Официальный сайт aquaexpert 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Научно-исследовательская работа "Александр Фролов - поэт-земляк"

Размещено: Наталья Григорьевна Новикова - ср, 13/10/2010 - 21:38
Данные об авторе
Автор(ы): 
Котков Роман - ученик 10 класса, руководитель - Новикова Наталья Григорьевна
Место работы, должность: 
Русско-Шуганская СОШ учитель , ученик
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
Материал включает научно-исследовательскую работу, презентацию для доклада ученика.
Отдел образования Муслюмовского муниципального района Муниципальное общеобразовательное учреждение Русско – Шуганская средняя общеобразовательная школа Научно-исследовательская работа Александр Леонидович Фролов – поэт-земляк. Выполнил работу: Котков Роман Владиславович, ученик 10 класса Русско-Шуганской СОШ Муслюмовского района РТ Руководитель: Новикова Наталья Григорьевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Русско-Шуганской СОШ Русский Шуган, 2010 год Оглавление I. Введение……………………………………………………………………..3 II. Основная часть. 1. Вступление………………………………………………………….4-5 2. Биография поэта……………………………………………………5-7 3. Общий анализ сборника «Моя сгоревшая звезда» (по частям)…7-9 4. Анализ тем стихотворений: Тема природы;………………………………………………….9-10 Образ листьев;……………………………………………………10 Тема Родины;………………………………………………….11-12 Любовная тема;………………………………………………..12-13 Тема поэта и поэзии;……………………………………….....13-14 Песни на стихи А.Фролова…………………………………..14-16 III. Заключение………………………………………………………………….17 IV. Список использованной литературы………………………………..18 V. Приложение. Введение Выбранная мною тема называется «Александр Леонидович Фролов – поэт-замляк». В данной работе я рассмотрел творчество мало известного поэта, писателя, журналиста, общественного деятеля, моего земляка - Александра Фролова. Целями работы было: 1) познакомить с жизнью и творчеством поэта; 2) популяризировать имя поэта, привлечь интерес к его творчеству; 3) донести до читателя своеобразный мир поэта. Я остановился именно на этой теме, так как понял, что А. Фролов, еще совсем не изученный автор. В своем творчестве он раскрывает лирические мотивы, к тому же, именно этот лиризм и духовность меня привлекли больше всего. Рассматривая все направления творчества писателя, я поразился тому, насколько ярко и чувственно он раскрывает каждую тему. Только после последовательного разбора жизненного пути писателя я начал понимать многие его произведения. Меня привлек слог поэта: понравилась легкость и отрывистость, порывы души, отраженные в каждой строке. Фролов стал одним из тех писателей, чье творчество я полюбил, а изучение его жизненного пути и творческих направлений явилось для меня удовольствием. Думаю, что стихи Александра Фролова понравятся и вам. Невозможно до конца изучить мотивы творчества любого поэта, но думаю, что самые важные аспекты лирического творчества выбранного автора я смог понять. Я постарался углубиться в самую суть, чтобы понять, что «вело» писателя в течение его короткой жизни. И не горе – мало жил, И не горечь – мало дал. Много жил кто в наши жил дни, Все дал, кто песню дал. М.Цветаева Такими словами, короткими, но емкими, Марина Цветаева охарактеризовала Сергея Есенина, своего современника. Другой поэт нашего времени Л.Васильева в книге «Облако огня» дала очень интересную характеристику века. Разделив век на четверти, назвав каждое двадцати пятилетие временем года (весна, лето, осень, зима), она особо выделила стыки веков – конец одного и начало другого, определила их как переломные вехи. С поэтом трудно не согласиться. Ведь действительно, начало19 века – «золотой век» русской поэзии, в котором под яркой звездой («солнцем русской поэзии») Пушкина творили Дельвиг, Вяземский, Козлов, Языков и многие другие поэты. Начало 20 века – «серебряный век» - это Блок и Маяковский, Цветаева и Пастернак, Ахматова и Мандельштам и опять же многие-многие другие поэты. Каким будет литературное небо 21 века – судить потомкам, может и нам, рожденным в конце 20 века. Каждый читатель открывает поэтический мир заново, ищет близкое себе, своему мировоззрению. Сколько читателей, столько и мнений о писателях и поэтах. Я открыл для себя поэта – земляка, прочитав книгу, выпущенную казанским издательством «Отечество» в 2003 году тиражом в 500 экземпляров. Это сборник Александра Леонидовича Фролова «Моя сгоревшая звезда» - практически полное собрание сочинений поэта. Для меня стало изумлением то, что это сын известных не только в моем родном селе Русский Шуган учителей-ветеранов Фроловых Зои Федоровны и Леонида Федоровича (ветерана Великой Отечественной войны). Изумило то, что и в нашем небольшом селе есть свой поэт (до этого я видел в школьном музее книги А.Жданова, тоже нашего земляка), что он учился в этой же школе, ходил по школьным тропинкам, наверное, был таким же, как я учеником: умным и веселым, озорным и серьезным. Я горжусь этим. Я с огромным интересом читал книгу, познакомился с биографией автора. Александр Фролов родился 29 февраля 1960 года в селе Шуган Муслюмовского района Татарской АССР. В 1976 году он поступил на историко-филологический факультет Казанского государственного университета. После службы в армии работал корреспондентом газеты «Рабочий КамАЗа» в Набережных Челнах и заочно учился в университете, который закончил в 1985 году. В 1986 году Александр Фролов вернулся в Казань, где до 1991 года работал в газете «Вечерняя Казань». В период духовного подъема после провозглашения гласности и перестройки Саша сразу стал сторонником тогда новой для России политики Горбачева. В газете "Вечерняя Казань", где он работал редактором в отеле политики, публиковались его бесстрашные статьи против "вечно вчерашних" проявлений командной экономики, бюрократии, растущей преступности в миллионном городе и против канцелярской волокиты органов власти. Писал, рискуя порой во имя свободы печати быть втянутым в судебные дрязги с функционерами, мечтавшими заткнуть рот всем поднявшим голову журналистам. Голос 29-летнего сына сельского учителя был слышен даже в далекой Москве, вызывая неудовольствие тогдашнего советского премьер-министра Николая Рыжкова. А дома Саша писал нежные стихи - как бы компенсируя суровость журналистского труда. В 1992-1996 годах - собственный корреспондент РТР в Татарстане. Затем он редактировал газету «Предприниматель», был собкором газеты «Российские вести». Умер 9 января 2002 года. С его кончиной Казань потеряла бесстрашного сторонника подлинной свободы слова и открытости, хорошего поэта и журналиста. Стихи начал писать еще в школе. Первая публикация появилась в газете «Сельские огни» в 1975 г. В 1979 году друзья А. Фролова Володя Семин и Володя Юринов собрали все написанные к тому време¬ни стихи и опубликовали рукописный сборник под на¬званием «Зеленое с алым». Отдельные стихотворения публиковались в газетах «Вечерняя Казань», «Комсомолец Татарии» и «Путь к коммунизму» (Березово). Первая по-настоящему крупная подборка произведений А. Фролова была опубликована в альманахе произведений казанских журналистов «Когда падет последний бастион» (Казань, 2001 год). Посмертные подборки стихов публиковались в журнале «Казанская афиша» и газете «Российские вести». В этой небольшой по формату книге подборка поэтизированных раздумий и переживаний нашего с вами современника, которому, как «многим из тех, кто определил свое время, приходилось дожидаться его не в самых комфортабельных помещениях». А опережать время поэт начал уже в ранней молодости и исхитрился закончить школу на два года раньше положенного. Детство Александр провел на лоне природы и, как натура ода¬ренная, остро ощутил красоту родного края. Как будет сказано в не написанной автобиографии: «Ходить, го¬ворить и писать стихи я начал одновременно». Здесь нужно отметить, что односельчане и одно¬классники не сразу оценили по достоинству и признали поэтический дар молодого Александра. Особой славы его увлечение на первом этапе ему не принесло. Стихам этого периода и посвящен первый раздел сборника. В этот решающий для талантов период на Сашином пути, как это обычно бывает, появился добрый и проницательный человек, редактор широко известной в Татарии ежедневной газеты «Авыл утлары», поддержав¬ший юного поэта и давший ему путевку в жизнь. В харак¬теристике, выданной им Александру Леонидовичу, мы чи¬таем следующие важные для начинающего поэта строки: «Считаем, что А.Л. Фролов достоин получить высшее журналистское образование». Так Александр с трепетом очутился у стен Казанс¬кого государственного университета. К сожалению, на по¬роге Сашу встретили бездушные (и так иногда бывает), зачерствевшие люди. Так получилось, что Александр Фролов поступил на факультет филологии, где учился без интереса. Он вынужден был уйти в длительный академический отпуск, так как «Не умеет собрать свое время..., не собран..., не обладает твердым характером..., плохо посещал лекции, не готовился к практическим заня¬тиям...» и т.д. и т.п. Удар был силен, но Саша пытается забыться в по¬эзии. Стихи этого периода - второй раздел сборника - уже не детская забава, не следствие школьных грез, а глубокие, наполненные тонкой лиричностью и тихой грустью ма¬ленькие комочки жизни. Именно на этот период жизни Александра Леонидо¬вича приходится серия неудач и в личной жизни. Дальше стало еще труднее, неудачи шли одна за другой: неопределенность местопребывания, отсутствие денег и взаимопонимания с друзьями - все это наложило страшный отпечаток на поэзию Александра. Более того, это повлекло за собой появление целого ряда произведений, которые можно объединить и представить в виде третье¬го периода в творчестве поэта. Его с полным правом можно назвать «черным периодом». Самоунижение, издеватель¬ство над светлыми чувствами, цинизм, и еле-еле слышны под этими черными настроениями голос чистого сердца и жажда жить. Но нужно со всей справедливостью отме¬тить, что сила таланта не изменяет ему и тут. Мысли и эмоции, вызвавшие к жизни то или иное произведение, настолько глубоки, имеют такие общечело¬веческие корни, что заставляют сопереживать вместе с автором. Они также насильственно погружают в бездну, круговерть собственного мира эмоций и чувств. И, наконец, последний период. «Но позвольте, - вос¬кликнет удивленный читатель, - всего одно стихотворе¬ние и... период?» Да! Пусть оно даже хронологически не совпадает с этим периодом, но ведь он большой - вся пос¬ледующая жизнь Александра Фролова. Александр пишет прежде всего для себя и своих друзей. Стихи для него - не форма и не способ заработка, а прежде всего способ самовыражения. К тому же не следует забывать, сколько их, молодых и талантливых, преждевременно сгинуло в пучине истории в погоне за легковесной славой. В своих произведениях А.Л.Фролов часто затрагива¬ет самые интимные стороны человеческой души, но вместе с тем твердо придерживается принципа «обнажай челове¬ка, не показывая при этом его грязного белья». Разумеется, нет, и не может быть поэта понятного и любимого всеми. И тем не менее, я взял на себя труд анализа этого сборника, ибо уверен, что он найдет своего читателя, поможет многим из нас понять сложную и противоречи¬вую фигуру автора и самих себя. Рассматривая сборник стихов А.Фролова, я открывал для себя близкое и новое, как в этом стихотворении …Метеоритов катастрофы, Костры ночные пастухов, И столбики мошки как строфы Еще не созданных стихов... Из Шуганских тетрадей, 1983г. И стихотворение, давшее название сборнику: Моя сгоревшая звезда Мне шлет печальный свет Через пространства и года, Которым счету нет. А я, не ведая беды, Сквозь яркий блеск комет Ловлю с надеждой свет звезды, Которой больше нет. 1984г. Грустное стихотворение!? Я где-то слышал, что поэты – люди « не от мира сего». Трудно подростку понять это выражение, но если вдуматься… Поэт – это дар божий, многие поэты это понимают, вот и у А.Фролова об этом сказано в стихотворении «Творчество»: Поэзия - тяжелый труд, А у меня судьба иная: Мои стихи давно живут, А я их - просто вспоминаю. 1990 г Чтобы понять поэта, надо попытаться понять эпоху, в которой он жил. В какой эпохе жил А. Фролов? Кажется, в совсем близкой – конце 20 века. Он ровесник моих дядей и теть, родившихся во второй половине 20 века, которую называют «временем гласности», «годами перестройки». И какая же она, страна Фроловия? С первых строк все вроде бы знакомо: Здесь осень и усталые поля. Топчу полей щетинистые спины И вижу, вижу ручейки тропинок, Сбегающих к дороге, как к реке… - мир природы, близкий каждому, знакомый до боли. Он изображает природу своей Родины с её скромностью и приглушенностью: «воробьиною стайкою», «купы кленов, как веники банные», «брожу золотым тропами», «сковало ноябрьским льдом», «птицы срываются с крыш». Все это дорого и близко сердцу. А какое интересное стихотворение: Женщина кудри взбивает гребенкой. Рядом листья лежат искрясь. Ребенок к листьям. За руку ребенка Дернула мать: «Не лезь в грязь!» Ребенок камнями в окровавленного котенка Швыряет. Объяснения матери в душе живы. Друзьям поясняет голос тонкий: « Мама сказала - котенок паршивый». Раннее утро. Сна после Поеживаются первые прохожие. А с ворохом листьев играет осень, Совсем на женщину ту непохожая. 1973 Это маленькие зарисовки из нашей жизни, воспитательные или антивоспитательные моменты. А потом мы удивляемся, почему мир жесток. А все от «женщины, не похожей на осень». Если внимательно вчитываться в стихи автора, увидишь, как часто в его строках встречаются листья: «ворохом листьев играет осень», «листья лежат, искрясь», «ветер, обклеенный листьями», «листья – воробьи и синички», «шумевший листвой крик», «дорог каждый листик…, как рукописи лист», «календарные листья». Неоднократно обыгрывается созвучие листов, с записанными на них стихами, с растительными листьями. В результате рождается символический мотив, подчеркивающий единство природных явлений с явлениями мира искусства. Таким образом, объединяются природа, культура и поэзия. Родина. Отечество. Отчизна. Страна, в которой человек родился. Тема Родины была излюбленной темой писателей и поэтов в разную эпоху, и каждый из них видел в ней что-то своё, родное и близкое. Вот и в творчестве А.Фролова она занимает не последнее место. Особенно ярко эта тема раскрыта в стихотворениях «Галстучная страна» и : Мы с вами знаем: не проходит дня, Что не скатился бы в копилку вечности. Вот почему так важны для меня Мой дом, моя семья, мое Отечество. Есть три кита - на них стоит земля, И, кроме нас, никем не обеспечатся Мой милый дом - и в нем моя семья, Там, где мой дом - мой край, мое Отечество. Мой дом, моя земля, моя страна... Здесь даже звезды нежно пахнут млечностью. Триада эта, как и жизнь, одна – Мой дом, моя семья, мое Отечество. Там доктора не смогут излечить, От ностальгии только здесь и лечатся, Где Родина и где мы будем жить, Где дом наш, где земля и где Отечество. 2000г. Автор не отделяет свою судьбу от судьбы Родины. Родиной мы называем и отчий дом, куда всегда будем возвращаться, где примут в горе и в радости, где живут люди, для которых мы всегда будем детьми. Так и у А.Фролова. Он не разделяет дом, семью и Отечество, а объединяет их в одну жизнь. Наверное, нет такого поэта, который бы не писал о любви. Ведь поэзия – это состояние души, а душа – это любовь. Эта тема тесно переплетается с темой о смысле жизни, назначении человека. Стихи Фролова о любви, на мой взгляд, очень грустные: О милая! Когда б мне только знать, Что рождена ты не любить Фролова, Я б тотчас помянул недобрым словом Абстрактно человеческую мать. Но я не ведал, как воспринимать Лицо твое - от нежного до злого, - Любой твой жест, твое любое слово Влекли и разворачивали вспять. Но мне была доступна благодать – Любить и верить, и не ждать ответа. Лишь научив, изверившись, страдать, Бог наделяет даром - быть поэтом. А впрочем - оторвитесь от сонета, Поскольку дальше нечего читать. 1970-е Объяснение в любви Оттого, что Вы - такая, Я стараюсь не к чужим Заходить, себя таская В синенькой авоське жил. Если ж пристальней вглядеться, То лежит у Ваших ног В синей сетке - сумка с сердцем, Как со сдачей кошелек. 1980-е Не обойдена поэтом и вечная тема творчества, тема «поэта и поэзии», идущая, наверное, со времен появления первых стихов. В своих стихах Фролов задумывается о назначении своих стихов, он признает, что «поэзия – тяжелый труд» и не переживает – «мои стихи давно живут». Журналист Пусть никто на меня не сердится – Выжигаю тихи, как тавро, Ведь у сердца, на уровне сердца По бумаге скользит перо. Пусть простится мое неверие В то, что выкричусь до конца,- Ведь у нервов, на уровне нервов Разрываются в клочья сердца. 1992г. Как верно: «Мои стихи давно живут, а я их – только вспоминаю». А мы их только читаем и пытаемся понять мир поэзии нашего земляка: Он весь – дитя добра и света, Он весь – свободы торжество. В этой книге много стихов про Эскадрон. Эскадрон имени поручика Ржевского (ЭПР) - одно из старейших (и наиболее долго живущих) неформальных творческих объединений России, созданное группой студентов КГУ в 1977 году, активно существовавшее до начала 90-х. Это был десяток авторов-исполнителей, романтиков, певших авторские песни, ходивших в походы, собиравшихся в старом деревянном домике на улице Федосеевской. Не попасть в Эскадрон имени поручика Ржевского Фролов просто не мог. Именно здесь собрались его лучшие друзья по университету, именно здесь были его читатели, почитатели и будущие соавторы, именно в Эскадроне в Казани 70-х-80-х было интереснее всего жить. Александр был назначен Классиком Эскадрона почти сразу. Не меньше трети всего написанного Фроловым так или иначе связано с Эскадроном. Стихи эти собраны во второй части сборника. Они посвящены друзьям поэта: В.Самойлову, С.Бальцеру, М.П.Суровой, С. Федотову, А Нагумановой, А.З.Нурутдинову. Песенка о нашем пути Мы не искали синекур, Смешным казался нам уют. У нас ни денег нет, ни кур, И куры денег не клюют. А тех, кто скарб таскает в дом, Бесила наша нищета, Как будто счастье только в том, Чтоб осенью цыплят считать. Как много дураков и дур Нам в души от души плюют За то, что денег нет и кур, И куры денег не клюют. Когда Господь сочтет до двух, Вы вспомните мои слова. Вас клюнет жареный петух, А нас он клюнет черта с два. А мы своим путем идем, И в этом нашей нет вины. Не будет полной чашей дом, Но чаши для друзей полны. Мы замечательно живем, А вам понять не по уму – Когда идешь за журавлем, Курятник как-то ни к чему. 1980г Последний всплеск поэтической активности автора - цикл «Наследие» - был вызван именно тем, что началось его публичное признание как поэта. Признание это пришло через песню. Братья по Эскадрону - С. Бальцер, Д. Бикчентаев, Р. Нарыков, В. Харисов, В. Дергунов - положили на музыку львиную долю стихов Классика. Эти песни поет Казань. Их постепенно начинает петь вся Россия. Иногда на дружеских посиделках, да и в концертных залах можно услышать: Не перебивайте. Мы не все сказали. Вам еще придется вспомнить нас не раз. Нас любили лучшие женщины Казани. Лучшие мужчины уважали нас. Мы могли гусарить, но только не пижонить. Ни гроша в кармане не было подчас. Нас не понимали будущие жены, Но зато не жены понимали нас… Читая его стихи, чувствуешь, что их можно петь, чувствуешь их ритмику: «Казанский вальс», «Театральный вальс», «Когда-нибудь», «Галстучная страна», «Мой дом, мое Отечество», «Листва», многие стихи из цикла, посвященного Эскадрону, «Не перебивайте» и другие: Взаимосвязь Ты истину эту поймешь без труда – Поверь - она очень простая: Любая травинка врастает туда, Откуда она вырастает. Течет бесконечно река сквозь века И не иссякает, поскольку И верит, и знает, и помнит река, Что в устье есть струйки истоков. Выводит тропинка свои письмена, Наверное, пишет тропинка, Что связаны как-то, помимо меня, И я, и река, и травинка. . . 1990-е Авторитетов в поэзии Фролова было немного. Безусловный – Пушкин, с оговорками – Бродский, Тарковский, любил Левитанского, почитал Высоцкого. Александр не скрывает, что порой он подражает Б.Окуджаве. Всю свою недолгую (42 года) жизнь Александр писал стихи. Стихи настолько глубокие и проникновенные, что и после его смерти они продолжают жить. Владимир Самойлов, например, считает, что творчество Фролова может быть и должно быть востребовано молодым поколением, потому что поэт говорит о тех вещах, которые сейчас для нас важны и значимы: культура чувств, любовь, искренность, дружба, отношение к родной семье, к Родине. Вещи, в общем-то, простые, но без них нет личности, без них нет нормального живого человека. У А.Фролова все это было, и в жизни, и в его творчестве. Моя работа – это только начало изучения творчества А.Фролова, и оно требует дальнейшего исследования. Фролов известен не только как поэт, есть у него интересная повесть о нашем страшном времени «Конец света», он известный журналист и общественный деятель. Его творчество – это одно из проявлений в эпоху свободы конца 80-х начала 90-х годов. К сожалению, этой свободы сейчас уже в помине нет. Время было трудное, но свобода была. В голову сразу приходят строки Анны Ахматовой про осажденный Ленинград: «Я никогда не чувствовала себя такой свободной». Именно поэтому работа нашего поэта заслуживает уважения. Список литературы 1) Альманах «Чтоб, про ненависть помня, не забыть о любви». Казань, Агенство «Информклуб ЭС», 2001. 2) А.Фролов «Моя сгоревшая звезда», Казань: Отечество, 2003. 3) Газета «Республика Татарстан», № 8 от 15.01.2001 года. 4) CD «Флаги над лесом» - вожатские песни В.Дергунова. 5) Университетский сайт Ассоциации выпускников КГУ www.ksu.ru/assoz 6) Хроника из газеты «Braunschweiger Zeitung» - Брауншвейг, Нижняя Саксония, 2002 год.
Прикрепленный файл Размер
доклад к научно-исследовательской работе А. Фролов - поэт-земляк.ppt 3.53 Мбайт

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн