Викторина по истории борьбы с монголо-татарским нашествием и крестоносной агрессией
Submitted by Игорь Олегович Петров on Wed, 05/05/2010 - 01:03
Огради щитом землю Русскую
Вот сказания летописей о великих битвах с врагами русской земли. О каких битвах говорится в них?
И мы слышали, что татары многие народы пленили: ясов, обезов, касогов, и избили множество безбожных половцев, а других прогнали. И так погибли половцы, убиваемые гневом Бога и пречистой его Матери. Ведь эти окаянные половцы сотворили много зла Русской земле. Поэтому всемилостивый Бог хотел погубить и наказать безбожных сыновей Измаила, куманов, чтобы отомстить за христианскую кровь; что и случилось с ними, беззаконными. Эти таурмены прошли всю страну куманов и подошли близко к Руси на место, которое называется Половецкий вал. Узнав об этом, русские князья Мстислав Киевский, и Мстислав Торопецкий, и Мстислав Черниговский, и прочие князья решили идти против татар, полагая, что татары нападут на них. И послали князья во Владимир к великому князю Юрию, сыну Всеволода, прося у него помощи. И он послал к ним племянника своего благочестивого князя Василька Константиновича, с ростовцами, но Василек не успел прийти к ним на Русь. А русские князья выступили в поход, и сражались с татарами, и были побеждены ими, и немногие только избегли смерти; кому выпал жребий остаться в живых, те убежали, а прочие перебиты были. Тут убит был старый добрый князь Мстислав, и другой Мстислав, и еще семь князей погибло, а бояр и простых воинов многое множество. Говорят, что только одних киевлян в этой битве погибло десять тысяч. (Битва на реке Калка)
Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи. Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец же Александра Ярослав прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. И у князя Александра тоже было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и крепких. Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца их как сердца львов, и воскликнули: «О княже наш славный! Ныне пришло нам время положить головы свои за тебя». Князь же Александр воздел руки к небу и сказал: «Суди меня, Боже, рассуди распрю мою с народом неправедным и помоги мне, Господи, как в древности помог Моисею одолеть Амалика и прадеду нашему Ярославу окаянного Святополка». (Ледовое побоище)
…Князь Юрий с братом своим Святославом, и с племянниками своими Васильком, и Всеволодом, и Владимиром, и с воинами своими пошел против поганых. И встретились оба войска, и была битва жестокой, и побежали наши перед иноплеменниками. И тут убит был князь Юрий, а Василька взяли в плен безбожные и повели в станы свои. А случилось это несчастье месяца марта в четвертый день, на память святых мучеников Павла и Ульяны. Так был убит великий князь Юрий на реке <...>, и многие из его дружины погибли здесь. Блаженный же епископ Кирилл пришел с Белоозера, взял тело князя, и принес его в Ростов. (Битва на реке Сити)
По прошествии немногих дней татары переправились на эту сторону реки и, нахлестывая коней своих и закричав на своем языке, пошли рысью, и ударили на наших. А наши ринулись на них: с одной стороны Тимофей окольничий, а с другой стороны — князь Даниил Пронский, а князь великий ударил в лоб татарам. Татары же сразу побросали копья свои и побежали за реку <…>, а наши стали преследовать их, рубя и коля, и великое множество перебили их, а многие из них в реке утонули. И вот имена убитых князей их: Хазибей, Коверга, Карабулук, Костров, Бегичка. (Битва на реке Воже)
Проявили себя здесь шесть храбрых, как он, мужей из полка Александра. Первый — по имени Таврило Олексич. Он напал на шнек и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем; преследуемые им схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем. Но по Божьей милости он вышел из воды невредим, и снова напал на них, и бился с самим воеводою посреди их войска. Второй — по имени Сбыслав Якунович, новгородец. Этот много раз нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в душе своей; и пали многие от руки его, и дивились силе и храбрости его. Третий — Яков, родом полочанин, был ловчим у князя. Этот напал на полк с мечом, и похвалил его князь. Четвертый — новгородец, по имени Миша. Этот пеший с дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля. Пятый — из младшей дружины, по имени Сава. Этот ворвался в большой королевский златоверхий шатер и подсек столб шатерный. Полки Александровы, видевши шатра падение, возрадовались. Шестой — из слуг Александра, по имени Ратмир. Этот бился пешим, и обступили его враги многие. Он же от многих ран пал и так скончался. (Невская битва)
И тотчас сошлись на многие часы обе силы великие, и покрыли полки поле верст на десять — такое было множество воинов. И была сеча лютая и великая, и битва жестокая, и грохот страшный; от сотворения мира не было такой битвы у русских великих князей, как при этом великом князе всея Руси. Когда бились они, от шестого часа до девятого, словно дождь из тучи, лилась кровь и русских сынов, и поганых, и бесчисленное множество пало мертвыми с обеих сторон. И много руси было побито татарами, и татар — русью. И падал труп на труп, падало тело татарское на тело христианское; то там, то здесь можно было видеть, как русин за татарином гнался, а татарин преследовал русина. (Куликовская битва)
Сочти написанные буквицы в том череду, в котором указано, и прочтёшь имя города малого, который воины Батыя семь недель приступом брали, и много воинов потеряли, потому прозвали этот город «злым». А вот порядок, в котором надлежит буквицы читать: чекан, рогатина, броня, тул, панцирь, сулица, кистень, булава.
О – большое тяжёлое копье
Ь – короткое копьё, вид дротика
З – древнерусское название кольчуги
К – оружие в виде костяного или металлического набалдашника на рукоятке
С – гирька на ремешке
Л – доспех из металлических пластинок
К – маленький боевой топорик с отвесом
Е – древнерусское название колчана
(Название города – Козельск)
Вот сказания о набеге татар на нашу землю да о подвигах ратных люда русского.
Взял нечестивый Батый город Рязань, все жители Рязани от мала до велика чашу смертную испили, так что никого из живых не осталось в городе. Славный рязанский боярин был в то время в Чернигове, и, прознав о нашествии Батыя, поспешил к Рязани. Узрел город сожжённый и опустошённый, люд умерщвленный, и завопил в горести, затем собрал дружину малую в тысячу семьсот человек из тех, кого Бог сохранил вне города. Погнался боярин за войском Батыя, настиг его в Суздальской земле, напал на татар и многое зло им учинил. Послал тогда Батый на рязанского боярина своего шурина Хостврула, боярин же рассёк его до седла. Татары пришли в ужас от такой силы и навели на него множество метательных орудий, стрелявших каменьями, насилу убив боярина. Принесли тело богатыря к Батыю, тот собрал многих своих воевод, показал на мёртвое тело и сказал: «Был бы у меня такой воин – любил бы его всем сердцем». И приказал отдать мёртвого боярина тем из его дружины, кто в живых остался.А как звали того боярина? (Евпатий Коловрат)
И было чудо великое в Смоленске. Жил в городе благочестивый юноша именем Меркурий. И явилась ему в Печорской церкви Пресвятая Богородица и повелела Меркурию выступить против татар и защитить Смоленск от Батыя. А потом надлежало Меркурию принять смерть. И плакал Меркурий, и удивлялся: почему его избрала Богородица? И облачился в доспехи, а перед ним конь явился. Поскакал Меркурий на полки Батыя, и обратил татар в бегство. Затем сложил Меркурий, как повелела Богородица, своё оружие и склонил свою голову. Появился прекрасный юноша и отсёк голову Меркурия, тот же, взяв свою главу, пошёл в Смоленск. У ворот Смоленска некая девица начала бранить безглавого витязя, Меркурий же пал на землю бездыханным. И не могли архиепископ и народ Смоленска поднять тело святого, чтобы предать погребению. А на третий день явилась наша Госпожа, Пресвятая Богородица и подняла нетленные мощи Меркурия, отнесла в церковь соборную, там положив. А святой лежал, как будто не умер, но заснул. Дивились все на это чудо, восславив Бога.Был ли взят Смоленск воинами Батыя? (Нет)
Подошёл нечестивый царь Батый к граду Большому Китежу, что стоит на берегу озера широкого Светлояр. И погрузился город в озеро, стал невидим для врагов святой Руси. Только те, кто сердцем чист, Бога боится и греха не знает, могут увидеть город Китеж и войти в него.А откуда пошло предание о незримом граде Китеже? (Это древнерусское предание было изложено старообрядцами)
Глаголют, что после нашествия Батыева князь Черниговский Михаил со своим боярином Феодором поехал в Орду к царю Батыю. А было у татар так заведено: коли кто приезжает к их царю, должен пройти промеж огней, и поклониться солнцу, и кусту, и идолам, а лишь потом идти в шатёр царя. Князь же Михаил, воспылав ревностью христианской, говорил волхвам татарским: негоже христианам поклоняться сотворённому, но надлежит поклоняться Творцу. И боярин Феодор отказался поклониться, как у язычников заведено. Узнав о том, что князь и его боярин не чтят обычай татарский, разгневался царь Батый и повелел, коли не склонится Михаил перед идолами, предать его лютой казни. Но Михаил был твёрд в словах, снял плащ свой и метнул под ноги боярам своим, просивших его не перечить Батыю, говоря: «Вот слава мира сего, коей вы жаждете». И принял Михаил мученическую смерть, а Феодор, как верный слуга, последовав за господином, также обрёл мученический венец. И были прославляемы страстотерпцы Михаил и Феодор за верность вере христианской.А для чего гости злочестивого царя Батыя должны были меж огнями проходить?(Чтобы огонь очистил от злых помыслов)
Предложенная работа по истории Отечества, видимо, предполагается как повторительно-обобщающая или в качестве контроля знаний. В данной викторине учащимся предложено только два вида заданий: определить по отрывку из источника о чем идет речь, либо ответить на вопрос, касающийся тематики предложенного отрывка. Думаю, что задания однообразны, дети, особенно 6-тиклассники быстро устанут от таких заданий, возможно, пропадет интерес.
Использование данной викторины в 10 классе, не дает возможности повторить и обобщить весь материал по данной теме, так как охвачен только поход Батыя и нашествие крестоносцев. А где же взаимоотношения Руси и Золотой Орды? Где выбор между Западом и Востоком? Где последствия ига? и пр., пр..
В заключение, хочу предложить Игорю Олеговичу доработать свою разработку методически и содержательно. Имеет смысл развести данную работу на задания для 6 класса и для 10.
На: Викторина по истории борьбы с монголо-татарским нашествием и
Предложенная работа по истории Отечества, видимо, предполагается как повторительно-обобщающая или в качестве контроля знаний. В данной викторине учащимся предложено только два вида заданий: определить по отрывку из источника о чем идет речь, либо ответить на вопрос, касающийся тематики предложенного отрывка. Думаю, что задания однообразны, дети, особенно 6-тиклассники быстро устанут от таких заданий, возможно, пропадет интерес.
Использование данной викторины в 10 классе, не дает возможности повторить и обобщить весь материал по данной теме, так как охвачен только поход Батыя и нашествие крестоносцев. А где же взаимоотношения Руси и Золотой Орды? Где выбор между Западом и Востоком? Где последствия ига? и пр., пр..
В заключение, хочу предложить Игорю Олеговичу доработать свою разработку методически и содержательно. Имеет смысл развести данную работу на задания для 6 класса и для 10.