Вожатый. Толя, почему ты не моешь руки. Уши, не стрижёшь ногти? Ты такая большая неряха!
Толя. Нет, я не большая неряха. Я мальчик!
Вожатый. Ну и что, что ты мальчик. Посмотри на свой костюм, и тебе сразу станет ясно, что ты самая большая неряха.
Толя. Нет, я не большая неряха, это неверно! Я мальчик!
Вожатый. Да ты же, к тому же, и большая плакса!
Толя. Я не могу быть большая и даже маленькая плакса. Зачем ты такое говоришь?
Ведущий. Почему обижается Толя на вожатого?
Вопрос. Правильно ли сказать: «Толя, ты настоящая неряха и большая плакса?»
(Ответ. В русском языке имеются существительные общего рода: неряха, плакса, невежа и т.д. Если это существительное относится к женскому роду, то надо говорить «большая плакса», если к мужскому, то «большой плакса».)
Этюд 2. «Строптивые» пальто и «неподатливые» шубы(Имя числительное).
1 - й ученик. У тебя есть дед?
2- й ученик. Есть.
1 - й ученик. А бабушка?
2- й ученик. И бабушка есть.
1 - й ученик. А в чём они ходят зимой?
2- й ученик. В пальто и в шубах.
1 - й ученик. Это хорошо. Тогда скажи: «Три бабушкиные пальто и две дедовые шубы висели в шкафу».
2- й ученик. Так я сказать не могу.
1 - й ученик. Почему?
2- й ученик. Потому что это неправильно. Надо говорить: Три бабушкины пальто и две дедушкины шубы висели в шкафу».
1 - й ученик. Ну, нет, так тоже сказать нельзя.
Ученики спорят. Входят ещё два ученика.
3 - й ученик. Что вы не поделили?
1 - й ученик. Подскажите, как правильно сказать: «Три бабушкиные пальто и две дедовые шубы висели в шкафу».
4 - й ученик. Чудаки, нащли, о чём спорить, скажите просто: «Три бабины пальто и две дедовы шубы висели в шкафу».
Ученики смеются.
2- й ученик. Так пусть нас рассудят умницы и умники, как правильно сказать.
Вопрос. Правильно ли сказать: «Три бабушкиные пальто и две дедовые шубы висели в шкафу»?
(Ответ. Если определение относится к существительному, зависящему от числительного два, тир, четыре, то оно при словах мужского и среднего рода ставится в родительном падеже множественного числа: три бабушкиных пальто и две дедовых шубы.)
Этюд 3. Обида по недоразумению (Лексика).
Ведущий. Очередь у прилавка с книгами. Входит студентка со словарём в руках и обращается к солидному мужчине.
Студентка. Вы последний?
Мужчина. В нашей стране нет последних. Вы хотели сказать: «Кто крайний?»
Студентка. Нет, я спрашиваю: «Кто последний?»
Мужчина. В таком случае последняя Вы.
Студентка. Нет, Вы неправы. Знаете ли Вы, что в русском литературном языке слово крайний имеет три значения:
1) расположение по краю (крайний дом);
2) конечный, предельный (крайний дом);
3) чрезмерный в проявлении тех или иных свойств (крайний эгоист).
Мужчина. Не, не верю. Впрочем, пусть объяснят умницы и умники, как правильно спросить: «Кто последний?» или «Кто крайний?».
Вопрос. Как правильно спросить у людей, стоящих в очереди: «Кто последний?» или «Кто крайний?».
(Ответ. Обращение с вопросом «Кто крайний?» к человеку, занимающему конечное положение в ряду, в очереди неправильно, так как начинающего ряд или очередь называют первым. А понятию первый противопоставляется понятие последний (последующий, следующий один за другим) Правильно сказать: «Кто последний?».)
Этюд 4. Сойти или выйти на остановке? (Однокоренные слова)
Ведущий. В поездах, трамваях, автобусах, когда они приближаются к станции или остановке, часто приходится слышать такой диалог.
1 - й ученик. Вы сходите?
2- й ученик. Нет, не схожу.
1 - й ученик. Тогда позвольте мне пройти вперёд, я схожу на этой остановке.
2- й ученик. Пожалуйста, сходите!
Ведущий. Несмотря на вежливое обращение, оба пассажира говорят неправильно. Попросим умниц и умников рассудить, как правильно спросить: «Вы сходите (или выходите) на этой остановке?»
Вопрос. Как правильно спросить: «Вы сходите или выходите на этой остановке?»?
(Ответ. Нельзя употребить глагол «сойти» в значении «Выйти». Нельзя говорить:»Схожу в Москве, в Ахтубинске, схожу на следующей остановке. Надо говорить: «выхожу в Москве, в Ахтубинске, выхожу на следующей остановке».)
Этюд 5. Благодарность (Употребление предлогов).
Длинный и тощий, похожий на Дон Кихота, предлог Благодаря выскочил из – за кулис, сделав несколько кругов по сцене, промчался в зрительный зал, схватил за руку одного из зрителя и вывел на сцену. Направив остриё копья в грудь одного из зрителей, он стал вопрошать странным голосом.
Предлог Благодаря. Зачем благодаришь болезни!?
Зачем благодаришь засуху!?
Почему благодаришь наводнение!?
Зритель (лепеча) Я не благодарю.
Предлог Благодаря. Нет, благодаришь. Кто сказал: «Благодаря болезни я не выучил урока», «Благодаря засухе хлеба не уродились», «Благодаря наводнению погибло много людей»?
Зритель. А как же надо было сказать?
Предлог Благодаря. Уважаемые умницы и умники, помогите этому невежде исправить ошибки.
Вопрос. Правильно ли говорить:«Благодаря болезни я не выучил урока», «Благодаря засухе хлеба не уродились», «Благодаря наводнению погибло много людей»? Как правильно?
(Ответ. Производный предлог «благодаря» употребляется преимущественно в тех случаях, когда речь идёт о причинах, вызывающих положительный (желаемый) результат, например: благодаря успеху, благодаря вниманию товарищей. Правильно сказать:
«Из - за болезни я не выучил урока», «Вследствие засухи хлеба не уродились», «Во время наводнения погибло много людей»)
Этюд 6. Больной (Омографы)
На сцене - клоун. Он только что вернулся из аптеки, уселся на стул, выпил из огромной бутылки малюсенькую ложку лекарства и принялся, расхаживая вокруг бутылки, пищать:
- Пи-пи- пи…
Клоун – помощник. Что случилось, дружище?
Клоун. Как что?! Лекарство принял?
Клоун – помощник. Хорошо! Но пищать- то зачем?
Клоун. Как зачем? Здесь же написано: «По одной после приёма пищи». Понял? Пищи… Пи- пи – пи...
Клоун – помощник. Эх ты, грамотей! Ну-ка, дай я прочту (читает)… После приёма пищи. Пищи, не пищи, понятно?
Клоун (удивлённо берёт билет и читает) После приёма пищи?.. Пищи…(почесал левой рукой правое ухо). Не понимаю, пищи или пищи?.. Пойду-ка я доктора спрошу. Здесь что-то всё по-латыни написано.
Взял огромную бутылку на плечо и пошёл попискивая.
Вопрос. Почему клоун пищал? Какое лексическое явление не знал клоун?
(Ответ. Клоун не знал, что в русском языке есть омографы - слова. Совпадающие по написанию, но имеющие различное лексическое значение и ударение: замок – замок.
Глагол «пищать» и существительное «пища» совпали по написанию в грамматических формах: пищи - глагол в повелительном наклонении, пищи – имя существительное в родительном падеже (нет (чего?) пищи).
Надо было прочитать: «После приёма пищи»)
Этюд 7 Песенка про тавтологию (Тавтология)
Мы вам песенку споём,
Песенку с ошибкам,
И хотим, чтоб вы её
Встретили с улыбками.
Пусть смеются каждый раз
Даже люди строгие,
Если в песенке у нас
Встретят тавтологию.
Люблю я майскую грозу в начале мая,
Когда весной весенний первый гром,
Как бы резвяся и в игру играя,
Грохочет громко в небе голубом.
Ещё люблю, когда холодные морозы
Покроют льдом, заледенят карниз,
Снежинки с неба падают, как слёзы,
На землю приземляясь сверху вниз.
Но более всего предпочитаю осень,
Когда плодами всё заплодоносит,
И в сенокос косою сено косят,
И масло масляное на столе стоит.
Спели песенку для вас,
Песню с тавтологией.
И, наверное, не раз
Улыбнулись многие.
Ну, а если у ребят
Знания улучшатся,-
Значит, верно говорят:
«На ошибках учатся!»
(Муз. Б. Савельева, сл. А.Хайта.)
Вопрос. Какое явление называется тавтологией? Исправьте текст песни.
Эпилог (игра со зрителями).
1. К какому роду относятся имена существительные кофе, тюль, шампунь?
2. Могут ли трое девушек стать участниками конкурса красоты?
3. Как правильно сказать: одеть куртку или надеть куртку?
4. Правильно ли написана фамилия ученика: «Тетрадь Соловейчика Андрея»?