Настоящая рабочая программа по русскому языку для 10 класса создана на основе «Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования», Программы «Русский язык в старших классах: Практический курс. Программа, методические материалы» Дейкиной А.Д., Пахновой Т.М., изд «Вербум», учебника-практикума для старших классов «Русский язык» Дейкиной А.Д., Пахновой Т.М., изд «Вербум, 2007 года. Курс рассчитан на 68 часов в год и является продолжением линии ученых курсов русского языка по учебникам М.М.Разумовской 5-9 класс. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Цель занятий русским языком в старших классах— совершенствование практических умений и навыков учащихся: речевых, орфографических, пунктуационных, умений и навыков учебного труда (выделять главное, планировать свою деятельность, контролировать свою деятельность, например, с помощью словарей, справочников, конспектировать и т.д.).
Особое внимание уделяется углубленному повторению, систематизации и обобщению изученного в 5—9 классах, формированию особого взгляда на родной язык как на национальное достояние, осуществлению функционального подхода при изучении языковых явлений всех уровней, развитию творческих, исследовательских способностей учащихся.
Языковой разбор (лингвистический, лингвостилистический, речеведческий, филологический) текста является не только важным средством обобщения и систематизации знаний по лексике, фонетике, грамматике, стилистике, но и содействует речевому развитию учащихся, воспитывает, совершенствует чувство языка, языковую интуицию, без чего невозможно как восприятие текста (особенно художественного), так и его создание (в устной и письменной форме). Анализ художественного текста на уроках русского языка в старших классах предполагает проведение наблюдений над особенностями употребления языковых средств в тех «безукоризненных образцах», какими являются произведения русской классики, выявление эстетической функции слова, своеобразия языка писателя.
Рассмотрение текста как опорного, ключевого понятия курса русского языка в старших классах создает условия для систематизации изученного на основе выявления внутренних связей между языковыми единицами разных уровней, для последовательного осуществления как внутрипредметных, так и межпредметных связей.
Вопрос о соотношении теории и практики — один из основных в школьном курсе русского языка. Минимум теоретических сведений - основа для формирования речевых умений и навыков. Использование текста в качестве опорной, ключевой единицы курса родного языка создает условия для такой практической деятельности учащихся, в ходе которой углубляются, расширяются знания о системе языка. Целенаправленный отбор текстов для организации такой работы создает для учащихся речевую среду, способствующую совершенствованию чувства языка, языкового чутья, что лежит в основе развития речи. Работа по анализу текста носит практический, творческий, исследовательский характер.
Изучение русского языка как национального достояния способствует духовно-нравственному становлению личности, создает условия для реализации творческих возможностей каждого ученика, содействует воспитанию любви и интереса к русскому языку.
Включение в школьный курс русского языка этнокультуроведческого компонента ставит задачу рассмотрения на уроках русского языка особенностей употребления слова в произведениях художественной литературы, что создает условия для осуществления органической взаимосвязи в изучении русского языка и литературы.
В программе обращается внимание на воспитание культуры чтения и восприятия художественного текста, на воспитание бережного, внимательного, вдумчивого отношения к слову.
Практический курс русского языка, направленный не только на интеллектуальное, но и на духовное, эстетическое развитие учащихся, предполагает использование таких форм занятий, когда на уроках создается творческая атмосфера совместной деятельности учителя и учащихся, атмосфера духовного общения. Особое внимание обращается на уроки-семинары (эта форма занятий имеет особое значение в системе непрерывного образования «Школа — вуз»).
Тексты для анализасоотносятся с программой по литературе, но не ограничивается только ею.
В процессе комплексной работы с текстом решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические, пунктуационные навыки учащихся.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Работая с текстом как речевым произведением учащиеся должны уметь:
проводитьанализ текста;
определятьтему, основные мысли текста;
объяснятьсмысл названия (подбирать свои варианты названия); находить ключевые слова в тексте;
определятьспособ связи между предложениями в тексте;
находитьв тексте языковые средства (лексические и грамматические), с помощью которых осуществляется связь между предложениями, между абзацами;
производить лексический разбор текста(уточнение значения слов; подбор синонимов, антонимов; внимание к словам, имеющим стилистическую окраску; наблюдения над использованием лексического повтора; выявление архаизмов, историзмов, неологизмов и др.);
производитькомплексный анализ текста, включающий элементы лингвистического (лингвостилистического) анализа, филологического (литературоведческого) анализа, речеведческий анализ, а также выполнение заданий, связанных с разными видами разбора слова, словосочетания, предложения;
объяснятьорфограммы и знаки препинания;
самостоятельно сформулировать задания к тексту, направленные на осмысление содержания, авторского замысла, на выявление особенностей использования в тексте языковых средств разных уровней.
производитьсопоставительный анализ текстов;
выразительночитать текст как тест на понимание;
создавать тексты(в устной и письменной форме);
пересказыватьтекст (разных стилей), писать изложение (подробное, сжатое, выборочное, с дополнительным творческим заданием);
составлятьтезисы, конспект;
По фонетике, орфоэпии и графике учащиеся должны уметь:
соблюдатьорфоэпические нормы в устной речи, при чтении;
различатьсильную и слабую позицию звуков;
находитьорфограммы на основе звуко-буквенного, морфемного анализа слова;
классифицироватьорфоэпические ошибки в речи окружающих;
анализировать свои ошибкив диктантах, в творческих работах.
Учебно-методическое обеспечение:
Для учащихся;
Учебник-практикум для старших классов «Русский язык» Дейкина А.Д., Пахнова Т.М., изд «Вербум, 2007 года.
Словари.
1. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова
Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова
7. Панов Б.Т., Текучев А.В.Школьный грамматико-орфографическии словарь русского языка. — М., 1991.
8. Потиха З.А.Школьный словарь строения слов русского языка. — М., 1987.
Изложения по русскому языку; 10 класс// Е.А.Влодавская. – М.: Издательство «Экзамен», 2008
Бабайцева В.В.Русский язык: Синтаксис и пунктуация. — М., 1979.
Голуб И.Б.Стилистика современного русского языка. — М., 1976.
Тесты по русскому языку: 10-11 классы: к учебнику-практикуму А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой «Русский язык. 10-11 классы» / Составитель В.П.Сычева. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
Горбачевнч К.С.Нормы современного русского литературного языка. - М., 1982.
Граник Г.Г., Бондаренко СМ.Секреты пунктуации. — М., 1986.
Иванова В.Ф.Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.
Сиротинина О.Б.Разговорная речь. — М., 1996.
Постникова ИМ.и др. Это непростое простое предложение. — М., 1985.
Морфология
Буланин Л.Л.Трудные вопросы морфологии. — М., 1976.
Текст. Стилистика. Развитие речи.
Голъдин В.Е. Речь и этикет. — М., 1983.
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. — М., 1988.
Солганик Г.Я. От слова к тексту. — М., 1991.
Шанский ИМ. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. — М., 1987.
Медиа-ресурсы для ученикаи учителя
Русский язык. 10 класс. О.Е.Мармакова, И.А.Букринская, Г.Г.Малева, Ю.В.Маракурчи, И.В.Хазанов. Интерактивный курс для школьников. – «Школа», Просвещение, 2008
Введение. Русский язык как важнейшая часть национальной культуры русского народа.
Знать структуру учебника, справочный аппарат, почему русский язык в старших классах – это особый этап школьного курса родного языка. Уметь продолжать текст-размышление о русском языке как важнейшей части национальной культуры.
Творческая работа по данному началу
2
3
Язык и культура. Качества хорошей речи.
Знать, чем обусловлена связь языка и культуры, признаки хорошей речи. Уметь пользоваться языком как инструментом в речи как
Словарная работа,
Составление текстов, объясняющих выбор темы следующего урока-практикума..
1
4
Культура речи, языковая норма. Словари как отражение истории и культуры русского народа. Чтение как один из основных видов речевой деятельности
Знать языковые нормы как культуру речи, различные виды чтения, особенности словарей как источник повышения культуры речи. Уметь делать сообщения на лингвистические темы с текстами-иллюстрациями к ним
Лингвистическое сообщение или лингвистическое сообщение-презентация с представлением собственных текстов на выбранную тему.
Восстановительный диктант.
2
5
Типы и стили речи
Знать типы и стили речи, их характерные признаки, изобразительные средства языка. Уметь определять тип и стиль речи с доказательством.
Работа с текстами: доказательство принадлежности к данному стилю и типу речи.
3
6
Типы и стили речи
Типологический анализ художественного текста с нахождением художественных средств выразительности.
7
Типы и стили речи
Типологический анализ текста публицистического стиля с нахождением изобразительно-выразительных средств. Текст на выбранную тему в соответствии с определенным стилем и типом речи.
8-9
Обобщение по теме «Язык и речь»
Знать, чем обусловлена связь языка и культуры, признаки хорошей речи, правила пунктуации, орфографии. Уметь в рассуждениях по пунктуации и орфографии приводить примеры, пользовать различными типами словарей.
Иллюстрации к орфографическим и пунктуацион-ным правилам: небольшие тексты с графическим объяснением.
Анализ текста с применением различных типов словарей, орфографический и пунктуационный разбор.
2
Текст как речевое произведение (10 час)
10
Что такое текст? (Обобщение и углубление изученного)
Знать признаки текста, способы и средства связи предложений в тексте, типы и стили речи. Уметь создавать текст на заданную тему. Типы и стили речи
Текст на заданную тему с соблюдением норм речи: способы и средства связи
1
11
Понимание текста – процесс творческий. Диалог с текстом.
1
12
Контрольная работа (комплексная работа с текстами-миниатюрами)
Уметь производить комплексный языковой анализ текстов-миниатюр.
Контроль по теме: комплексный анализ текстов-миниатюр.
1
13-14
От анализа текста – к изложению
Знать признаки текста, элементы изложения , способы связи, речевые формулы элементов сочинения по тексту. предложений в тексте. Уметь воспроизводить текст, пересказывать его, создавать словесное рисование.
Свободный мини-диктант. Словарный диктант по теме.
Работа с текстами: определение роли первого предложения в тексте, первого абзаца; словесное рисование на основе прочитанного текста. Пунктуационный, синтаксический, лексический и орфографический разбор.
2
15
Сочинение – это тоже текст
Знать, сочинение – это тоже текст: авторский замысел, особенности зачина текста, как сделать цитату частью текста, как самостоятельно сформулировать тему сочинения
Сочинения-миниатюры.
Анализ текста: структурный, лексический, пунктуационный, орфографический.
2
16
Сочинение – это тоже текст.
Знать элементы анализа темы, составления плана, как осуществить выбор эпиграфа. Уметь подбирать варианты зачина, работать над ключевыми словами, отбирать цитаты.
Выбор темы сочинения, подбор эпиграфа, цитат, вариантов зачина.
1
17
Изложение с элементами сочинения. Редактирование черновиков сочинений
Знать элементы изложения текста.
Уметь писать мини-изложение с элементами сочинения, редакти-ровать черновик.
Создание мини-изложения с элементами сочинения. Редактирование: черновиков: саморедактирование, взаиморецензирование.
1
18-19
Контрольная работа. Сочинение по тексту.
Уметь писать сочинение по тексту, определяя его тему, проблему, позицию автора
Контроль по теме: сочинение по тексту.
2
Система языка (2 часа)
20-21
Система русского языка, ее единицы и иерархия.
Знать понятие система, что язык – это универсальная знаковая система. Уметь применять понятие система к языку на практике, сравнивать языковую систему с другими информационными системами.
Работа с текстом: рассказ о взаимодействии языковых единиц разных уровней, противопоставлении языковых единиц.
2
Фонетика. Орфоэпия. Графика (7 часов)
22
Звуки русского языка
Знать разграничение звуков и букв, особенностей ударения в русском языке, звуковую организацию текста. Уметь характеризовать звуки речи, различать слабую и сильную позицию гласных звуков, находить чередование гласных и согласных звуков.
Выбор темы к уроку-семинару (№105)
Лингвистический рассказ по схеме «Звуки русского языка».
Частичный и полный фонетический разбор слов, решение тестовых заданий.
1
23
Особенности русской графики
Знать особенности русской графики, алфавит, понятие алфавитное расположение, роль букв Е, Ё,Ю,Я, употребление букв Ъ,Ь.
Уметь различать произношение и написание, пользоваться правилами проверки написания букв, пользоваться орфографическим и орфоэпическим словарями.
Устное выступление по выбранной теме семинара с предоставлением практической части
1
24
Фонетический разбор
Знать порядок фонетического разбора слова, уметь его производить; воспроизводить запись текста по транскрипции в соответствии с орфографическими правилами.
Фонетический разбор слова, запись текста по транскрипции в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами.
1
25-26
Орфоэпия. Орфоэпический словарь. Слог и ударение.
Знать орфоэпические нормы, особенности работы с орфоэпическим словарем. Уметь производить орфоэпический разбор слов, пользовать орфоэпическим словарем.
Орфоэпический разбор слов. Решение тестовых заданий.
2
27
Обобщение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»
Знать орфоэпические нормы, отличие звуков и букв, особенности работы с орфоэпическим и орфографическим словарями. Уметь производить Фонетический. орфоэпический разбор слов, пользовать орфоэпическим словарем, решать тестовые задания по теме.
Тестовые задания. 15 мин.
Фонетический. Орфоэпический разбор, работа со словарями.
28
Контрольная работа по теме. Тест
Уметь выполнять тестовые задания по фонетике и орфоэпии
контроль по теме: тестовые задания.
1
Лексика. Фразеология (11 часов)
29
Слово как единица русского языка.
Знать понятия, связанные с особенностями слова со стороны: а) лексического значения, б) смысловых отношений, в) употребления, г) происхождения.
Уметь характеризовать слово.
Зрительный диктант.
Характеристика слова в контексте, определение темы, основной мысли текста, подбор синонимов, антонимов, в том числе и контекстуальных.
1
30
Словарное богатство русского языка.
Знать лексические нормы, прямое и переносное значение слова, особенности звуковой организации поэтического текста.
Уметь подбирать синонимы, антонимы, определять лексическое значение слова в контексте, находить в тексте аллитерацию.
Выразительное чтение текстов.
Характеристика особенностей звуковой организации поэтического текста.
1
31-32
Многозначность и омонимия. Переносное значение слова.
Знать понятие многозначности и омонимии слов, приемы их определения..
Уметь различать лексические омонимы и многозначность слова.
Диктант по памяти, выразительное чтение поэтических текстов. Доказательство многозначности
2
33
Синонимия и антонимия
Знать понятия синонимы и антонимы. Уметь производить лексический анализ, обращая внимание на роль синонимов и антонимов в тексте, их изобразительно-выразительные возможности
Выразительное чтение стихотворений.
Объяснение роли синонимов и антонимов в тексте. Нахождение синонимов и антонимов в тексте.
1
34
Лексический разбор слова
Знать порядок лексического разбора текста.
Уметь производить лексический разбор текста.
Работа с текстом: нахождение ключевых слов, доказательство по организации текста.
1
35
Общеупотребительная и необщеупотребительная лексика.
Знать признаки различия общеупотребительной и необщеупотребительной лексики.
Уметь различать общеупотребительную и необщеупотребительную лексику
Восстановление деформированного текст (замена общеупотребительными словами слов необщеупотребительной лексики)
тест 15 мин.
1
36
Языковые средства связи между предложениями в тексте.
Знать языковые средства связи между предложениями в тексте, уметь их находить.
Свободный диктант.
Тестовые задания. 15 мин.
1
37
Фразеологизмы.
Знать фразеологизмы как неделимые сочетания и изобразительно-выразительные средства языка, уметь находить их в тексте.
Работа с «Фразеологическим словарем», определение значения фразеологизмов.
Работа с текстом: лексический анализ.
1
38
Обобщающий урок по теме «Лексика и фразеология».
Уметь производить лексический анализ текста
Самостоятельная работа: 25 минут с взаимопроверкой.
1
39
Контрольная работапо теме «Лексика и фразеология».
Уметь производить лексический анализ текста
контроль по теме
1
Словообразование. Состав слова. (3 часа)
40
Морфемы русского языка. Их богатство и разнообразие
Знать разнообразие и значение морфем. Уметь производить морфемный разбор текста.
Морфемный разбор текста. Выполнение тестовых заданий по теме: 10 мин.
1
41
Состав слова. Способы словообразования. Многозначность и омонимичность морфем
Знать способы словообразования. Уметь производить словообразовательный разбор и разбор слова по составу, уметь различать слова-омонимы и производить их разбор по составу (стекло-сущ, стекло – глаг.)
Анализ текста. Словообразовательный разбор и разбор слова по составу
1
42
Самостоятельная работа по теме «Морфемика и словообразование»
Знать способы словообразования. Уметь производить словообразовательный разбор и разбор слова по составу, уметь различать слова-омонимы и производить их разбор по составу
Самостоятельная работа: словообразовательный разбор, восстановление словообразовательной цепочки.
1
Морфология (16 часов)
43
Обобщение по теме «Части речи»: знаменательные и служебные части речи.
Уметь систематизировать изученные ранее части речи и иллюстрировать их примерами.
Тест по теме. 15 мин.
1
44
Самостоятельная работа по теме «Части речи»
Знать самостоятельные знаменательные части речи. Уметь находить их в тексте, разграничивать омонимы.
Анализ художественных текстов: нахождение однокоренных слов и словоформ, определение различия значения однокоренных слов. Определение способов связи предложений в тексте
1
45
Морфологический принцип правописания.
Знать морфологический принцип правописания. Уметь различать слитное, раздельное и дефисное написание.
Орфографическая работа по тексту.
1
46
Язык в действии. Имя существительное. Понимание слова в тексте.
Знать признаки имени существительного и правила их нависания, лексическое значение. Уметь видеть имена существительные в тексте и объяснить их роль в создании текста, неслучайность определения существительного как «самого ключевого» слова в тексте
Письмо по памяти. Аналитическая работа с орфограммами текста, роли существительного в тексте..
1
47-48
Имя прилагательное (функционирование в тексте)
Знать синтаксическую роль имени прилагательного в предложении, разряды прилагательных, формы степеней сравнения полную и краткую формы, уметь различать их в текстах разных стилей и типов
Работа над синтаксической ролью имени прилагательного в предложении определение разряда прилагательных, форм степеней сравнения полной и краткой формы.
2
49
Имя числительное. Склонение числителных.
Знать признаки числительных, их разряды, особенности склонения и правописания. Уметь находить их в текстах, отличать от других частей речи, правильно склонять и писать.
Тест 15 мин.
Нахождение фразеологизмов, в состав которых входят числительные, в тексте.
Пунктуационный и орфографический разбор текста.
1
50
Местоимение. Текстообразующая роль местоимений.
Знать признаки местоимения, их разряды, правописание. Уметь находить в тексте, в том числе как средства связи предложений.
Знать морфологические признаки глагола, многообразие его грамматических форм, правила написания. Уметь правильно писать глаголы, наблюдать за употреблением их в тексте (видо-временные отношения).
Работа с текстом; нахождение грамматической основы, определение текстообразующей функции глагола.
Морфологический разбор глагола.
1
52
Употребление глагола в речи.
Работа с текстом: нахождение словосочетаний с глаголами, выписывание глаголов в разных формах, употребление настоящего времени глагола в значении прошедшего.
1
523
Причастия действительные и страдательные.
Знать образование причастий действительных и страдательных.
Уметь их различать, находить в тексте, правильно писать причастия, выделять запятыми причастные обороты..
Осложненное списывание текста с выполнением заданий по теме.
1
54
Деепричастия. Роль деепричастных оборотов в тексте.
Знать образование деепричастий. Уметь их различать, находить в тексте, правильно писать деепричастия, выделять запятыми деепричастные обороты.
Зрительный диктант.
Лексическая, орфографическая и пунктуационная работа с текстом.
1
55
56
Наречия. Текстообразующая роль наречий. Слова категории состояния. Правописание наречий.
Знать разряды наречий, их текстообразующую функцию.
Уметь находить наречия в тексте, правильно писать их, находить как средство связи предложений в тексте.
Лингвистический рассказ
2
57
Служебные части речи.
Знать признаки служебных частей речи.
Уметь находить их в тексте, правильно писать, находить частицы как средство связи в предложениях.
Таблица «Служебные части речи» с примерами.
Тест: 15 мин.
1
58
Междометия. Эстетическая ценность междометий
Знать особенности междометия, их эстетическую ценность.
Уметь образовывать прилагательные и глаголы от междометий, находить их в тексте.
Комплексный анализ текста
1
Контрольная работа по теме «Морфология»
Уметь находить части речи, определять выбор правильного написания.
Тест по теме.
Обобщение и систематизация изученного ( 7 часов)
59
Что значит быть грамотным
Знать основные правила правописания.
Уметь делать офографический, лексический и пунктуационный разбор
Зрительный диктант. Объяснение знаков препинания в тексте.
1
60-61
Текст. Смысл названия, ключевые слова, средства связи между предложениями. Стили и типы речи
Знать признаки текста.
Уметь находить их, доказывать принадлежность к стилю, определять тип речи фрагмента текста.
Тестовые задания по тексту: 25 мин.
2
62
Комплексная работа с текстом.
Уметь производить комплексный анализ текста.
Комплексный анализ текста
2
63
Самостоятельная работа на основе анализа текста
Уметь производить комплексный анализ текста.
Анализ текста и взаимопроверка.
1
Изложение с творческим заданием
Уметь передать во вторичном тексте все его признаки
Изложение с творческим заданием.
63-64
Итоговая контрольная работа и ее анализ
Тестовые задания в формате ЕГЭ.
контроль итоговый
2
65-66
Типы речи и стили речи.
Уметь определять тип и стиль речи.
Типологический и стилистический анализ текста.
2
67-68
Резервные уроки
5
* Тематическое планирование составлено на основе планирования уроков русского языка в 10 классе А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой.
На каждом уроке ведется работа со словом, в том числе различные виды разбора, аналитическая работа с текстами: теория и практика