«Как вести себя, если вы подозреваете ребенка в воровстве?»
•Если ребенок «не пойман за руку», невзирая ни на какие подозрения, помните о презумпции невиновности.
•Будьте предельно осторожны, проявляйте чуткость, помните, что перед вами не вор-рецидивист, а ребенок. От вас зависит, каким он вырастет. Поспешив, давволю своему негодованию, вы можете испортить емужизнь, лишить его уверенности в праве на хорошееотношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.
• Не поступайте как некоторые родители, которыев сердцах бьют ребенка по рукам, приговаривая, чтов древности ворам отрубали руку, грозятся в следующий раз сдать его в милицию. Это ожесточает ребенка, создает у него ощущение собственной порочности.Разделите с ребенком ответственность, помогите емуисправить положение, а о таких радикальных мерахпусть он узнает из книг и радуется, что родители егов беде не бросят.
•Дайте ребенку понять, как вас огорчает то, что происходит, но старайтесь не называть происшествие воровством, кражей, преступлением. Спокойная беседа,обсуждение ваших чувств, совместный поиск решения любой проблемы лучше выяснения отношений.
•Постарайтесь понять причины такого поступка, возможно, кража является результатом серьезных проблем. Например, ребенок мог взять деньги, потому чтос него требуют «долг», а ему стыдно в этом признаться, или он потерял чью-то вещь, а теперь ее надо отдать. Попробуйте вместе найти выход из сложившейся ситуации. Помните — это должно быть совместное решение, а не ваш приказ.
•Украденную вещь необходимо вернуть владельцу, нонеобязательно заставлять ребенка делать это самостоятельно, можно пойти вместе с ним. Он долженпочувствовать, что каждый человек имеет право наподдержку.
•Если вы уверены, что вещь взял ребенок, но ему труднов этом сознаться, подскажите ему, что ее можно незаметно положить на место. Например, для маленькихдетей подойдет следующий ход: «У нас дома, видимо,завелся домовой. Это он утащил то-то. Давай угостим его, он подобреет и вернет нам пропажу». Вообще оставляйте ребенку пути к отступлению.
•обнаружив у ребенка чужую игрушку,которую он стащил у приятеля (и при этом утверждает, что она была ему подарена), скажите следующее: «Ямогу представить, как сильно тебе хотелось эту игушку, еслиты действительно поверил, что тебе ее подарили».