Инновационная теория профильного обучения и предпрофильной подготовки
Размещено: Ольга Юрьевна Соловьева - чт, 26/03/2009 - 23:46
Селевко Г.К.
Соловьёва О.Ю.
В «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» отмечается, что реализация идеи «всеобщей профилизации» обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
В связи с этим профильное обучение и предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующую их самоопределению по завершении основного общего образования.
В данной статье представлена инновационная образовательная технология, основанная на парадигме саморазвития личности, согласно которой самоопределение, в том числе профессиональное, является первоначальным этапом процессов саморазвития: самопознания, самовыражения, самовоспитания, самообучения, самоутверждения, саморегуляции, самореализации. Его эффективность (оптимальность) обеспечивается опорой на психолого-педагогические закономерности развития и формирования личности. В отличие от официальной технологии, соответствующей «Концепции профильного обучения...», инновационная технология называется «Технологией оптимального самоопределения школьника». Системообразующим стержневым элементом этой технологии служит надпредметный теоретический курс по выбору - « Найди свой путь».
Практическая поддержка технологии состоит из программы и учебного пособия для учащихся «Найди свой путь», электронного учебного пособия, слайд-фильма и методических рекомендаций и дидактических материалов для учителя.