Урок литературного чтения в 4 классе.Тема: К.Д.Бальмонт «Снежинка», «Камыши».
Размещено: Елена Геннадиевна Богданова - пн, 08/11/2010 - 00:19
Ход урока:
1.Психологическая гимнастика.
(на перемене звучала песня «Кабы не было зимы», после звонка – дети стоят возле своих парт)
О каком времени года слушали песню на перемене?
Покажите, что вы замерзли, съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Покажите, как дети лепят снежка, ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у Вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем на уроке.
2. Лексико-орфоэпическая подготовка.
Перед Вами цитаты из стихотворений. Выберите любую строку. Назовите из какого стихотворения эта строчка. Какое художественное средство использовал автор? Зачитайте это стихотворение наизусть.
«Робкой…пушинкой Падает над городом снежинка…» (А.Пришелец «Снежинка»)
«…То как зверь она завоет…» (А.Пушкин «Зимний вечер»)
«…Летит пушистая Снежинка смелая…» ( ?)
3. Работа со стихотворением К.Бальмонта «Снежинка»
Знакома ли вам эта строчка. Эту строчку я взяла из произведения, которое мы будем изучать на этом уроке. Откройте учебник на с.47. какое произведение мы будем читать?
Сформулируйте цели урока, используя глаголы:
Продолжить (знакомство с творчеством К.Бальмонта)
Учиться (правильно и выразительно читать и анализировать)
Воспитывать (интерес к литературному чтению)
Ребята, а что вы знаете об авторе? (Бальмонт родился в семье небогатого дворянина и детство провел в деревне. Отец поэта – тихий, добрый человек, научил сына видеть красоту русской природы, а благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова. В девять лет мальчик начал писать стихи.
Долгие годы прожил Бальмонт за границей, но всегда ощущал себя русским человеком и русским поэтом. Мы читали его произведения…. Во всех стихах поэта чувствуется искренность, светлый тон, любовь к природе, красоте)
И сегодня мы с вами в этом убедимся.
Прочитайте название, рассмотрите иллюстрацию. Как они между собой связаны? ( будем читать о снежинке)
Прочитайте стихотворение молча, постарайтесь почувствовать настроение этого произведения. (дети читают)
1.Первичное восприятие-
Какое настроение возникло у вас после чтения? (лирическое, мечтательное, приподнятое, радостное, романтическое)
Какие картины представили? (падающую снежинку. Это произошло потому, что автор изобразил это падение словами, создал образ падающей снежинки)
Послушайте это стихотворение.
2.Повторное чтение-
Чтобы точнее представить картину, описанную автором, давайте вчитаемся и поразмышляем
Какой эпитет указывает на мягкость, воздушность, легкость снежинки? (светло-пушистая)
Какие эпитеты использовал автор еще? (белая, чистая, смелая)
Что значит «бурная дорога»? (трудная, опасная)
Какие слова одушевляют снежинку? ( олицетворения – проносится.) Пользуясь словарем, объясните мне значение этого слова(двигается очень быстро – стремительно), просится, покинула, дрожит, взметается. (движения становятся более резкими, неровными, ее направление изменяется то вверх, то вниз)
С кем она дружит? ( с ветром, он ее качает, лелеет, утешает) Что это значит?
3.Работа с метафорой как средством художественной выразительности –
С чем автор сравнивает снежинку? Прочитайте(звезда кристальная). Как называется это художественное средство? (метафора) Что такое метафора? (*скрытое сравнение)
Давайте проведем литературный эксперимент. Исключим метафору из текста, а вместо нее вставим эпитет. Прочитайте, что получилось?
Какая художественная роль метафоры? (автор с помощью метафоры создает яркий образ снежинки, вносит эмоциональную окраску, позволяет увидеть больше, чем снежинка.
4.Наблюдение за построением строф, рифмой, ритмом-
Продолжим работу своими воспоминаниями о снежинке. Вы прошлом году мы учили стихотворение А.Пришельца «Снежинка». Чем похожи и чем отличаются эти стихотворения ( похожи – авторы любуются снежинкой, снежинки стремятся к земле, они танцуют, им это нравится, отличие – снежинки по характеру разные – робкая и смелая, автор пытается спасти ее, но ничего не получается)
Как называется строфа?
Назовите рифмующиеся пары в 4 и 5 строфе. Как называется такая рифма? (перекрестная)
5.Физминутка для глаз.
6.Упражнение в выразительном чтении-
Все ли строфы читаются в одинаковом ритме?
Как нужно читать первую строфу? (и остальные)
Работа в парах -
составляем партитуру 3 и 4 строфы. Что отмечаем в партитуре? (логическое настроение, паузы, настроение) Проверка.
К.Бальмонт создал образ снежинки. Он восхищается, любуется ею. Восклицательное предложение начинает и заканчивает предложение. Такой прием очень интересен.
Постарайтесь передать это настроение и чувства при чтении.
7.Чтение стихотворения «цепочкой» по строфе.
8. Физкультминутка.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо , влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкульт-привет!
4. Работа со стихотворение К.Бальмонта «Камыши»
После отдыха, я предлагаю вам побывать… Догадайтесь где?
Все обходят это место.
Здесь земля, как будто тесто.
Здесь осока, кочки, мхи..
Нет опоры для ноги. (болото)
Все представляют себе, что такое болото, как оно выглядит?
1.Слушание стихотворения –
Я предлагаю вам прослушать стихотворение «Камыши».
2. Что поразило больше всего в этом стихотворении. Какие чувства вы испытали, услышав это произведение? (мы считали, что болото – это что-то неподвижное, однако у него своя жизнь – ужасная, жуткая) Как добился автор? Какими средствами?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю перечитать это стихотворение по строфе.
3.Чтение стихотворения.
4.Наблюдение за ритмом, построением строф.-
Как называется строфа?
Какие художественные средства использовал автор, чтобы передать на это чувство?
5. Работа в группах.
Проверка. ( олицетворения – камыши шепчут, говорят, месяц поник, сырость ползет, трясина заманит, засосет. Эпитеты – месяц багряный, погибшая душа. Метафора – вздох погибшей души – шуршат камыши)
6.Наблюдение за звукописью-
В этом стихотворении автор использует один интересный прием. Может кто-то обратил внимание? Поэт повторяет созвучные согласные для усиления выразительности художественной речи.
Перечитайте первое двустишье. Какой звук часто повторяется?
Такое художественное средство называется звукопись.
5.Итог урока.
1. Работа в группах
Я предлагаю два понятия – чудо и страх. Объясните мне какое из прочитанных сегодня произведений ассоциируются с этими понятиями. Объясните свой выбор. Используйте толковый словарь .
2. Поэтическая минутка.
Наш урок мы начали с радостного стихотворения. Хотелось бы и закончить наш урок жизнерадостным стихотворением, которое вы сочините сами. Предлагаю на выбор составить синквейн о снежинке или четверостишие по заданной строфе.
Чтение получившихся стихотворений.
Выставление отметок.
6.Домашнее задание – подготовить выразительное чтение одного из стихотворений, в тетради №1.