Submitted by Альфия Сагитовна Зигангареева on Tue, 11/05/2010 - 17:03
...Войной начинается память.
(урок памяти)
Альфия Зигангареева Сагитовна, учитель МОУ « Псеевская средняя общеобразовательная школа» Менделеевского муниципального района Республики Татарстан.
“К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать - воспитывать к родным местам, воспитывать духовную оседлость ... не будет корней в родной местности, в родной стране - будет много людей, похожих на степное растение перекати – поле, - писал академик Дмитрий Лихачев, воспитывая в молодом поколении любовь к своей Родине.
Нельзя допускать, чтобы дети наши росли людьми без Родины. Поиск имен погибших воинов поможет детям понять, что земля без могил предков - чужая и непонятная земля. Всякое чужеземное нашествие стремится, прежде всего, разрушить святыни памяти народа все, что связано с отечественной историей. Именно к этому призывал фашистов Гитлер, говоря: “Лишите народ его культуры - и вы уничтожите его”. Кто забудет прошлое, у того нет настоящего, кто забудет настоящее, у того нет будущего.
Молодое поколение не должно забыть прошлое своей Родины, которое стало частью исторического сознания человечества.
Эстафета поколений - это эстафета памяти. Неостановимо движение времени, но живет, продолжает, и будет жить, память Великой Отечественной - неослабная память народа в том, какой
...святой и правый,
смертный бой не ради славы, -
Ради жизни на земле
выпал ему “ сороковые, роковые годы”, как дорого оплачена его победа в этом бою.
И поэтому урок - память я посвящаю важной теме, которая называется «. . .Войной начи-
нается память.
На этом необычном уроке я хотела добиться правильного понимания детьми таких понятий, как долг, справедливость, мужество, доброта, патриотизм, героизм...
Цели урока: расширить и обобщить знаний учащихся о Героях - земляках, при этом, втягивая детей в поисково-исследовательскую работу под названием “древо жизни”, формировать патриотическое воспитание и любви к Родине.
Форма работы: поисково - исследовательская.
План проведения урока:
1. Вводное слово учителя о памяти народной.
2. Выступления учащихся перед фронтовиками.
З. Символический образ - Босая Память - Память о войне.
4. Книга Памяти.
5. Слово фронтовика.
б. Уроки минувшей войны не должны быть забыты! (заключительное слово учителя).
7. Завершение праздника чаепитием.
Наглядный материал.
1. Книга Памяти. г. Казань- 1995 г.
2. “Доблестные односельчане” в З-х частях. Н. Тимербаев. г. Набережные Челны -2000г.
З. “Бондюжцы Татарстана”. Н. Фатыхов. Санкт-Петербург - 1995 г.
4. «0 Бондюге и бондюжцах». Н. Фатыхов. г. Наб.Челны-1990 г.
5. «Присягаем победой “(составители А. Абрамов и В.Акаткин. Москва - 1986 г.
6. Репертуарный сборник «Ради жизни на земле» (составительА. Б. Фоменко) - Москва “Просвещение “1990 г.
7. Грамзапись: “Реквием», «Бухенвальдский набат”, «Баллада о солдате».
Индивидуальные занятия:
1. Учащиеся заранее заучивали стихи о войне Е. Исаева, Н. Майорова, К. Симонова, Р. Рождественского.
2. Изучают биографию фронтовиков, “проходят” по их военным дорогам.
3. Велась поисково-исследовательская работа: собирают материалы о земляках-погибших, устанавливают связь с людьми, с кем они воевали и пишут письма туда, где они похоронены, восстанавливают списки забытых имён, погибших земляков (Сабирзянов Хафиз, Мифтахетдинов Зиятдин не включены в список погибших, установленный у памятника Вечного огня.)
4. Собирали материалы о Героях Советского Союза по Менделеевскому району и составили папку “Герои - земляки”.
5. До проведения урока дети съездили в город Менделеевск; побывали в музее боевой славы ; сфотографировали улицы, носящие имена Героев (улица Фомина; ул. Бурмистрова).
6. Написали сочинения о героических подвигах земляков.
Эпиграф к уроку:
Пусть помнят те, которых мы не знаем,
нам страх и подлость
были не к лицу.
Мы пили жизнь до дна и умирали
за, эту жизнь,
не кланяясь свинцу.
(Николай Майоров. “Пусть помнят”.)
Урок проходит у памятника Вечного огня, установленного в честь павших в Великой Отечественной войне. На урок - память были приглашены фронтовики, тыловики . Они сидят на скамейке, напротив ребят.
Выставляется почетный караул у памятника.
Учитель. Дорогие ребята! Сегодняшний урок памяти мы посвящаем нашим дорогим фронтовикам. И он проходит на священном месте, у памятника павшим героям-землякам в годы Великой отечественной войны.
В этот священный день, 9 мая, мы вместе с ветеранами, вместе со всем народом отдаем дань светлой памяти павших в боях и глубоко скорбим по поводу их безвременной кончины на поле битвы или в госпиталях после смертельных ранений.
Вы думаете, павшие молчат!
Неверно! Они кричат,
Пока еще стучат
Сердца живых.
И памятники дышат, как живые
И будят нас, живых,
Невидимыми, чуткими руками.
Они хотят, чтоб памятником их
Была Земля
С пятью материками
Великая.
(Е. Исаев. “Суд памяти’,).
Ученик. Память нетленна и вечна. Она смотрит на нас со старых фотографий, она в неувядающих цветах на наших памятниках, в нескончаемом людском потоке к вечному огню.
(Звучит в грамзаписи песня “Баллада о солдате” (слова М Матусовского, музыка В. Соловьева — Седого).
Учитель. В этот день мы с особым чувством уважения и почтительности преклоняемся перед жизненным подвигом солдатских вдов, нашедших в себе силы противостоять всем трудностям жизни, которые выпали на их нелегкую долю и сумели, оставаясь верными своим павшим мужьям, своей светлой любви, - вырастить и воспитать детей и дождаться внуков. Спасибо Вам, дорогие Хадича апа, Накыя апа!
Ответное слово тыловиков: «...Тяжело было, очень тяжело, но мы терпели. . .»(слезы на глазах).
Память... Сколько человеческого благородства, уважения, нежности стоит за этим коротким, полным для каждого из нас святого смысла словом.
Ученик. С чего начинается память - с берез?
С речного песочка?
С дождя на дороге?
А если - с убийства!
А если - со слез!
А если - с воздушной тревоги!
А если с визжащей пилы в облаках,
С взрослых, в пыли распростертых!
А если с недетского знания - как
Живое становится мертвым!
И в пять, и в пятнадцать,
И в двадцать пять.
Войной начинается память.
(К Симонов. “... Войной начинается память ‘).
Ученица. Поистине чудодейственна сила человеческой памяти. Она возвышает, учит, воспитывает. Память ведет нас дорогами истории, по местам былых боев. На этих рубежах славы мы учимся любви и преданности, мужеству и добру у солдат Победы, спасших мир от фашизма.
Ученик. Нашему поколению выпало большое счастье жить рядом, с солдатами Победы, слушать их рассказы и передавать потомкам.
Учитель. . . .Древо памяти утешает или устрашает история? дерзнем заглянуть в зрачки прошедшего века, «века волкодава».
...Четыре долгих кровавых года. Они и сейчас кажутся бесконечными. А тогда - в каждом уголке Родины величайшее напряжение сил, часто - за гранью возможного. Над каждым домом кружилась беда. Скорбным потоком шли похоронки, отнимая подчас последнюю надежду.
Но страна жила и боролась. Ее девизом стало: “Все для фронта, все для победы!”. Фронт был в тылу, и здесь ковалась победа. Более 500 тысяч сыновей и дочерей Татарстана ушли на войну из родных мест, более 300 тысячам из них не суждено было вернуться.
Но по земле ходит память, память о подвиге нашего народа в минувшей войне...
В это время у памятника появляется маленькая женщина (вся в белом) - Босая Память - символический образ - память о войне.
(Прохождение ее сопровождается под “Реквием “, а ученица медленно зачитывает).
Ученица.И осторожно ходит по земле
Босая память - маленькая женщина.
Она идет,
Переступая рвы, -
Ей не нужны ни визы, ни прописки.
В глазах - то одиночество вдовы,
То глубина печали материнской.
Ее шаги неслышны и легки,
Как ветерки,
На травах полусонных,
На голове меняются платки-
Знамена стран, войною потрясенных...
Пройдет эта “босая Память” где-то рядом с ночным ли сновидением, будничным делом пройдет неслышно, и окажется, что не вымерло в душе не единое давнее впечатление, не потускнела ни единая картина о прошлой войне.
...Она идет,
Покинув свой уют,
Не о себе - о мире беспокоясь.
И памятники честь ей отдают,
И обелиски кланяются в пояс.
От всех фронтов,
От всех концлагерей,
От всех могил
От Волги до Ла -Манша
Это маленькая женщина
-Босая Память о воине.
(Е. Исаев. “Суд памяти”).
Ученик. В книге Памяти (изданной по Указу Президента Шаймиева) представлены 5644 солдата и офицеров, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, умерших от ран или в плену, пропавших без вести, которые были призваны на фронт нашим Менделеевским (или Бондюжским) РВК. А из села Псеево отправлены были на фронт 45О человек, вернулись из них только 96 человек. Об этом рассказывается в книге Н. Тимербаева “Доблестные односельчане”.
Живые герои из этой книги сегодня у нас в гостях. Ученик зачитывает из этой книги:
“Фронтовик Джавдат Габдрахманов. Родился в 1923 году в селе Псеево. Вырос в простой крестьянской семье. 1942 год. добровольцем ушел на фронт. В 1943 году был тяжело ранен и 7 месяцев пролежал в Вешне- Волочковом госпитале....”
Учитель. Джавдат ага! Что вы можете пожелать молодому поколению?
Фронтовик. Дорогие ребята! Время стирает с лица земли военные шрамы в виде окопов и дзотов. На веки вечные останется память о героических делах наших до последней крови сражавшихся за святая - святых - свободу Родины.
Память о подвиге, память о людях, которые ушли ради других, для которых должно всегда из поколения в поколение вставать солнце, эта память, память о войне никогда не погаснет.
Ученик.Помните!
Через века,
через года,-
помните!
О тех, кто уже ни придет никогда,
помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших
Будьте достойны!
Вечно достойны.
Люди!
Покуда сердца стучатся,-
Помните!
Какой ценой завоевано счастье,-
Пожалуйста, помните!
(Р. Рождественский. “Помните”.)
Проводится торжественная перекличка земляков - Героев Советского Союза:
Сафронов Петр Сергеевич
Белоусов Василий Игнатьевич
Бурмистров Вилен Иванович
Пискунов Василий Григорьевич
Суднишников Михаил Владимирович
Фомин Михаил Сергеевич
Фролов Павел Григорьевич.
Минутным молчанием почтим память о погибших.
Заключительное слово учителя.
Эхо войны... Какое оно долгое и протяжное... Последствия войны и сегодня, спустя 65 лет, нет-нет да напоминают о себе. Еще находят мины и снаряды, истлевшие каски. Еще взрываются бомбы, более 65 лет назад ранившие землю, и от взрывов этих вздрагивают города. Но человек победил эту войну. Но какой ценой? Это знаете только вы, дорогие фронтовики, тыловики!
Память, память... Что без тебя человек? Память мирных довоенных днях помогала добыть Победу. Память о Победе и войне поможет людям отстоять мир.
Наверное, так устроена память человеческая. И память народная через 65 лет после окончания войны добавляет к нашим знаниям о тех днях и долгих годах все новые и
новые. Память необходима тем, кто думает о будущем.
Я должен все переупрямить
Все помнить, бывшее окрест.
Тот, кто зачеркивает память,
На будущее ставит крест.
(Анатолий Абрамов.)
Ученик. Постигая глубокий смысл слова” мир”, мы узнаем о великой цене, которую заплатил наш народ за сегодняшнее чистое небо над нашей страной, за то, что мы имеем возможность спокойно учиться и работать, быть уверенными в своем будущем. Сменяются поколения, но по-прежнему неизменным остается у нашего народа стремление к миру, к светлому будущему, к укреплению дружбы между народами. Вы, дорогие фронтовики, наши деды спасли мир от фашистской чумы сорока миллионами жизней и неисчислимыми страданиями.
Это не должно никогда не повториться. Мы скорбим по жертвам, но мы горды подвигом наших дедов! И мы верны ему!
Сегодня мир снова в опасности, взорвать его мы не позволим!
Уроки минувшей войны не должны быть забыты!
Никто не забыт,
ничто не забыто!
Вечная память им!
Под звонами колоколов звучит “Бухенвальдский набат”.