Размещено: Любовь Шабуняева - сб, 09/10/2010 - 12:19
Проект «Школьный национальный музей».
Название творческого проекта:
«Формирование национального самосознания учащихся, воспитание гражданско-патриотических чувств через создание школьного национального музея». Объект исследования:учащиеся 1-11 классы.
Основополагающий вопрос:Создание толерантной среды в школе.
Цель:создание школьного национального музея, как средство воспитание личности учащихся через формирование национального самосознания, воспитание гражданско-патриотических чувств; создание толерантной среды в школе.
Задачи проекта:
привлечение к организации и функционированию музея учащихся, родителей, учителей, администрации;
анализ педагогического опыта по созданию школьных этнографических музеев;
создание модели толерантного воспитания учащихся на основе деятельности школьного национального музея;
создание и пополнение экспозиции музея;
осуществление взаимодействия музеев в едином школьном музейном пространстве.
Дидактические задачи:
Изучение истории региона и культуры Астраханского края, его менталитета и традиций; исследование и преподавание краеведения, особенно истории сел, дающих знания о своей родословной, формирующих чувство «малой Родины»; изучение фольклора, песенной и танцевальной культуры, искусства народа и народностей, населяющих регион; формирование культуры межнационального общения; изучение народных промыслов и ремесел.
Формы работы:
·Использование экспонатов музея в качестве объектов изучения во
время уроков.
·Проведение фестивалей национальностей.
·Проведение экскурсий.
·Научно- исследовательская деятельность учащихся и учителей.
·Поисково-собирательская деятельность.
Гипотеза:
Если деятельность образовательного учреждения , направленная на создание толерантной среды, будет организована на основе национального музея школы, то это будет способствовать формированию у учащихсянационального самосознания и воспитанию гражданско-патриотических чувств.
Сроки реализации проекта:сентябрь2007г.- май 2010г. Этапы реализации проекта: 1 этап: сентябрь 2007г. – май 2008 г.
анализ состояния проблемы;
1.изучение методико-педагогической литературы, позволяющей выявить состояние проблемы, проанализировать опыт создания школьных национальных музеев с целью формирования национального самосознания и воспитания гражданско-патриотических чувств учащихся;
2.анкетирование и собеседование с учащимися, педагогами, выпускниками, родителями, выявление приемлемых форм воспитания и образования на базе музея.
библиографический поиск по проблеме;
анализ воспитательных возможностей музея для формирования у учащихся национального самосознания и воспитанию гражданско-патриотических чувств;
выявление и систематизация материалов, сохранившихся в архиве Музея истории школы;
актуализация темы для всех субъектов образовательного процесса;
определение круга лиц для сотрудничества по созданию экспозиции музея;
разработка программы деятельности.
2 этап:сентябрь 2008г. – май 2009 г.
организация поисковой работы;
создание творческих групп по направлениям деятельности музея;
обучение актива музея;
создание музея: оформление экспозиций;
разработка и организация системы урочной и внеурочной деятельности школы по созданию толерантной среды с использованием возможностей музея;
3 этап:сентябрь 2009г. - май 2010 г.
мониторинг влияния деятельности музея в школе на формирование национального самосознания и воспитание гражданско-патриотических чувств;
формирование банка методических разработок по воспитанию толерантности у учащихся;
создание виртуального музея;
подведение итогов и анализ результатов.
Оценка ожидаемых результатов:
В ходе проектной деятельности предполагается получить следующие результаты:
разработка модели гражданско-патриотического и толерантного воспитания учащихся на основе деятельности школьного музея;
формирование комплекса методических разработок по гражданскому воспитанию и воспитанию толерантности у учащихся на базе музея;
подготовка учащихся и педагогов для реализации проекта;
освоение педагогами технологий гражданско-патриотического и толерантного образования посредством возможностей музея;
формирование устойчивой мотивации родителей и выпускников к поддержке традиций школы;
усвоение учащимися ценностей гражданственности, патриотизма, толерантности, определяющих модель их жизненного поведения;
приобретение учащимися социального опыта.
План работы школьного национального музея
Работа творческих групп учащихся:
Группа по поиску экспонатов музея
Группа по систематизации материалов музея
Группа по созданию экспозиций музея
Экскурсионная группа
Научно- исследовательская группа
Группа по проведению творческих мероприятий
Работа ведется постоянно. База музея пополняется при привлечении учащихся, родителей, педагогов.
Группа функционирует по мере поступления в фонд музея новых экспонатов.
Группа отвечает за размещение экспонатов в музее, а также за оформление и сохранность экспозиций.
Группа отвечает за проведение экскурсий по музею по утвержденному плану воспитательной работы школы.
Группа, занимающаяся научной деятельностью, используя материалы музея. Творческий отчет проводится 1 раз в год на научно- практической конференции.
Отвечает за создание виртуального музея.
Группа отвечает за организацию и проведение школьных мероприятий, направленных на воспитание у учащихся гражданско- патриотического сознания. Работа группы ведется по утвержденному плану воспитательной работы школы
Заседания членов Совета музея – еженедельно. В состав Совета музея входят по одному представителю от каждой творческой группы. Совет координирует работу каждой творческой группы и музея в целом.
Фонд школьного национального музея.
Фонд являются одним из основных результатов научно-исследовательской работы музея и основой для всех видов его деятельности.
Фонд национального музея состоит из двух частей - основного фонда и фонда научно-вспомогательных материалов.
Основной фонд представляет собой собрание музейных предметов, соответствующее профилю музея. Собрание музейных предметов классифицируется следующим образом:
·Христианская культура.
·Мусульманская культура.
·Буддизм.
Фонд научно-вспомогательного материала содержит макеты казахской юрты, русской избы и русской печи.
<!--[if gte vml 1]> <![endif]-->Вещевые источники чрезвычайно разнообразны. К ним относятся орудия труда, сырье и продукция производства, предметы быта - одежда, утварь, мебель и др.; предметы декоративно - прикладного искусства и т.д.
Письменные источники книги, периодические издания.
В музее создана медиатека, основное назначение которой заключается в дублировании хранящихся в музейном фонде предметов.