<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->стаканы с соком – 20 штук.
2.Актуализация
1. Вступительное слово учителя:
Вы подрастаете, придет время и вам придется общаться с разными людьми, может, быть путешествовать а, значит, есть вне дома – в кафе, ресторанах. И, как порой не удобно себя чувствует человек, приглашенный, к примеру, в кафе, не зная назначения многих из разложенных пред ним приборов. Особенно если на одну персону приходится не одна вилка и нож, а две, а если три… и все разные – вот тут утрачивается чувство комфортности, и, возможно испорчен весь вечер. Да и дома, на званом вечере нелишне умело орудовать вилкой и ножом, правильно пользоваться салфеткой.
Хотя, вы можете и возразить, что можно обойтись и без ножа, и без салфетки. Но знаете ли, сейчас столько много вкусной еды, которую удобно есть при помощи ножа и вилки, а некоторые морепродукты и вовсе специальными приборами. Очень трудно порой сказать человеку, что он не умеет правильно и красиво есть. Такое замечание часто вызывает обиду. Поэтому лучше, если человек сам овладеет этой несложной наукой.
А сегодняшний урок пополнит ваши знания о том, как красиво и правильно накрыть стол, правильно есть и пить, как пользоваться столовыми приборами, как вести себя за столом. Ведь, как и в древние времена, красиво накрытый стол – гордость любой хозяйки. А как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока? ( Выслушать мнения учащихся).
Тема сегодняшнего урока “Сервировка стола и правила поведения”.
Чтобы комфортно чувствовать себя за столом, сервированным по всем правилам, эти правила надо знать и необходимо уметь их использовать, а также уметь накрывать стол, т.е. сервировать его по всем правилам.
2. Целевые установки на урок.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с историей некоторых столовых приборов, правилами этикета, некоторыми приемами сервировки стола, научимся красиво оформлять его при помощи салфеток , и я надеюсь что полученные на уроки знания помогут вам в жизни.
3. А начнем мы с Ваших сообщений: « Из истории столовых приборов»
1. «Появление вилки ножа и столовой ложке» 2.«Столовые приборы для чая и кофе» 3.«Экзотические и другие столовые приборы»
Вы познакомились как изменялись столовые приборы, как на это влияла мода и вкусы знати того времени. А теперь давайте познакомимся:С правилами сервировки стола и столового этикета.
Слайд 1 <!--[if gte mso 9]> <![endif]-->4. Объяснение нового материала 1. Объяснение нового материала начинается с проблемного вопроса.– Какая, по вашему мнению, нам нужна посуда, при сервировке стола кухонная или столовая? (Ответ учащихся.)(столовая)Подумайте и ответьте, что вам еще понадобиться для сервировки стола?Учащиеся называют – учитель записывает на доске: (возможные варианты и корректирует по необходимости)
тарелки; ножи и вилки; салфетки; скатерть; бокалы; приборы со специями, вазы с цветами. А теперь ответьте - Что такое сервировка стола? (выслушиваем варианты ответов) Да ребята.Сервировка стола — это подготовка его к приему пищи, т.е. правильная, в определенном порядке, расстановка всех необходимых, соответствующих блюдам предметов — посуды, приборов, салфеток и др. Скажите, а какие требования необходимо соблюдать при сервировке стола? (выслушиваем варианты ответов) Итак ребята давайте сформулируем с вами необходимые требования и последовательность сервировки.
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->НЕОБХОДИМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СЕРВИРОВКЕ СТОЛА.
К обеду стол сервируется следующим образом: расставляются мелкие тарелки, на них ставятся десертные тарелки или креманки и раскладываются столовые приборы.Если Вы будете пользоваться только ложкой и вилкой, они кладутся с правой стороны тарелки. Если Вам потребуется нож, тогда вилка кладется с левой стороны, а нож и ложка – с правой. Нож кладется острием в сторону тарелки, а не в сторону соседа по столу. Чайную ложку или десертную вилку кладут над мелкой тарелкой. Суп подают либо в глубокой тарелке, либо в специальном суповом горшочке. Суп всегда подают с правой стороны. Если на ужин подается салат и горячее блюдо, то сначала ставятся мелкие тарелки, а на них – десертные. Если для горячего блюда нужен нож, то вилка кладется с левой стороны, а нож – с правой. Если же нужна только вилка, а нож необходим только для смазывания хлеба маслом, то оба прибора кладут с правой стороны. Если Вы подаете на десерт компот, в котором есть фрукты с косточками, то креманка ставится на блюдце. Чайную ложку или десертную вилку кладут над тарелкой.Бумажную салфетку складывают по диагонали и помещают с левой стороны тарелки рядом с вилкой. Если кофе или чай подается в кофейнике, чашки с блюдцами расставляются заранее. Если же чай или кофе разливаются в чашки, то они подаются на подносе, вместе со стопкой блюдец. Тогда при подаче, на каждое блюдце кладется чайная ложка.Сахар на стол подают в сахарнице с чайной ложкой или специальными щипчиками. В молочнике можно подать молоко или сливки.Слайд10Слайд11
Приборы, предназначенные для главного блюда, всегда располагаются непосредственно рядом с тарелкой. Вилка кладется с левой стороны, а нож – с правой, причем, если они гравированы, то гравировкой наверх.
Если Вы подаете главное блюдо, суп и десерт, то столовая ложка располагается с правой стороны от тарелки, рядом с ножом для горячего блюда. С левой стороны кладется вилка для горячего блюда, ставится тарелочка для хлеба, на которую кладется хлебный нож. Десертные приборы раскладываются над тарелкой.Если после супа подается рыбное, а затем мясное блюдо, то справа около тарелки кладется мясной нож, рыбный нож и ложка, а слева – мясная и рыбная вилки.
Если обед начинается с закуски, а суп является вторым блюдом, приборы располагаются следующим образом: с правой стороны кладется закусочный нож, столовая ложка и нож для горячего блюда. А с левой стороны закусочная и столовая вилки.Если перед супом подается два вида закуски, например, устрицы или улитки и мясная закуска или салат, то справа кладутся: вилочка для устриц, закусочный нож, столовая ложка и нож для горячего блюда. В этом случае слева должны лежать закусочная и столовая вилки. На закуску подается мясное блюдо, а в качестве главного блюда – рыбное, порядок сервировки - меняется: с правой стороны размещается закусочный нож, ложка и рыбный нож, а с левой стороны – вилки в соответствующей последовательности.
А как вы думаете, что придает столу особую торжественность и нарядность?(выслушиваем варианты ответов).Да ребята торжественность и нарядность праздничному столу в первую очередь придает скатерть безукоризненной чистоты, старательно выглаженная. Чтобы она не скользила и лежала ровно, под нее подкладывают тяжелую ткань. Благодаря ей также смягчается стук приборов. Края скатерти должны свисать с боков стола по 20-30 сантиметров. Скажите, а что еще кроме скатерти придает столу торжественность?(выслушиваем варианты ответов).Сервируя стол, не забудьте про салфетки. Искусно сложенные, они подчеркивают красоту праздничного стола.Ни в коем случае не используйте салфетку в качестве полотенца или носового платка! И не вытирайте ею посуду. Этим вы оскорбите хозяйку дома.Проблемное задание. Расположите этапы сервировки в правильной последовательности. Эта последовательность должна быть основана не просто на правилах, но и быть удобной. Практическая работа «Складывание салфетки различными способами»Слайд 16 -18 Инструкционно - технологическая карта. Сложите салфетки предложенными способами. Поставьте салфетку в закусочную тарелку перед собой. (Учащиеся складывают.)– Теперь, мы готовы научиться правильно пользоваться салфеткой. Итак, приступаем! (Учитель садится перед учащимися на стул и демонстрирует выполнение правил пользования салфеткой).Основное назначение салфетки состоит в том, чтобы предохранить костюм от попадания случайных капель, брызг, крошек.Правило первое:Перед едой салфетку нужно аккуратно развернуть, сложить вдвое и положить изгибом к себе на колени. – Выполняем!Закладывать салфетку краем за воротник или за лацкан пиджака больше не принято: это неэстетично и неудобно.Правило второе:Пальцы, случайно испачканные во время еды, осторожно вытирают верхней половиной салфетки, не снимая ее с колен.– Выполняем!Правило третье:Для обтирания губ салфетку берут с колен двумя руками, укорачивают путем перевертывания ее концов в ладони и, приложив середину к губам, промакивают их о верхнюю половину салфетки.– Выполняем!Вытирать губы путем скользящих движений по ним салфеткой некрасиво. Совершенно недопустимо использовать салфетку вместо носового платка или полотенца для сильно испачканных рук.Правило четвертое:По окончании еды салфетку не следует тщательно складывать, пытаясь придать первоначальный вид, а просто аккуратно положить справа от своей тарелки.– Выполняем!Не рекомендуется вешать салфетку на спинку стула или класть на его сиденье. Почему?Давайте поговорим о правилах пользования столовыми приборами. И запомним основные правила. Слайд19-20 .А вот некоторые полезные советыСлайд 21Правила столового этикета Слайд22:
Повторение. Подведение итоговВикторина.
1. Назовите отличие скатерти и салфеток для чайного стола.2. С какой целью подстилают фланелевую ткань под скатерть? 3. Почему, выходя из-за стола, нельзя класть салфетку на сиденье стула?4. Как вы понимаете, что сервировка стола должна быть эстетичной? 5. Когда еда закончена, следует ли придавать салфетке первоначальный вид перед тем, как выйти из-за стола.Спасибо за урок. Вы все сегодня молодцы.
Предмет :Технология
Класс: 5
Название темы: Сервировка стола и правила поведения
Автор: Захарова Людмила Алексеевна учитель технологии МОУ СОШ №18 поселка Паркового муниципального образования Тихорецкий район Краснодарского края
Роль и место данной темы в курсе:
Тема изучается в 5 классе в рамках модуля «Кулинария»
Использование компьютера при подготовке учителя к уроку:
Используется сканер и средства программыMicrosoftWordиMicrosoftPowerPointдля подготовки мультимедийных презентаций.
Размещено ср, 12/05/2010 - 19:33 пользователем Елена Викторовна Орешникова.
Уважаемая Людмила Алексеевна! Большое спасибо за предаставленные материалы! Очень хорошая презентация. Обязательно воспользуюсь на уроке. Желаю Вам дальнейших творческих успехов. Елена Викторовна Орешникова.
На: Сервировка стола и правила этикета
Уважаемая Людмила Алексеевна! Большое спасибо за предаставленные материалы! Очень хорошая презентация. Обязательно воспользуюсь на уроке. Желаю Вам дальнейших творческих успехов. Елена Викторовна Орешникова.