1. Проверка знаний учащимися текста произведения и их умения анализировать литературное произведение с использованием электронных образовательных технологий.
2.Формирование представлений учащихся о культурном и историческом контексте, представленном в пьесе А.Н.Островского.
3.Формирование мировоззренческих установок и воспитание интереса к национальным культурным ценностям.
Демонстрируется слайд №3
Оборудование:
1.Компьютер, экран, проектор, авторская разработка урока-обобщения по пьесе А.Н.Островского «Бесприданница»
2. Экранизация пьесы - фильм Э. Рязанова «Жестокий романс» (опыт показывает, что сфильмом рекомендуется познакомиться до обсуждения пьесы вклассе с целью более эмоционального восприятия произведения)
3.Учебно-методический комплекс по программе В.Я.Коровиной.
Ожидаемые результаты:
1.Обобщение знаний и умений учащихся по анализу литературного
произведения.
2.Выполнение учащимися требований стандарта по литературе для 10 класса.
3.Развитие у учащихся навыков работы с электронной презентацией
с целью использования ее для самостоятельной работы
Этапы урока:
I.Организационный момент (пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения). 5мин.
II. Актуализация и обобщение изученного материала 25 мин
III.Проверка знаний учащихся на основе беседы по тестам и вопросам с использованием материала презентации на экранах ПК и большом экране.
15 мин.
IV. Домашнее задание
Описание конспекта урока с четкими указаниями использования материалов электронного сопровождения
1.Введение
Беседа по итогам изученного материала. Сопоставительный анализ – характеристика двух героин А.Н. Островского – Катерины и Ларисы.
Демонстрируется слайд №4
Ход урока:
2.Актуализация и обобщение изученного материала
Сообщения учащихся о творческом пути драматурга.
Особенности творчества А. Островского в 1870-1880 гг.
Для творчества этого периода характерны:
-устойчивые темы;
-штрихи к психологической физиономии русского характера;-усиление социальных и политических обобщений, с одной
стороны, углубление лиризма, обращение к общечеловеческим ценностям, с другой стороны;
-повышенное внимание к незащищённому человеку, резковыделяющемуся моральными качествами, сложным духовным миром;
- фольклор сменяет классическая литература (Паратов, например, цитирует «Гамлета»);
- народная песня вытесняется романсом (Лариса поёт романсБоратынского «Не искушай менябез нужды»).
2.1.Обсуждение эволюции его творчества с привлечением цитируемого материала слайда.
Демонстрируется слайд № 5
2.2.Проверка домашнего задания : работа с таблицей по цитатным характеристикам героев. Жизненная позиция «значительных лиц в городе».
Купцы из мелких торговцев становятся миллионщиками, завязывают международные связи, получают европейское образование.Купеческие характеры утончаются и усложняются. Это теперь культурный буржуа-предприниматель.
Какова жизненная позиция Кнурова, Вожеватова и Паратова?
Демонстрируются слайды № 6
Итак, мы видим, что купцы пореформенной России далеко отличаются от бородатых купцов-самодуров. Многие из дельцов последнего времени изучали финансовое дело, знают тайны банковских операций. В отличие от замоскворецких первонакопителей, они изучили и изучают европейский опыт обогащения. Не случайно Кнуров, бывая в Бряхимове, по преимуществу молчит: нетинтересных собеседников. Разговаривать он ездит за границу, иногда в Петербург или Москву. Чтобы быть в курсе дела, владельцыприисков, пароходов, фабрик посещают промышленные выставки вПариже, читают европейские газеты, ищут общества дипломатов. Есть среди них ценители искусства.
Кнуров как будто бы заботится о Ларисе, предлагая свою помощь и расспрашивая её мать, достаточно ли она подумала, выдаваядочь за бедного человека. В действительности же он выясняет, нельзя ли этим «добропорядочным» путём При содействии матери сделать девушку своей любовницей. Как и патриархальные самодуры, эти люди никогда не отказываются от своих желаний, жестоки вдостижении цели.
Демонстрируется слайд № 7
2.3. Образ С. Паратова. В чём заключается сложность характера Паратова?
-В нём отражён парадокс широты русского человека: идеал уживается с величайшим безобразием; душевные взлёты завершаются торжеством трезвой прозы.
-Паратов - прекрасно смоделированный образ живого человека, который сам вершит свою судьбу, имея и свои пороки, и своиположительные черты. Положительность этого образа заключается вшироте его души, твёрдости и решимости в совершении жизненных шагов. Черты, свойственные исконно русскому характеру.
- При общении с людьми держится на уровне, соответствую щем статусу «блистательного барина». Паратов побеждает, ошиба- ется, грешит и сам себя прощает... Сила этого образа в его противоречии.
Демонстрируется слайд № 8
2.4. Идейное содержание
Основная идея «Бесприданницы» состоит в утверждении того,что в обществе властвует бессердечный «чистоган», превращающийнеимущего - в одержимого ненасытной жаждой наживы, обогащения. Быть сознающей себя личностью и не иметь возможности проявить её - таково то трагическое положение, в котором оказывался в этих условиях человек, лишённый материальной обеспеченности. Здесь торжествуют «идолы», подобные миллионеру Кнурову, с их цинизмом, волчьей хваткой, и гинут, вступая в неравную борьбу,честные люди. Справедливо высказывание А. И. Ревякина, что «длясюжетов своих пьес Островский избирал не мелкие бытовые фактыи события, а наиболее значительные, типические, общеинтересные,способные трогать миллионы людей из самых разнообразных общественных слоев...».
Демонстрируется слайд № 9
2.5. Характеристика Ларисы(по тексту и учебнику).
Ответы учащихся:
-Вот авторская характеристика, данная посредством ремарки:«Лариса - молодая девушка, одетая богато, но скромно».
-У окружающих она вызывает уважение и восхищение. Кнуров говорит о ней: «Приятно с ней одной почаще видеться, без помехи...» Или: «Лариса создана для роскоши...»
-Его мнение разделяет и давний друг Ларисы - Вожеватов: «Барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поёт, обращение свободное, оно и тянет». Он рассказывает Кнурову историю любви Ларисы к Паратову: «А уж она его любила, чуть неумерла с горя. Какая чувствительная!»
-Лариса не умела прятать от других свои чувства. Кнуров оней говорит: «Не глупа, а хитрости в ней нет. К кому расположена,нисколько этого не скрывает».
-В разговоре она открыта и прямолинейна. Всегда имеет своёмнение. Не любит, когда ей указывают. Когда Карандышев ей запрещает петь, она возмущается: «Вы запрещаете? Так я буду петь,господа».
-Торг за Ларису охватывает всех мужчин - героев пьесы. Вокруг неё образуется целый круг претендентов. Но что они ей предлагают? Кнуров и Вожеватов - содержание. Карандышев - положение честной замужней женщины и унылое существование. Паратов хочет с шиком провести последние дни холостяцкой свободы. Лариса для него просто сильное увлечение, Кто не увлекался? Такова егофилософия.
- Главное же для Ларисы - любовь. Она полностью доверяет
своему избраннику и готова следовать за ним хоть на край света:
«Паратов. Сейчас или никогда.Лариса.Едемте.
Паратов.Как, вы решаетесь ехать за Волгу?Лариса. Куда вам угодно».
И ни уговоры матери, ни укоры будущего мужа не могутудержать её от возможности быть рядом с любимым: «Всякие цепи - не помеха! Будем носить их вместе, я разделю с вами эту ношу,большую половину тяжести возьму на себя».
-Лариса поёт Паратову романс на стихи Боратынского «Не искушай меня без нужды». В духе этого романса воспринимает Лариса и характер Паратова, и свои отношения с ним. Для неё существует только мир чистых страстей, бескорыстной любви, очарования.
Демонстрируются слайды № 10,11,12,13
Но прозрение наступает. Самое глубокое разочарование дляЛарисы - это то, что все люди относятся к ней, как к вещи. «Вещь...да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя... я вещь!» Ей хотелось совсем другого: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я невидела сочувствия, не слыхала тёплого, сердечного слова. А ведь такжить холодно...»
Демонстрируется слайд №16
Лариса сама не способна на более решительный шаг, но выстрел Карандышева воспринимается ею как благодеяние. Это, наверное, единственный поступок, совершённый не по расчёту,единственное проявление живого чувства. Лариса умирает со словами прощения на устах: «Милый мой, какое благодеяние вы для менясделали! Пистолет сюда, сюда на стол! Это я сама...сама... Ах, какое благодеяние!»
Демонстрируются слайды № 17,18
3. Этап урока : Проверка знаний учащихся
3.1.Обсуждение высказывания Ф.М.Достоевского о русской женщине.
Демонстрируется слайд № 19
3.2.Итоговое собеседование
Демонстрируется слайд №20
На основе изученного материала сделайте вывод о проблематике и пафосе пьесы.
Демонстрируется слайд №21
Приложение
Слайд № 22
4.Домашнее задание
Подготовка к сочинению по творчеству А,Н.Островского.