толстого на Бородинское сражение.
Учитель литературы.На предыдущих занятиях мы говорили,что Лев Толстой был не удовлетворен тем. как историки дают объясненияпричин наполеоновских войн. Не согласен был великий писатель и совзглядами ученых историков на цели, подготовку и ход Бородинскогосражения. Он писан: «Разногласие мое в описании исторических событий с рассказами историков... Оно не случайное, а неизбежное. Историкимеет дело до результатов события, художник—до самого факта события. Художник, из своей ли опытности или по письмам, запискам ирассказам, выводит свое представление о совершившемся событии, ивесьма часто оно оказывается противоположным выводу историка.... Для историка главный источник есть донесения частных начальников иглавнокомандующего. ...Художник отворачивается от них, находя в нихнеобходимую ложь.
Итак, задача художника и историка совершенно различна и разногласие с историком в описании событий и лиц в моей книге — не должнопоражать читателя».
О целях, подготовке Бородинского сражения читаем в 19-й главе 2-йчасти 3-го тома.
«Для чего было дано Бородинское сражение? Ни для французов, нидля русских оно не имело ни малейшего смысла...» (чтение отрывков изглавы).
Толстой отмечает, что «...Кутузов и Наполеон поступили непроизвольно и бессмысленно. А историки под совершившиеся факты уже потомподвели хитросплетенные доказательства предвидения и гениальностиполководцев». В тексте учащиеся находят строчки и записывают в таблицу: «Русские не отыскивали лучшей позиции... но и никогда до 25 августа 1812 года не думали о том, чтобы сражение могло произойти на этомместе...» «Бородинское сражение произошло совсем не так, как, стараясьскрыть ошибки наших военачальников и вследствие того умаляя славурусского войска и народа, описывают его. Бородинское сражение непроизошло на избранной и укрепленной позиции... а принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности с вдвое слабейшимисилами против французов, т.е. в таких условиях, в которых … немыслимо было драться…»
Бородинская бита у Л.Н. Толстого изображается как народное сражение». Автор дает панораму сражения и сверху, и со стороны, и, главное, - изнутри. Читатель видит сражение глазами его участников.
Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы:
(слайд№10)
1. Какой увидел битву Пьер Безухов, человек сугубо штатский, не разбирающийся в военном деле (XXXI,XXXIIглавы 2-й части 3-го тома)?
2. Какой видится битва Андрею Болконскому, опытному военномуучастнику многих сражений (XXXVI,XXXVIIглавы 2-й части 3-готома)?
3. Как относятся к битве простые солдаты, как они воюют (XXII, XXXVI, XXXII главы)?
VI.Значение Бородинской битвы.(история)
VII.Вопросы к ученикам:(слайд№11)
1. Почему Бородино навечно осталось в памяти народной?
2.Как вы объясните слова Наполеона: «Из всех моих сражений самоеужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми.Из 50 сражений, мною данных, в битве под Москвою выказано наиболеедоблести и одержан наименьший успех».
3. В чем проявился патриотизм русских воинов?
В Бородинской битве русская армия обескровила французов и нанесла им невосполнимые потери: было убито 58 тыс. человек (43%) всего состава участвовавших в сражении, в том числе 47 генералов, русскиевойска потеряли 38 тыс. человек (30%), в том числе 23 генерала, сохраняявысокую стойкость и волю к победе.
Наполеон не достиг своих целей -- разгрома русской армии - - ивпервые не смог одержать победу в крупном генеральном сражении. Пословам А. Крмелева, при Бородине «французская армия расшиблась орусскую».
(слайд№12)
Оценивая Бородино, Кутузов писал в донесении императору:«Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбростироссийских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия под предводительством самого Наполеона,будучи в превосходнейших силах - не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростью жизнею за свое отечество».
Наполеон, уже будучи узником на острове св. Елены. писал: "Этобыла битва гигантов. С обеих сторон было введено в бой более четвертимиллиона солдат и офицеров. Над Бородинским полем гремели залпы
1200 орудий".
В приказе по армии Кутузов писал: "Объявить мною совершенную благодарностьвсем вообще войскам. находившимся в последнем сражении".
(слайд№13)
Учитель литературы.
1. Что пишет Л. Толстой о Кутузове и Наполеоне? Какую роль отводитписатель полководцам? Читаем отрывки из главXXVII,XXVIII,XXXV.
«...Во все время сражения Наполеон находился так далеко от него, что(как это и оказалось впоследствии) ход сражения ему не мог быть известен и ни одно распоряжение его во время сражения не могло быть исполнено». «Наполеону казалось только, что все дело происходило поволе его».
Кутузов «...не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему». «Кутузов был в Горках, в центре позиции русского войска».
2. Каков же результат сражения?
Ученики читают отрывки из 39-й главы 2-й части 3-го тома. «Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях имундирах...»
Особое внимание при чтении 39-й главы следует обратить на спорЛ.Н. Толстого с историками («Некоторые историки говорят, что...»).
Да, Л.Н.Толстой был не согласен с историками по вопросам целей,подготовки, хода сражения. Но вот в чем они были едины, так это вовзглядах на итоги и следствия Бородинской битвы.
«Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена...победа нравственная была одержана русскими под Бородиным»; «Прямым следствием Бородинского сражения было...» (глава 39, часть 2, том3, заключительные строки).
(слайд№14)
VII.Чтение таблицы, составленной в течение уроков.
Исторические материалы о Бородинском сражении
Л.Н. Толстой о Бородинском сражении в романе «Война и мир»
1. Цели, пре-следуемые рус-ской армией
Обескровить противника,добиться изменения в соотношении сил, не допустить к Москве
«...не имело ни малейшего
смысла...»
2. Подготовкак сражению
Сражение тщательно планировалось, выбиралосьместо, строились укрепления
«Русские не отыскивали лучшей позиции...»; «... сражение... принято былорусскими на открытой, почти не укрепленной местности...»
3. Соотношение сил накануне сражения
120 тыс. человек, 624 орудия у Кутузова. 135 тыс.человек, 587 орудий у Наполеона
5/6, т.е. 100 тыс. у русских и120 тыс. у французов
4. Ход сражения
Наполеон и Кутузов руководили в сражении своими армиями
Ход сражения не был управляем ни со стороны Наполеона,ни со стороны Кутузова
5. Итоги сражения, следствие
Русские потеряли 38 тыс.человек (30%), французы — 58 тыс. человек (43%).Кутузов: «Французскаяармия не превозмоглатвердость духа российского солдата...»Наполеон: «Французы показали себя достойными одержать победу,а русские стяжали право быть непобедимыми»
«Нравственная сила французской армии была истощена...победа нравственная былаодержана русскими»
VIII.Подведение итогов учителем литературы и истории.
Изучая исторические документы, касающиеся войны 1812 г., Бородинского сражения, мы не можем не обратиться к роману «Война и мир».
Толстовское описание Бородинской битвы позволяет нам воссоздать целостную картину конкретного исторического события и, несмотря на разногласия Л.Н. Толстого с учеными и военачальниками, лучше понять историю России, проникнуться чувством благодарности к «богатырям русским», защищавшим Родину в 1812 г. Читая роман «Война и мир», убеждаешься в правоте великого писателя-гуманиста, заявившего, что «...вопрос, не решенный дипломатами, еще меньше решается порохом и кровью», «... война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания».
(Слайд№15)
Л.Н. Толстой: «Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника».
Сергей Анатольевич! Мы, участники мастер-класса 26.08.09 с интересом познакомились с Вашими материалами. Спасибо! Успеха в аттестации на высшую категорию!
На: Интегрированный урок по истороии и литературе
Сергей Анатольевич! Мы, участники мастер-класса 26.08.09 с интересом познакомились с Вашими материалами. Спасибо! Успеха в аттестации на высшую категорию!
На: Интегрированный урок по истороии и литературе