Игра "Историческая мозаика", посвящённая культуре России периода Золотого века
Submitted by Татьяна Сергеевна Белякова on Wed, 05/05/2010 - 15:26
Белякова Татьяна Сергеевна
Историческая мозаика
Художественная культура первой половины XIX века.
Игра или её элементы могут быть использованы на уроках истории по изучению русской культуры на уроках итогового повторения в конце учебного года.
В игре участвуют три команды.
Для оценки правильных ответов учитель использует жетоны. Победителем становится команда, получившая наибольшее количество жетонов.
Для игры заранее заготавливаются:
·Карточки с характеристиками художественных стилей.
·Карточки с названием художественных стилей.
·Карточки с вопросами викторины по живописи.
·Иллюстрации с изображением архитектурных памятников.
·Жетоны.
Игра начинается с вводного слова учителя, в котором говорится о важности значения вопросов культуры, определяются хронологические рамки игры: первая половинаXIXвека, учащимся объясняется ход игры, её условия.
Iэтап игры.Художественные стили. Команды в ходе жеребьёвки определяют тот художественный стиль, характеристику которого они должны будут составить. Помимо карточки с названием художественного стиля, команды получают набор карточек с описанием различных художественных стилей. Задача каждой команды, отобрать только те карточки, которые характеризуют выбранный стиль. На выполнение задания даётся время, после чего подводятся итоги. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее составит описание стиля.
Стили: Сентиментализм, Романтизм, Реализм.
Справка о художественных стилях.
Сентиментализм
От французского Sentiment – чувства, чувствительность.
Течение в литературе и искусстве отмеченное повышенным интересом к внутреннему миру человека, его эмоциональному восприятию окружающей действительности. Возникнув , как реакция на эстетическую доктрину классицизма с её культом разума, сентиментализм противопоставил ей убеждение в том, что умения чувствовать, глубоко и искренне переживать является неотъемлемой чертой высокой человечности. Существенным в сентиментализме становится художественное воплощение идеи о внесословной ценности личности, демократическая позиция, согласно которой человек – крестьянин, ближе стоящий к природе, обладает естественными чувствами, не развращёнными цивилизацией. Культ природы и чувства в поучениях сентименталистов воплощается в определённых художественных форматах. Преимущественное развитие получают эпические (повесть, дневник и «путешествие») и лирические (Элегия, послание) жанры. Пейзаж в творчестве писателей – сентименталистов получает специальную характеристику - это не просто фон, декорация, а произведения к «познанию» которых ведёт «чувствительное» сердце. В центре внимания отечественного сентиментализма – личность эпохи становления науки.
Романтизм
Одно из направлений в культуре и искусстве конца XVIII– первой половиныXIXвека. Термин «Романтизм» появляется вXVIIIвеке( от франц. – romantique), определяя необычное, страшное, причудливое, словом то, чего нет в действительности. Романтики подвергли сомнению возможность познания хаоса людским разумом, увидели в современном миропорядке начало, враждебное личности, её свободе. Романтики создали в своих произведениях образ идеального мира , не похожего на реальный, поэтому в их творчестве так много, фактически, народных легенд и преданий, уводящих читателя в мир мечты. Романтизм открыл безграничные возможности человеческого духа , исследовав тайны человеческой натуры, поставил проблему человеческой личности, и сделал её центральной.
Реализм
От латинского realis – вещественный, действительный. Литературное направление и метод, следую которому художник отражает действительность в образах, созданных на основе типизации. Типизация подразумевает последовательное воплощение жизненной правды в искусстве, стремящемся к художественному познанию человека и окружающего мира. В 40-е годаXIXвека в русской литературе ясно обозначился новый этап в развитии искусства, полуивший название «критический реализм». Одним из ведущих критериев становится верность действительности, воспроизведение жизни в «формате самой жизни».
Карточки –характеристики художественных стилей.
1.Интерес к внутреннему миру человека.
2.Умения чувствовать, глубоко и искренне переживать.
3.Интерес к эмоциональному восприятию окружающей действительности.
5.Создаёт образ идеального мира, не похожего на реальный.
6.Много фантазии, народных легенд, преданий, уводящих в мир мечты.
7.Термин означает необычное, страшное, причудливое, то чего нет в действительности.
8.Баллады, поэмы, романы.
9.Последовательное воплощение жизненной правды в искусство.
10. Верность действительности.
11.Воспроизведение жизни в «формах самой жизни».
12.Остро предстают непримиримые конфликты современного мира, философски осмысливаются проблемы человечества.
IIэтап игры.Русская литература.
Каждая команда на данном этапе получает задание: привести примеры сентиментализма, романтизма, реализма в творчестве русских писателей и поэтов второй полвиныXIXвека. Называть их имена и произведения.
Сентиментализм
·Н.М.Карамзин «Марфа посадница» или «Покорения Новгорода», «Бедная Лиза»
· А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
После ответов команд в случае, если возникает сложность с определением победителя на данном этапе, необходимо предложить проблемное задания для групп: Чем можно объяснить тот факто, что русская литература этого периода приобрела преобладающее влияние в духовной жизни русского общества? Когда ответ на проблемное задание дан, подводятся итогиllэтапа игры.
IIIэтап игры.Русская живопись.
На данном этапе командам поочерёдно предлагаются вопросы викторины, которые подразумевают знание интересных фактов биографии и творчества русских художников первой половиныXIXвека, побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов.
Вопросы викторины:
1.К кому из русских художников обращены эти стихи Пушкина:
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз,-
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.
Ответ: О.А.Кипренскому.
2.Этот художник с детства отличался слабым здоровьем и до семи лет не вставал с постели.Ответ: К.П. Брюллов.
3.Этот художник на замечание одного из зрителей, как на его картине всё просто, ответил: «Да, будет просто, коль напишешь раз сто».Ответ: П.А. Федотов.
4.Назовите имена известных русских живописцев первой половиныXIXвека, вышедших из крепостной среды.Ответ: В.А. Тропинин, О.А. Кипренский.
5.Этот крепостной художник между занятиями живописью выполнял работу кондитера и лакея в доме своего барина.Ответ: В.А. Тропинин.
6.Назовите имя художника, который считается первым представителем романтизма в русской живописи.Ответ: О.А. Кипренский.
7.Эти два художника в один год портретировали А.С.Пушкина.Ответ: О.А. Кипренский и В.А. Тропинин в 1827 году.
8.Кто из русских художников, оставив Петербург, переселился в деревню и стал писать сцены крестьянской жизни?Ответ: А.Г. Венецианов.
9.Этот живописец создал собственную художественную школу, вошедшею в историю русского искусства под его именем.Ответ: А.Г. Венецианов.
10.Кто из русских художников первой половиныXIXвека оставил свои автопортреты?
11.Современники утверждали, что этот художник за свою жизнь написал более 3000 портретов. Сейчас установлено более 200 лиц, портретированных им. Кто этот художник?Ответ: В.А. Тропинин.
12.Кого из русских живописцев ещё при жизни стали называть «великим»?Ответ: К.П. Брюллова.
13.Исследователи полагают, что фамилия этого русского живописца произошла от одного из прозвищ богини любви Афродиты, либо от широко распространённого в России полевого растения.Ответ: О.А. Кипренский.
14.Кто из русских живописцев поможет выкупится на волю крепостному крестьянину Тарасу Шевченко?Ответ: К.П.Брюллов.
15.Кто из русских художников считается основоположником бытового жанра в отечественной живописи?Ответ: П.А. Федотов.
IVэтап.«Архитектура».
На данном этапе игры команды получают задание: составить полную характеристику архитектурного стиля ампир и выбрать из числа предлагаемых архитектурных сооружений те, которые ему соответствуют, назвав имя архитектора – создателя.
Справка – Ампир.
В начале XIX господствующем стилем стал ампир – поздняя стадия неоклассицизма. Для архитектуры того времени характерен интерес к градостроительным задачам. Здания подчинялось городскому ансамблю – улице, площади или набережной, и следовательно, укреплялись архитектурные среды. Зодчие отказывались от лишних декоративных деталей, использовали в оформлении построек скульптуру.
Ампир – это монументальный стиль сложившийся во Франции в годы расцвета империи Наполеона (1799 – 1815). Основной тенденцией того времени было тотальное подражание формам искусства позднего Рима. Стиль ампир торжественен, официален, иногда театрален.
Архитектурные памятники:
1.Здание Адмиралтейства в Петербурге, архитектор А.Д.Захаров.
2.Казанский собор в Петербурге, архитектор А.Н.Воронихин.
3.Здание Русского музея с площадью искусств, архитектор К.И. Росси.
4.Храм Христа Спасителя, архитектор К.А. Тон
5.Большой Кремлёвский дворец, архитектор К.А. Тон.
6.Оружейная палата в Москве, архитектор К.А. Тон.
7.Театральная площадь с Большим театром, архитектор О.И. Бове.
8.Здание Московского художественного театра, архитектор Ф.О. Шехтель.
9.Покровский собор на Красной площади в Москве.
10.Третьяковская галерея, архитектор В.М. Васнецов.
После ответов команд подводятся итогиIVэтапа игры, а затем, после подсчёта жетонов, объявляется команда – победитель.