ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ НАВЫКАМ ПИСЬМА В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД.
С первых дней обучения в школе коренным образом изменяется вся организация жизни ребенка. Это - новая обстановка и новые лица, новая форма поведения, новая систематическая деятельность - учеба. Это и определенное время за партой ( статическая нагрузка ), и сложнейшая умственная работа (умственная нагрузка). И несмотря на то что изменения в требованиях к ребенку с началом обучения очень велики, большая часть детей успешно справляется с возникающими трудностями. Период острой адаптации сравнительно легко преодолевается, т.е. дети приспосабливаются ко всему комплексу требований, что обеспечивает спокойное и успешное обучение в последующие годы.
Особые трудности в процессе обучения, особенно у первоклассников, отмечаются при письме. Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение.
Естественно, что дети с затруднениями в обучении письму осложняют работу учителя, замедляют общий темп работы класса и, как правило, ни учитель, ни родители, ни сам ребенок не удовлетворены результатами учебы. Кроме того, ребенок постоянно испытывает чувство неуверенности, неудовлетворенности, его угнетает недовольство учителя и родителей. И как следствие - у таких детей нередко развиваются различные проявления невроза, которые еще сильнее ухудшают их состояние, еще больше снижают возможность успешно освоить навык письма.
Сложность обучения письму определяется тем, что этот процесс освоения тонкокоординированного двигательного навыка ( графического ) идет параллельно с формированием орфографического навыка. Выполнение письма связано с тонкой и совершенной координацией движений пальцев, кисти, предплечья, плеча, требует длительной фиксации суставов. Письмо вызывает значительное напряжение мышц не только руки, но и туловища, так как удержание относительно неподвижной позы при письме - это очень трудная для ребенка статическая нагрузка. У первоклассников еще слабо развиты мелкие мышцы кисти, на которые падает основная нагрузка при письме, еще не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, низка выносливость к статическим нагрузкам. Вот почему практически для всех детей письмо представляет некоторое затруднение, которое обычно преодолевается без особых осложнений.
Следует обратить внимание на тех детей, у которых трудности, связанные с усвоением навыка письма, не преодолеваются до конца первого и даже второго года учебы, а, наоборот, углубляются и усиливаются от класса к классу и не могут быть преодолены без специальной помощи.
Какие же критерии плохого усвоения письма ( трудностей письма) может использовать учитель ? Как проявляются трудности усвоения навыка письма у разных групп учащихся ? Из комплекса характеристик письма можно выделить следующие ( наиболее существенные и часто встречающиеся ):
1.Нестабильность графических форм, которая проявляется в значительной вариативности ( нарушении ) определенной высоты, протяженности ( ширины ) и наклона букв; назовем эти нарушения искажением почерка. ( см. материал ' Как исправить почерк' ).
( см. материал «Как исправить неправильное написание букв» , «Замена букв по принципу оптического сходства».)
3.Несоответствие фонематического написания букв, смешение и замена одних букв
другими ( вместо б - п, д - т, г - к, и т.п.).
( см. материал «Замена букв по принципу сходства соответствующих им звуков» + карточки)
4. Пропусков букв, недописывание букв, слогов.
( см. материал «Искажение звуко-слоговой структуры слов и нарушение границ
между словами». )
5.Очень медленный темп письма.
( см. материал «Виды работ, способствующие развитию скорописи».)
6.Тремор (дрожание руки ) при письме, который проявляется в дополнительных штрихах
(дрожащих линиях), а при сильном треморе ив" бисеринках" утолщений на линиях письма.
Следует отметить, что большинство этих нарушений письма, свидетельствующих о трудности усвоения навыка встречаются не отдельно, а в комплексе, например, одновременно может отмечаться искажение почерка, неправильное написание букв, тремор, очень медленный темп.
Какие же дети могут относится к «контингенту риска» ?
1.Дети, имеющие задержку речевого развития и нарушения звукопроизношения типа дислалии, косноязычия в школьном возрасте ( часто эти дети посещали логопедический детский сад).
2.Дети с недостаточностью фонематического и периферического слуха.
3.Дети, у которых отмечаются или развиваются в течение первого года обучения функциональные нарушения со стороны нервно-психической сферы ( астеническое состояние).
4.Леворукие дети при переучивании.
5.Дети, имеющие различные виды задержки психического и моторного развития.
Какие же нарушения письма отмечаются в каждой из вышеприведенных групп и какова роль учителя в коррекции нарушений.
Недостатки устной речи, расстройства и трудности артикуляции часто превращаются в определенные трудности при письме. Если у ребенка имеются нарушения звукопроизношения ( даже слабо выраженное ), это нередко отрицательно влияет на слуховое восприятие звуков, затрудняет звуко-буквенный анализ, замедляет этот процесс, что и ведет к трудностям усвоения навыка письма. У этой группы детей наиболее часто отмечаются следующие нарушения письма: искажение почерка ( разной степени ), пропуски и замена букв, неправильное написание букв, очень медленный темп, тремор.
Если наряду с указанными трудностями отмечается замена при письме близких по артикуляции звуков ([б]- [п],[д]-[т],[г]-[к],[с]-[з],[ж]-[ш],то это может свидетельствовать о нарушении у ребенка фонематического слуха. И в первом и во втором случае прежде всего необходимы уточнение характера нарушения и коррекционная работа специалиста-логопеда . Это значит, что учитель должен не упустить такого ученика из зоны повышенного внимания, обратить на эти отклонения ( иногда и незначительные ) внимание родителей, а порой уметьубедить родителей, настоять на необходимости обратиться к логопеду для своевременной диагностики нарушений и проведения коррекционной работы. Учитель сам должен определить индивидуальный темп деятельности этого ребенка и дать ему возможность работать в этом темпе, обратить особое внимание на звуко-буквенный анализ и систематически проводить дополнительные занятия на звуко-буквенный анализ, различными способами развивать этот вид деятельности
У детей с астеническим состоянием - детей со слабым типом нервной системы - и часто болеющих детей в процессе работы быстро наступает утомление, возникают головные боли, нарушается работоспособность. Эти дети плохо сосредотачиваются при выполнении заданий, отвлекаются, бывают чрезмерно раздражительны и возбуждены или, наоборот, плаксивы, вялы, заторможены. Любое дополнительное занятие, увеличение темпа работы, ее интенсивности могут привести к резкому ухудшению состояния ребенка.
Нарушения письма у таких детей могут быть не связаны со значительными искажениями почерка ( но могут быть и сильно выражены), они как правило, не дописывают слова, искажают их, пропускают отдельные буквы, у этих детей отмчается зеркальное письмо букв и сильный тремор.
В успешной адаптации этих детей к школе и при усвоении навыка письма особенно велика роль учителя. Дифференцированный подход к этим детям предусматривает щадящий режим итемп работы, терпение, и постепенность повышения требований. Дополнительные, иногда многочасовые " переписывания * заданий дома, которые родители заставляют выполнять такогоребенка,не только не дадут желаемого результата, но и навредят. Поэтому прежде чем заподозрить ребенка в нежелании учиться, лени, разболтанности, невоспитанности ( часто именнотак характеризуются дети с астеническим состоянием ), необходимо выявить сущность имеющихся нарушений, выяснить, не является ли это проявлением его повышенной утомляемости,функциональной слабости нервной системы, не нуждается ли ребенок в лечении. Ответить навсе эти вопросы может только врач-психоневролог. После консультации психоневролога, с учетом его рекомендаций, учитель вместе с родителями может продумать тактику и методику корригирующих мероприятий.
Еще одна «группа риска» в обучении письму - леворукие дети, которых переучивают, заставляют (чаще всего это требование родителей ), писать, рисовать правой рукой. У таких детей проявляется весь комплекс нарушений почерка и трудностей при формировании навыка письма.
Задача учителя при работе с такими детьми: определить степень леворукости, дать возможность ребенку работать левой рукой, соблюдая особенности гигиенических требований к посадке, положению тетради, освещенности, способу держания ручки и с учетом его темпа.
Самое главное - при необходимости уметь убедить родителей и ребенка в нецелесообразности и неэффективности переучивания.
( см. материал «Леворукий ребёнок в школе».)
Наиболее сложную картину нарушений письма дают дети, имеющие различные проявлениявременной задержке психического развития. У этих детей трудности формирования навыкаписьма сочетаются с выраженными трудностями обучения по другим предметам, с трудностямиобщей психологической адаптации ( к классу, учебной деятельности ) и нарушениями вповедении, нарушениями памяти, внимания. Трудности письма у этих детей проявляются наиболее ярко, причем это не только сильное искажение почерка, но и искажение смысла слов, фразы; непонимание смысла слов, фразы, затруднение звуко-буквенного анализа.
В письме такого ребенка резко выражены все возможные нарушения, но на первое место выступает искажение смысла слов, фразы, недописывание букв, слов.
Таких детей в конце года надо обязательно направлять на медико-педагогическую комиссию для решения вопроса о возможности обучения в обычной школе.
Все вышесказанное убедительно доказывает, сколь многочисленны и разнообразны причины,создающие трудности при овладении навыком письма, сколь пагубно может быть их игнорирование, несвоевременное выделение и отсутствие корригирующих мероприятий. И как великароль учителя, его знаний об особенностях ребенка, внимательность и терпение при преодолении трудностей адаптации и обучения его в школе.