Submitted by Елена Владимировна Суставова on Fri, 27/03/2009 - 06:49
Урок в 5 классе по теме: «Омонимы»
Цели:
Дать определение омонимов;
Развивать умение находить омонимы в тексте и в словаре;
Формировать умение использовать омонимы в устной и письменной речи.
Место урока: раздел «Лексика»
Сопровождение урока: презентация «Омонимы»
Слайды № 1,2
I. 1). Орг. момент (готовность к уроку, правильная посадка за партами, цели урока, запись «шапки» работы)
2) Орфографическая разминка (слайд № 3): записать на доске и в тетрадях словарные слова по их лексическим значениям, подчеркнуть непроверяемые гласные в корне слова:
Свободное время человека (досуг)
Место, куда ходят за покупками (магазин)
Широкий шарф (кашне)
Зрительные места в зале перед сценой (партер)
Сумка ученика (портфель)
Слово, выражающее благодарность (спасибо)
Составить предложение с любым словом, осложнив его обращением. Усложненное задание: составить диалог из трех реплик.
II.Объяснение нового материала.
1. Сказать, что изображено на картинках, записать слова в тетрадь (слайд № 4)
Ключ от дверилук для стрельбы водопроводный кран
Гаечный ключлук-растение строительный кран
Скрипичный ключ
Родник (ключ)
ü Как эти слова пишутся? (одинаково)
ü Как эти слова произносятся? (одинаково)
ü А значение слов одинаково7 (совершенно разное)
ВЫВОД: эти слова – ОМОНИМЫ и они относятся к одной и той же части речи (чаще всего это сущ-ные)
2. Прочитать правило в учебнике.
3. Записать в памятки и заучить стихотворение (слайд № 5):
Омонимы как близнецы похожи,
Но значат не одно и то же:
Груз подает подъемный кран,
А воду льет в квартире кран
III.Закрепление нового материала.
1. Выписать из стихотворения на слух омонимы вместе со словами, при помощи которых можно пояснить значение слов:
В море суши полоса
Называется коса,
И у девушки коса
Цвета спелого овса.
На траве лежит роса,-
Косит травушку коса.
У меня один вопрос:
Сколько есть на свете кос?
2. Как найти омонимы в словаре? Сказка о том, где живут слова (слайд № 6,7). Давайте посмотрим, какая есть для этого помета в словарной статье: учебник на с. 142.
3. Найти в толковом словаре омонимы, которые будут являться отгадкой к следующей загадке: (слайд № 8)
Бывает он из разного материала:
То из земли, то из воды, то из металла. (ВАЛ)
4. Придумать предложения с данными омонимами (кто не сможет понять значение – получает от учителя подсказку на листочке): (слайд № 8)
Месяц (луна; календарный)
Кашка (цветок; молочная)
Мостик (капитанский; гимнастическое упражнение)
5. Проблемное задание на основе упражнения 347. Вывод: не все слова, которые одинаково пишутся и звучат, являются омонимами.
Задание для сильного ученика: подготовить сообщение об омографах. Это слова, одинаковые по написанию, но разные по произношению. Они отличаются ударением:
Отца спросила дочка:
- Не знаю, как прочесть.
Есть слово «проволочка»
И «проволочка» есть.
А что такое «атлас»?
Его приносят в класс?
Я прочитала «атлас»,
Но есть ведь и «атлас»?(слайд № 9)
IV.Итоги урока: (слайд № 10)
Ø Что такое омонимы?
Ø Все одинаковые по написанию и произношению слова будут являться омонимами?