Размещено: Татьяна Юрьевна Сторожева - сб, 02/05/2009 - 13:45
Пояснительная записка
Элективный курс «Газетная журналистика» входит в цикл предметных элективных курсов предпрофильной подготовки учащихся.
Программа знакомит школьников с аспектами культуры письменной речи, помогает им совершенствовать навыки работы над статьями на школьную тематику. Программа не только помогает школьникам раскрыть свои творческие способности, но и готовит их к обучению в 10–11-м классах гуманитарного профиля.
Особенность курса. Помимо изучения теории учащиеся постоянно выполняют разнообразные практические задания как для школьной прессы, так и для районной газеты. Ученикам предлагается не только рассказывать о школьных событиях, но и создавать работы, связанные с предпрофильной подготовкой в городе (районе). В процессе работы расширяется кругозор школьников, развивается логическое мышление, усваиваются нормы культуры речи.
Цели курса. Теоретическое и практическое знакомство с газетными жанрами и принципами создания школьной газеты. Формирование культуры речи учащихся.
Задачи курса:
расширение представлений о газетных жанрах;
развитие коммуникативной компетенции через участие в создании школьной газеты;
развитие культуры речи учащихся;
развитие познавательного интереса к СМИ;
содействие личностному росту учащихся.
Методические принципы курса
личностно-ориентированный подход учитывает особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить;
коммуникативная направленность обучения даёт учащимся возможность общаться в процессе создания газеты;
деятельностный характер обучения позволяет каждому слушателю курса научиться работать как индивидуально, так и в коллективе;
поэтапность обучения предполагает изучение курса по принципу “от простого к сложному”, выводит учащихся к свободному владению письменной речью при создании статей;
принцип автономии учит школьников самостоятельности и позволяет наиболее эффективно решать поставленные перед ними задачи.
Для курса характерны следующие особенности:
— организация обучения творческой деятельности;
— формирование творческого отношения к работе;
— развитие культуры речи на основе создания собственных заметок и статей;
— совершенствование умения работать в коллективе;
— возможность для самовыражения школьников, проявления самостоятельности;
— формирование чувства ответственности за результаты общего дела.
Программа рассчитана на 12 часов, предназначена для девятиклассников, готовящихся выбрать в 10–11-м классах гуманитарный профиль обучения.
Требования к уровню освоения курса
Учащиеся должны знать:
основные жанры прессы;
специфику создания заметок, репортажей, интервью;
законы построения номера школьной газеты;
особенности речевой организации школьной газеты;
Учащиеся должны уметь:
логично излагать материал;
создавать различные по жанру заметки и статьи;
брать интервью и оформлять его;
работать индивидуально, в соавторстве, в группе;
уметь создавать циклы статей на определённую тематику;
В процессе изучения курса учащиеся должны овладеть основными категориями и ключевыми терминами, составляющими понятийный аппарат:
лексика современной газеты;
синтаксис языка газеты;
заметка;
интервью;
статья;
издательская работа.
Учебно-тематический план
№
Тема курса
Кол-во
часов
Форма контроля
Образовательный
продукт
Форма обучения
1
Газетная журналистика
Экскурсия в редакцию местной газеты
2
Синквейн
Фоторепортаж
Конспект лекции
Лекция, работа в группах
Экскурсия
2
Жанры газетной журналистики. Подготовка заметки в газету
2
Заметка в газету
Заметка
Практикум
3
Подготовка репортажа
2
Репортаж
Репортаж
Практикум
4
Подготовка интервью
2
Интервью
Интервью
Практикум
5
Оформление газеты.Выпуск тематической газеты
2
Газета
Работа в группах
6
Номер-презентация
Защита проектов
2
Оценка содержания газет и защиты проекта
Газета
Урок проект
Содержание курса
Тема 1.Газетная журналистика.Экскурсия в редакцию местной газетыТекст. Виды информации в тексте. Текст статьи. Особенности публицистического текста. Сообщение. Предмет сообщения. Средства передачи информации. Цель сообщения. Адресат. Лаконизм художественных средств.
Форма занятия: лекция, экскурсия
Тема 2.Жанры газетной журналистики.Заголовок, план заметки. Виды заголовков: слово, словосочетание, предложение, цитата, риторический вопрос и другие.
Разновидности заметки. Заметка информационного характера. Особенности положительной заметки. Критическая заметка. Полемическая заметка. Расширенная заметка.Подготовка заметки в газету.
Учащийся
должны знать: виды, формирующие жанр заметки; роль и функции заголовка
должны уметь:продуцировать заметку любого вида.
Форма занятия: практикум.
Тема 3. Репортаж. Предмет репортажа. Вступление, основная часть, вывод.
Форма занятия: практикум.
Тема 4.Интервью. Формы организации интервью. Подготовка к интервью. Драматургия интервью. Завершение интервью. Искусство задавать вопросы. Разновидности вопросов. Вопросы, которых следует избегать. Умение слушать. Запись со слов интервьюированного. Уточнения. Запись речи собеседника, её передача. Внимание к слову, людям, датам, подробностям. Учёт пожеланий собеседника. Обработка полученных сведений.
Учащийся
должен знать:теоретические и практические основы интервьюирования: виды, формы, режиссуру интервью; знать разновидности вопросов; тактику преодоления неприемлемых обстоятельств при интервьюировании.
должен уметь: задавать вопросы; преодолевать “особые” обстоятельства.
Форма занятия: практикум.
Тема 5.Оформление газеты силами слушателей курса.
Выбор и подготовка иллюстраций, фотографий. Литературное и шрифтовое оформление заголовков. Техническое оформление изданий. Макетирование. Планирование работы.
Учащийся
должны знать:
как оформить заголовок (шрифт); как составить макет будущей газеты.
должны уметь:
оформить печатные издания; планировать работу; уметь работать в команде.
Форма занятия: практическое занятие.
Тема 6.Защита проектов.Номер-презентация.
Дидактический материал к занятиям по курсу
«Газетная журналистика»
Тема 1.Газетная журналистика.
Материалы к лекции учителя
Газета – это история мира за сутки…
Это история, в котором мы живем
и события которого интересуют
нас больше, чем относящиеся к прошлому,
существующему лишь в памяти.
Неизвестный автор.
Газеты – это секундные стрелки истории.
А. Шопенгауэр.
Значение СМИ
Современная жизнь немыслима без СМИ – газет, журналов, радио, телевидения, электронных изданий. Ежедневно на нас обрушиваются горы информации, и от того, как она подается журналистами, зависит многое. Каждый из нас испытывает информационное влияние окружающей среды: мы черпаем представления о мире из нашей семьи, на наши взгляды влияет общение со школьными учителями, друзьями, сослуживцами, соседями, попутчиками в транспорте и т.д. Но все же оперативную информацию мы прежде всего получаем из газет, теле- и радиопередач, с сайтов в Интернете. Новости политики, экономики, искусства, спорта; сообщения о военных действиях, природных катаклизмах, экологических катастрофах; подробности из жизни ярких личностей – все это мы узнаем благодаря слову журналиста. И от того, каким будет это слово – доброжелательным или озлобленным, справедливым или пристрастным, независимым или заказным, эмоционально взвешенным или паническим, грамотным или небрежным, – во многом зависят общественное мнение и общественные вкусы. Каждое издание имеет свое лицо – тяготение к определенной тематике, стилистическую окраску, идеологические установки, дизайн. Ориентируясь на свою аудиторию, журналисты стараются писать понятным читателю языком и говорить о тех проблемах, которые ему близки и понятны. И здесь важно не забыть, «как слово наше отзовется». Любое публичное высказывание должно быть нравственным, этичным, корректным. Словом можно посеять панику, вызвать скандал, приобрести популярность себе и своему изданию, однако в конечном счете каждый журналист должен понимать, что в его руках сконцентрирована безграничная власть и главный критерий оценки своего творчества – это совесть, профессиональная и человеческая порядочность. Как человек, главным инструментом которого является слово, журналист несет и ответственность за чистоту языка. Важно помнить, что родная речь – это не просто способ передачи информации, но и достояние нации, отражение состояния ее культуры и нравственности. Вот почему журналист обязан не просто грамотно, в соответствии с литературной нормой писать и говорить, но и использовать все выразительные средства языка. И еще об одном аспекте профессиональной деятельности нужно знать начинающему журналисту. За все сказанное и написанное он несет не только моральную, но порой и административную или уголовную ответственность. Непроверенная, заранее ложная информация, вмешательство в частную жизнь, разглашение государственной, коммерческой, врачебной тайны может привести к судебным разбирательствам.
Публицистические жанры
В каждой профессии есть основы, без знания которых нельзя даже пытаться начинать работу. Каждый начинающий журналист должен разбираться в жанрах публицистики, знать их особенности или формат, как теперь принято говорить. Другими словами, нужно знать, как писать статью определенного жанра в зависимости от поставленной задачи. Вы, конечно, знакомы с понятием жанра в художественной литературе: это исторически сложившийся тип литературного произведения. В зависимости от рода литературы (эпос, лирика, драма) жанры делятся на эпические (роман, повесть, рассказ…), лирические (элегия, сонет, эпистола…) и драматические (драма, трагедия, комедия…).
Жанр в журналистике – это разновидность статьи, которая в зависимости от назначения и освещаемой темы имеет довольно жесткую структуру. Есть и другое определение: «Жанр журналистики – это способ и форма производства публикации журналистом». Существует мнение, что научиться хорошо писать невозможно – это природный дар. Однако можно не быть великим художником слова, но при этом стать прекрасным журналистом, для этого нужно знать, где и когда добыть важную и интересную новость, и уметь ее изложить в соответствии с требованиями жанра. Очень часто сегодня журналисты используют для обозначения своей статьи безликое слово «материал», напоминающее строительный термин. Материал – это что-то аморфное, безжизненное, тусклое, и нужно вдохнуть в него жизнь, чтобы получился очерк или репортаж.
Итак, в современных СМИ различают 3 вида жанров:
-информационные(фактографические) - здесь задача журналиста состоит в том, чтобы донести до читателя сведения о значительных, интересных событиях, дать представление о том, что происходит в окружающей действительности;
-аналитические (исследовательские) – задача журналиста усложняется тем, что он выступает не просто в роли наблюдателя, хроникера, но и пытается проанализировать происходящее, дать оценку явлению или событию, здесь нужно стремиться к объективности и полноте освещения фактов;
-художественно-публицистические (художественно- исследовательские) – эти жанры граничат с художественными, они более эмоциональны, субъективны, в них больше выразительных средств, сложнее синтаксис, ярче выражено авторское начало.
Безусловно, журналистика – дело живое, и редко удается выдержать рамки определенного жанра. Чаще всего журналист не может удержаться от выражения собственного мнения. Даже если он не высказывает прямых оценок, авторскую позицию легко выявить по интонации, смысловым акцентам, лексическим средствам. И все же начинающий журналист, стремящийся овладеть основами мастерства, должен поначалу придерживаться структуры классических жанров.
Тема 2.Жанры газетной журналистики. Подготовка заметки в газету
Кто ясно мыслит, тот ясно и излагает.
Н. Буало
Информационные жанры
Важнейшая задача журналистики – информировать людей о наиболее значимых и интересных событиях, причем делать это оперативно. Новость хороша вовремя. Любой журналист должен прежде всего попробовать себя в качестве репортера, корреспондента, чтобы усвоить азы профессии.
Итак, к информационным жанрам традиционно относят такие виды статей: заметка- репортаж- интервью- отчет. Однако можно встретить в этом ряду и другие названия: корреспонденция, информация, опрос, пресс-релиз, «вопрос – ответ» и т.д. На наш взгляд, это все же разновидности «классических» информационных жанров, отличающиеся друг от друга лишь глубиной освещения. Заметка, информация – это оперативное краткое изложение сущности актуального факта (события, явления). Такая статья должна быть написана максимально беспристрастно, ее цель – информировать о случившемся. 5 – 70 строк.
Корреспонденция – расширенная заметка, отличается от предыдущих жанров широтой освещения событий. В ней содержится больше деталей, возможен элемент прогнозирования. 70 -100 строк.
Заметки, корреспонденции по содержанию можно разделить на две группы: хроникальные (то есть те, в которых освещаются последние новости) и собственно информационные. Хроникальные пишутся непосредственно по следам события, они быстро устаревают и требуют немедленной публикации. Собственно информационные повествуют о фактах, которые привлекли внимание журналиста и могут заинтересовать читателя, они устаревают не столь быстро. Опытный журналист не только отслеживает «горячие» новости, но и внимательно всматривается в окружающую действительность, чтобы обнаружить что-то новое, значимое, интересное, произошедшее не «только что», а «на днях». Тогда у него всегда будет в запасе материал для заметки, а может, и для большой проблемной статьи.
Как написать заметку
Помните: заметка – жанр оперативный, не терпящий многословия. Структура заметки (информации, корреспонденции) основана на последовательном изложении фактов:
Когда?
Где?
Что произошло?
Кто в центре события?
Как, почему, с какой целью произошло?
В зависимости от события возможно дополнение:
В чем новизна (актуальность)?
Кратко: значение, что последует дальше?
Изложение должно быть лаконичным, последовательным, объективным. Однако журналист даже в небольшой заметке должен стараться избегать штампов, банальностей. Допустимо использование какой-либо яркой детали или краткой цитаты из речи непосредственного участника событий (особенно в заметках об официальных мероприятиях). Типичная ошибка начинающего журналиста – неумение отсечь лишнее, второстепенное, стремление сказать как можно больше, упомянуть множество деталей, отвлекаясь от существенного, значимого. Здесь нужно порой «наступить на горло собственной песне».Особое внимание нужно уделить названию заметки. Оно должно соответствовать содержанию, быть ярким, броским, небанальным, привлекать внимание читателей. В названии информационной статьи может использоваться ключевая фраза действующего лица или слово (словосочетание или даже миниатюрное односоставное предложение), в котором заключена интрига события. Как собрать информацию для заметки.
Создание любой статьи требует подготовки, а именно сбора материала. Чтобы осветить то или иное событие, нужно придерживаться универсальных правил:
-событие должно быть интересно достаточно широкому кругу людей
-обязательно должны быть точно названы место и дата события
-факты нужно получать непосредственно с места событий или из проверенных источников, ссылка на источник обязательна
-все названия, имена, фамилии, должности должны быть проверены
-цитаты публикуются в прямой речи, если они записаны на диктофон или в блокнот непосредственно на месте события; в противном случае стоит передать общий смысл высказывания в косвенной речи.
Примеры организации самостоятельной работы: Найти в газете критическую, полемическую, расширенную заметку, заметку информационного характера. Наклеить в тетрадь.
Найти в любой газете 10 свежих заголовков, запишите их в тетрадь с указанием газеты и номера. Если сам заголовок не ясен, то в скобках сообщите суть материала.
Исправить заметки учащихся. Объясните коррективы.
Написать заметку о предпрофильном обучении.
Тема 3.Репортаж
Репортаж - это рассказ очевидца, свидетеля, участника произошедшего события. Репортер - журналист, который пишет или делает на радио, телевидение репортажи. Репортер наглядно описывает обстановку, в которой происходило событие, с живыми деталями, картинами, делится личными наблюдениями, впечатлениями. Репортер широко использует сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства художественной выразительности. Главная задача репортера - помочь читателю очень ярко, образно воссоздать картину происходящего. Хороший репортер - внимательный наблюдатель, который с помощью точно подмеченных деталей, верно переданных ощущений и ассоциаций создает в репортаже так называемый «эффект присутствия». Читая хороший репортаж, мы как бы вместе с его автором оказываемся на месте происшествия, в центре события. Он - наши глаза, он - наши уши, с его помощью мы слышим запахи, ощущаем прикосновения, вместе с тем мы чувствуем страх и радость.
Наверное, большинство из вас слышало такое имя - Дядя Гиляй. Точнее не имя, псевдоним, за которым «прятался» король репортеров Владимир Гиляровский. Его слава прогремела на всю Россию и живет до сих пор, хотя писал он в конце XIX - начале XX века.
Спустимся вместе с Гиляровским в подземную московскую речку Неглинку - место отброса всех нечистот столицы XIX века.
Двое рабочих подняли железную решетку колодца, в который стекают вода и нечистоты с улиц. Образовалось глубокое, четырехугольное, с каменными, покрытыми грязью стенами отверстие, что с трудом в него можно было опуститься.
Из отверстия валил зловонный пар. Рабочий спустился. Послышались внизу глухое падение тяжелого тела в воду, и затем голос, как из склепа:
- Что же: лезь, что ли!
Это относилось ко мне. Я подтянул выше мои охотничьи сапоги, застегнул все пуговицы кожаного пиджака и стал опускаться. С каждым шагом вниз зловоние становилось все сильнее и сильнее. Наконец, послышался подо мной шум воды и хлюпанье… Холодная до кости пронизывающая сырость, охватила меня…
- Опускайся смелее; становись, неглубоко туточки! - глухо, гробовым голосом сказал мне рабочий.
Я встал на дно, и холодная сырость воды, бившей о мои колени, проникла сквозь сапоги.
Лампочка погасла, нет ли спички, я помочил свои, - опять из глубины тьмы заговорил невидимый голос. Спичек у меня не оказалось, рабочий вновь полез наверх за ними. Я остался совершенно один в этом дальнем склепе и прошел, по колено в бурлящей воде, шагов десять.
Остановился. Кругом меня был страшный подземный мрак, свойственный могилам. Мрак непроницаемый, полнейшее отсутствие солнечного света. Я повертывал голову во все стороны, но глаз мой ничего не различал. Я задел обо что-то головой, поднял руку и нащупал мокрый, холодный, бородавчатый. Покрытый слизью каменный свод - и нервно отдернул руку… Даже страшно стало.
Тихо было. Только внизу журчала вода. Каждая секунда ожидания рабочего с огнем казалась вечностью.
Как просто и в то же время мастерски Гиляровский передал нам свои ощущения! Как точно выписал детали! Репортажи Гиляровского о подземной клоаке под Москвой наделали тогда много шума. Неглинка была перестроена.
И еще один пример, но уже из дня сегодняшнего.
Торжественной линейкой и концертом ознаменовалось открытие первой смены в оздоровительном лагере «Дружба». Более 450 ребят из Вологды, Грязовца, Череповца и других городов Вологодчины отдохнут здесь от городской суеты.
Отряды уже сформированы и многие ребята успели познакомиться друг с другом. Кто-то из ребят здесь впервые, а кто-то является завсегдатаем лагеря. Вологжанину Мише Богатыреву 10 лет. Он уже второй раз приезжает сюда. «Мне здесь очень нравится, вожатые придумывают много игр и развлечений»,- говорит мальчик.
Желающих отправить своих чад в загородные лагеря этим летом очень много. К сожалению, заявок гораздо больше, чем мест. Стоимость путевок в загородные лагеря составляет от 2,8 до 5 тысяч рублей. Хотя часть расходов на приобретение путевок берут на себя фонд социального страхования, местные и федеральные бюджеты, предприятия, где трудятся мамы и папы ребятишек, тем не менее многие детишки не смогут отдохнуть загородом из-за сложного материального положения в их семьях.
Есть небольшая категория льготников, которым платить придется значительно меньше. Это дети из малообеспеченных и многодетных семей, дети инвалидов и т.д. Сироты обеспечиваются путевками бесплатно.
Есть и альтернатива загородному отдыху - городской лагерь дневного пребывания, плата за который доступна основной массе родителей.
Тема 4. Интервью
Интервью - это разговор журналиста с собеседником, предназначенный для средств массовой информации; журналист задает вопросы, а собеседник на них отвечает. Журналист - интервьюер, собеседник - интервьюируемый. Интервьюировать - взять интервью у кого-либо.
Разговор с Александром Маршалом получился теплый и душевный…
- Саша, где вам больше нравится выступать - в клубах или на более масштабных площадках?
- Везде абсолютно, где меня ждут те, кому нравятся мои песни.
- Как представляете себе свою новую аудиторию? Она отличается от прежней, когда вы работали в «Парке Горького»?
- Даже не знаю. Для меня главное - чтобы ходили на концерты. А кто придет - это уже не от меня зависит, мне хотелось бы, чтоб был полный зал. Я все-таки думаю, возраст моей аудитории от 15 до 60 лет.
- Сегодня вы нашли общий язык с публикой?
- А вы как думаете? (Я уверенно киваю, и Маршал улыбается.) Ну, слава Богу!
Елена Жигалова, Наталья Абросимова.
Работа над интервью делится на три этапа: подготовка, беседа, написание материала.
Первый этап - подготовка к интервью:
• выбор темы;
• выбор собеседника, соответствующего теме интервью;
• составление примерного списка вопросов;
• определение способа записи ответов.
И, конечно же, необходимо узнать о том, согласны ли вам дать интервью.
Вопросы, которые задает журналист своему собеседнику, условно можно разделить на несколько типов: общие, конкретные, альтернативные, закрытые, уточняющие, фильтрующие.
• Общие - вопросы на очень широкую тему, не направленные на какой-либо определенный ответ. Расскажите о ваших планах на будущее. Поделитесь своими впечатлениями о спектакле.
• Конкретные - вопросы на узкую тему, они противопоставлены общим. В какое кино ты ходил вчера вечером? Что ты будешь делать сегодня днем?
• Альтернативные - вопросы, предполагающие выбор между двумя готовыми ответами. Вы сегодня пойдете в кино или на дискотеку?
• Закрытые - требуют одного из двух возможных ответов: да или нет. Есть ли у тебя попугай?
• Уточняющие - задаются после конкретных, альтернативных или закрытых вопросов, если информация, содержащаяся в предыдущих ответах была недостаточно полной.
- Правда ли говорят, что Вы большой знаток русской поэзии «Серебряного века»?
- Да.
- Так кто же наиболее Вам близок по духу, по миропониманию?
- Николай Гумилев и Анна Ахматова.
• Фильтрующие. Эти вопросы задаются для того, чтобы проверить правду ли говорит собеседник.
Практические рекомендации:
• вопросы, задаваемые собеседнику, должны быть понятны и конкретны;
• никогда не спрашивайте о том, что и так известно;
• спрашивайте только о том, что вам самому, как читателю, интересно узнать;
• не задавайте неэтичных вопросов;
• старайтесь избегать стандартных вопросов;
• собеседник, которого вы выбрали, должен представлять интерес для читателя.
Второй этап - беседа:
• беседа начинается со знакомства, если вы видите собеседника впервые, прежде всего вы должны представиться сами;
• первый вопрос, который вы зададите собеседнику, пусть будет общим, вы сможете установить насколько собеседник общителен, какое у него настроение;
• в конце беседы необходимо поблагодарить собеседника и договориться с ним о встрече для согласования интервью;
• необходимо продумать последовательность задаваемых вопросов.
Практические рекомендации:
• существует информация, которая требует тщательной перепроверки, например: биографические данные, всевозможные даты, наименования учреждений и др.; это можно сделать прямо во время беседы, поэтому не бойтесь переспрашивать, уточнять;
• старайтесь не перебивать собеседника во время разговора;
• обязательно задавайте уточняющие вопросы, если в этом есть необходимость;
• постарайтесь расположить к себе собеседника.
Третий этап - написание материала:
• расшифровка интервью, запись на чистовиках всех вопросов и ответов;
• редактирование; необходимо решить, все ли вопросы и ответы интересны, актуальны, выстроить текст логически, исправить стилистические ошибки;
• написать вступление; вступление может быть разным, в зависимости от цели, которую поставил перед собой журналист.
Наиболее типичные примеры вступлений.
• Представление. Журналист только представляет собеседника.
Сегодня я беседовал с очень добрым и интересным человеком - мастером резьбы по дереву Василием Сергеевичем Тихоновым.
• Зарисовка. Описание самого собеседника, обстановки, в которой происходит беседы, если это является значимым и интересным.
Светлая просторная комната. До самого потолка стеллажи с книгами. Кругом тишина. За дубовым письменным столом сидит человек. Это «хранитель библиотеки». Сегодня мы и будем беседовать с ним.
• Повод, послуживший причиной интервью. Почему именно эту тему и этого собеседника выбрал журналист.
Героем нашего июньского выпуска стал Антон Черный, студент филфака. «Отличился» он за последнее время, как минимум, дважды: во-первых, на фестивале авторской песни «Гора» стал «королем поэтов», а во-вторых - выпустил в свет свою дебютную книгу стихов «Мод». Да и вообще, несмотря на молодость, фигура эта довольно заметная и разносторонняя: активно участвуя в различных концертах и перфомансах, он успевает заниматься поэзией и писательством. И мотом (стилягой, по-русски) мы его назвали не за ультрасовременность. Скорее - за яркую индивидуальность, за типичность мучительных поисков себя, но не среди потока материальных благ, а в истинном творчестве. Накануне презентации книги Антон рассказал «ЛЮКу» о своем житье-бытье.
Лючных Дел Мастер
• Фраза собеседника. Сначала ставится наиболее интересный ответ собеседника.
Серьезнее, чем этот человек, людей в 20-летнем возрасте я до этого не встречал. Создается такое впечатление, что разговариваю с человеком, пережившим и повидавшим немало, с человеком, у которого багаж прожитых лет. И это его: «Неинтересно так жить - стоять на одном месте, ничего не добиваясь», - подкупило, заставило по-другому взглянуть не только на него самого, но и на наше поколение молодых.
• Постановка проблемы. Журналист рассказывает о том, почему именно с этим собеседником он ведет разговор о данной проблеме.
Что такое стихи, для чего они существуют в нашей жизни, что они значат для самого поэта? Практически каждый, кто пытается писать или пишет стихи, задает себе этот вопрос. Я и сам часто размышляю об этом.
• Анонс. Журналист очень кратко излагает тему интервью, рассказывает о своем собеседнике, старается заинтересовать и заинтриговать читателя.
Пожалуй, нет такого человека в Череповце, который незнаком с Гошей Эпанаевым или хотя бы что-нибудь о нем не слышал. Организатор фестиваля «Прыжок выше головы», заместитель редактора иронического журнала «Нахаленок», поэт и просто неординарная личность. Наша беседа состоялась, когда фестиваль уже отшумел, и Игорь готовился к празднованию собственного дня рождения.
Пионер из СК
План текста интервью
• Вступление. Журналист представляет собеседника, знакомит читателя с ним. Необходимо указать имя, отчество, фамилию, полное наименование должности собеседника.
• Основная часть. Вопросы и ответы, оформляющиеся в форме диалога.
• Заключение. Существует два вида: авторское (журналист сам подводит итоги беседы), собеседника (заключением является последний ответ, ставящий логическую точку в разговоре).
Примеры организации самостоятельной работы: Составить интервью на заданную тему. Подготовка статьи. Чтение и обсуждение подготовленных интервью.
Тема 5.Оформление газеты силами слушателей курса.
… Какую же пользу приносит школьная газета? Огромную! Газета учит честно выполнять добровольно взятые на себя обязанности, учит работать по плану, опираясь на объединенные усилия самых разных учеников, учит смело высказывать свои убеждения. Учит спорить, доказывая, а не ссорясь, вносит гласность туда, где без газеты кружила бы сплетня и клевета, ободряет несмелых, утирает нос зазнавшимся, направляет общественное мнение – является совестью общины.
Януш Корчак
Оформите газету, посвященную
·предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов в школах города
·учебным заведениям города
·профильному обучению
а) изучите исторический и фактический материал;
б) придумайте заголовок;
в) распределите место в газете;
г) оформите “шапку” и заголовки для тематической газеты;