"Методические аспекты конструирования и использования учебных исторических игр"
Размещено: Анна Владимировна Болдырева - пн, 17/05/2010 - 21:53
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8»
Статья:
« Методические аспекты конструирования и
использования учебных исторических игр».
Учитель истории и обществознания
МОУ «СОШ № 8» Болдырева А.В.
г.Астрахань – 2010г.
«Игра – это создание типичных для профессии
ситуаций и нахождение в них практических
решений».
(С.И.Ожегов)
Методика обучения любому предмету или виду деятельности определяется прежде всего содержанием изучаемого предмета, целями обучения, возрастными особенностями учащихся. В понимании этого лежит ключ к решению вопроса об особенностях методики исторических игр по сравнению с методикой общих курсов. Методика разработки и использования исторических игр, будучи тесно связана с методикой основных исторических курсов и опираясь на ее принципы, в то же время развивает и значительно усиливает отдельные ее стороны, что придает ей известную специфику. К ней относятся: углубление знаний, развитие разносторонних интересов и способностей учащихся.
В данной работе рассмотрим алгоритм конструирования и использования
одного из видов учебных исторических игр – тренировочных игр (игр с правилами). Игры с правилами включают такие виды игр, как кроссворды, сканворды, лото, викторины, чайнворды и др. Приступая к подготовке исторических игр, учитель всегда должен видеть конечную цель – не только расширять знания учащихся, но и активизировать их самостоятельную деятельность, совершенствовать их познавательные способности, научить учащихся анализировать факты, выявлять связи и закономерности и развивать умение применять их в новых условиях.
Игры с правилами характеризуются следующими признаками:
üжестко фиксированные правила;
üналичие общей темы, объединяющей вопросы кроссворда, викторины, лото,
чайнворда и т.п.;
üсостязательность, способная довести мотивацию до азарта.
Основой для составления игр с правилами являются:
üисторические документы;
üпрозаические жанры художественной литературы;
üпоэтические произведения.
Несмотря на то, что поэтические произведения содержат емкие и образные характеристики историческим личностям, событиям и явлениям, повышают эффективность запоминания и создают положительный эмоциональный настрой,
педагоги, при составлении игр с правилами, используют их редко. Это объясняется трудоемкостью и кропотливостью отбора стихотворных произведений,
нахождения в них ярких, образных и эмоциональных фрагментов, способствующих созданию у учащихся представлений о личностях и событиях прошлого.
При отборе стихотворных фрагментов необходимо помнить, что они должны соответствовать следующим параметрам:
·краткость;
·историческая достоверность;
·легкая воспринимаемость на слух;
·художественная ценность.
Но, не стоит забывать и о том, что большинство детей информацию на слух воспринимают хуже, чем печатную, поэтому фрагменты стихотворных произведений должны быть обязательно и в печатном варианте. Приведем пример
таких фрагментов для викторины «О ком сказано?»:
«...Он учил за годом год,
За поколеньем поколенье,
Что есть слова: «Идти вперед»,
Но нету слова «отступленье».
( И.Сельвинский об А.Суворове)
« Бесовский сын, расстрига окаянный
Прослыть умел Димитрием в народе,
Он именем царевича, как ризой
Украденной, бесстыдно облачился».
( А.С.Пушкин о Лжедмитрии)
Чтобы учащиеся могли одновременно воспринять содержание стиха и соотнести заложенную в нем информацию с уже имеющейся, учителю необходимо зачитывать фрагменты стихотворений несколько раз, выделяя интонацией имена, географические названия, исторические факты. При разработке и моделировании исторических игр с правилами необходимо придерживаться следующего алгоритма действий: игра должна быть поэтапной; каждый этап игры основан на совместной деятельности учителя и учащихся.
Подготовительный этап:
1.Деятельность учителя:
·выделяет исторические объекты, представления о которых формируются с помощью игры;
·определяет игровую задачу, образовательную, развивающую и воспитательную цель игры;
·объединяет общей темой вопросы и задания игры;
·продумывает методику проведения игры (методические приемы, средства
обучения, средства наглядности, способы определения победителей, систему
поощрений и подсчёта баллов);
·исходя из цели и содержания игры, планирует домашнее задание.
2. Деятельность учащихся:
·повторяют учебный материал, определенный учителем в качестве домашнего задания;
·заранее составляют задания для исторической игры по сообщенной учителем теме.
Игровой этап:1. Деятельность учителя:
·для эффективного проведения игры повторяет необходимый фактический и теоретический материал;
·во вступительном слове пытается создать у учащихся положительный настрой на участие в игре;
·сообщает и напоминает правила игры;
·регулирует процесс игры (соблюдение правил игры, исправление ответов
учащихся).
2. Деятельность учащихся:
·воспринимают и осознают сообщенную учителем игровую задачу;
·вспоминают учебный исторический материал, необходимый для правильного ответа;
·предлагают варианты ответов на вопросы игры;
·выполняют основную задачу игры, поставленную учителем в ее начале.
Аналитический этап:
1. Деятельность учителя:
·отмечает наиболее интересные и осознанные ответы учащихся;
·называет типичные ошибки в ответах учащихся;
·производит подсчет баллов, определяет победителей игры;
·выясняет мнения учащихся относительно проведенной игры.
2. Деятельность учащихся:
·высказывают мнения относительно занимательности игры и методики ее проведения;
·участвуют в определении победителей;
·высказывают критические замечания по организации и проведению игры.
В заключение остановимся на эффективности использования исторических игр в школьной практике и их значения в творческо – поисковой деятельности учащихся. Можно говорить о таких показателях эффективности исторических игр, как:
1.Формирование устойчивого интереса к исторической науке и ее практическому применению.
2.Повышение исторического образования на основе ее углубленного изучения.
5.Оказание положительного воздействия на формирование детского коллектива, развитие неформальных отношений среди учащихся.
6.Побуждение учащихся к высказыванию оригинальных идей и к принятию нестандартных решений.
7.Активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие их души и потребности к самосовершенствованию и саморазвитию.
8.Обеспечение дифференцированного обучение, индивидуального подхода к учащимся с разными интересами и уровнями знаний.
9.Рост практических умений к занятиям в сфере культуры, повышение общего развития, успеваемости по другим предметам, активности в различных видах школьной деятельности.
Необходимо отметить роль исторических игр в повышении профессионального уровня учителя. Ведь учитель, применяющий в своей практике широкий спектр учебных игр, значительно совершенствует не только свое знание предмета, но и свое методическое мастерство. Обучая учащихся методике исторических игр, он сам глубже овладевает ею, совершенствует свое умение руководить самостоятельной работой учащихся, знакомиться с процессом индивидуального развития школьников, активно ему содействовать, оказывать существенное влияние на формирование личности школьников. Стоит согласиться с высказыванием выдающегося педагога В.А.Сухомлинского, который отмечал, что «без игры школа превращается в скучнейшее казенное заведение, которое сушит ум и опустошает сердце».
Литература:
1.Аникеева Н.А. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987 г.
2.Вагин А.А. Художественная литература в преподавании новой истории (1640 – 1917г.г.): Хрестоматия. - М.: Просвещение, 1987 г.
3.Ворожейкина Н.И. Активизация учебной деятельности четвероклассников при изучении истории СССР. - М.: Просвещение, 1988 г.
4.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. -М.: Просвещение, 2000 г.
5.Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1988 г.