Официальный сайт aquaexpert 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Разработка урока "Литература как искусство слова"

Фото пользователя Елена Владимировна Суставова
Submitted by Елена Владимировна Суставова on Fri, 27/03/2009 - 06:57
Данные об авторе
Автор(ы): 
Суставова Елена Владимировна
Место работы, должность: 
МОУ ООШ № 10 г. Искитим
Регион: 
Новосибирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Урок по теме "Литература как искусство слова" в 5 классе.

Урок по литературе в 5 классе

Литература как искусство слова

 

Тема: тропы и фигуры художественной речи: эпитеты, метафоры и сравнения

Место урока: раздел «Литература как искусство слова» (второй урок от начала учебного года)

Цели урока: освоение теоретических понятий, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений

Задачи урока:

·        Познакомить учащихся с понятиями тропы, эпитеты, метафоры, сравнения;

·        Научить находить их в тексте;

·        Способствовать развитию творческой деятельности самого ученика.

Сопровождение урока: презентация «Искусство слова»

 

Ход урока

 

I.                   Вступительное слово учителя. (Слайд № 3)

Хорошая художественная книга никого из нас не оставит равнодушным. Почему? Потому что она интересна своими событиями и героями и написана образно и эмоционально. Написать книгу интересно, образно и эмоционально – это искусство. Овладеть искусством художественного слова может каждый, если захочет этого. Но сначала нам нужно знать, а с помощью чего можно сделать нашу речь – устную и письменную – красивой и образной. (Слайд № 4)

Сегодня нас ждет работа над словом, потому что это главный инструмент писателей и поэтов, чьими произведениями мы восхищаемся. Русский писатель Максим Горький говорил: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». А поэтесса Анна Ахматова называла русское слово царственным.

Как же использовать лексическое богатство русского языка, чтобы слова стали «царственными», а наша речь -  живая, наглядная и красочная? (Слайд № 5)

 

II.                Основная часть урока. (Слайд № 6)

1.       Образность речи очень часто достигается благодаря употреблению слов в переносном значении (вспомнить, что такое переносное значение слова: это значение, которое возникает в результате переноса названия с одного явления действительности на другое на основании какого-то сходства. Например: работа кипит (т.е. проявляется в сильной степени, как кипящая вода))

Слова, которые использует писатель в переносном значении, называются тропами (это греческое слово в переводе – «образ, поворот, оборот»). Тропы нужны художнику слова для наглядности изображения тех или иных предметов. (Учащиеся записывают понятие в тетрадь)

Задание учащимся: в предложенном тексте найти тропы, т.е слова и выражения в переносном значении. (Слайд № 7)

Грозовая туча курилась пепельным дымом и быстро опускалась к земле. Вся она была однообразного аспидного цвета. Но каждая вспышка молнии открывала в ней синие пещеры и извилистые трещины, освещенные изнутри розовым мутным огнем. Пронзительный блеск молний сменялся в глубине тучи полыханием медного пламени.                                                                                                           (К. Паустовский)  

 

2.       Среди тропов наиболее часто встречаются и используются (Слайд № 8):

·        Эпитеты

·        Сравнения

·        Метафоры

 

3.       ЭПИТЕТЫ – красочные, образные определения, чаще всего выраженные прилагательными. . (Учащиеся записывают понятие в тетрадь) (Слайд № 9)

Примеры:

Статные осины высоко лепечут над вами; Длинные, висячие ветки берез едва шевелятся, могучий дуб стоит… (И.С.Тургенев)

Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка (М.Ю.Лермонтов) (Слайд № 10)

 

Иметь в виду: в качестве эпитетов могут выступать не только полные и краткие прилагательные, но и наречия. Они образно характеризуют не предметы, а действия. Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна. На печальные поляны льет печально свет она (А.Пушкин). Кроме того, существительные тоже могут быть эпитетами. Например: Жила в высоком тереме девица-красавица.

 

Задание учащимся: в предложенном четверостишии М.Лермонтова найти эпитеты и сказать, какой частью речи они выражены.

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя.

 

4.       СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность.  (Учащиеся записывают понятие в тетрадь) (Слайд № 11)

Примеры:

Глаза, как небо, голубые; Листья желтые, как золотые… (А.Твардовский)

Там как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга (К.Чуковский)

Змейкой мчится по земле белая поземка (С. Маршак) (Слайд № 12)

 

Вопрос учащимся: И эпитеты, и сравнения придают речи образность – но какая между ними разница? (эпитет не содержит прямого сопоставления в тексте с предметом или явлением, а при сравнении приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается)  

 

Задание учащимся: в предложенных примерах найти образные сравнения.

Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце снег лежит. (А.Пушкин)

Мелкий грибной дождь… шепчет что-то свое… и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой (К.Паустовский)

Был он рыжий, как из рыжиков рагу, рыжий, словно апельсины на снегу… (Р.Рождественский)

 

5.       МЕТАФОРА – употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений (другими словами – неназванное сравнение) (Учащиеся записывают понятие в тетрадь) (Слайд № 13)

Сходство может проявляться:

·        По форме (кольцо на руке – кольцо дыма);

·        По цвету (золотой медальон – золотые кудри);

·        По впечатлению (черное покрывало – черные мысли)

·        По расположению предметов (хвост животного – хвост кометы)

·        По другим признакам…

 

Метафора создает образ, который передается читателю или слушателю.

Примеры: (Слайд № 14)

В саду горит костер рябины красной… (С.Есенин) – огненный цвет гроздьев поэт сравнил с пламенем. Сравнение в этом случае выглядело бы так: Гроздья рябины краснеют, как пламя, и осеннее дерево словно костер.

 

Задание учащимся: в предложенных примерах найти метафоры. (Слайд № 15)

в багрец и  золото одетые леса. (А.Пушкин)

Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя… (А.Пушкин)

Ночь тихо спустилась на землю; Земля окутала все белым покрывалом.

Отговорила роща золотая березовым веселым языком (С.Есенин)

 

III.             Закрепление изученного. (Слайд № 16)

  1. Повторить определения терминов, изученных на уроке. Для чего в текстах используются различные виды троп?

 

  1. Найти в предложенном тексте примеры эпитетов, сравнений, метафор (каждому учащемуся раздается данный текст):

За четверть часа до захождения солнца, весной, вы входите в рощу, с ружьем, без собаки. Вы отыскиваете себе место где-нибудь подле опушки… Четверть часа прошло. Солнце село, но в лесу еще светло; воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут, молодая трава блестит веселым блеском изумруда… Вы ждете. Внутренность леса постепенно темнеет; алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев, поднимается все выше и выше… Вот и самые верхушки потускнели; румяное небо синеет. Лесной запах усиливается, влетевший ветер около вас замирает… (И.С.Тургенев)

 

  1. Придумать и записать в тетрадях художественный текст на тему «Осень в лесу», используя эпитеты, сравнения и метафоры.

(задание для более слабых учащихся: придумать и записать эпитеты к слову облака; сравнения к слову  солнце; метафору к выражению ветер дует)

 

IV. Домашнее задание. (Слайд № 17)

Найти в любых художественных текстах примеры эпитетов, сравнений, метафор; выписать их в тетрадь по литературе; подготовить выразительное чтение этих отрывков.

 

Прикрепленный файл Size
искусство слова.ppt 397 KB


Фото пользователя Татьяна Юрьевна Зеленова

На: Разработка урока "Литература как искусство слова"


Уважаемая Елена Владимировна! Благодарю Вас за помощь в организации урока! yes




Фото пользователя людмила куракина

На: Разработка урока "Литература как искусство слова"


Уважаемая Марина Владимировна!Спасибо за конспект урока.Очень интересный материал.


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн