Методика организации учебного процесса с использованием современных средств ИТ и ЭОР
Выберите действие:
Многие учителя еще, по старинке, носят стопки ученических тетрадей, чертят на ватмане-"простыне" расписание уроков и слушают заунывные рекомендации опытных методистов "райметодкабинетов", но мы с Вами здесь для того, чтобы понять и принять новые условия профессиональной деятельности, адекватные XXI веку, применить новые возможности в образовательной практике, сделав образовательный процесс эффективнее, удобнее, интереснее.
Друзья, мы приветствуем Вас на online-семинаре "Методика организации учебного процесса с использованием современных средств информационных технологий и электронных образовательных ресурсов" и надеемся на продуктивную работу! В первой теме мы познакомимся друг с другом и курсом, осмыслим тему тренинга и технологию прохождения семинара.
Семинар будем вести мы - его авторы, Сергей Буланов и Илья GaVрилин, это мы на фотографии кладем пальцы в рот матерым участникам тренингов
Искренне надеемся, чтообщениена семинаре для Вас будеткомфортным, арезультатыработыпрактически значимыми. Работать мы с Вамибудем в среде социальной сети "Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества", а также во всех изучаемых средах. А теперь переходим к знакомству с курсом.
В современном образовании портфолио рассматривается как один из основных образовательных трендов последнего десятилетия, идея портфолио выступает существенным элементов модернизации образования во всем мире. Создавая портфолио учащийся получает возможность рефлексии динамики и направленности личностного развития в процессе образовательной деятельности. В Национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА» технология портфолио рассматривается в качестве перспективной технологии оценивания, в том числе, ставится задача "отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся (ученические портфолио) при приеме в вузы", совершенствовать систему аттестации педагогических кадров. Портфолио учащегося позволяет оценить динамику образовательных достижений (в том числе, самооценка), увидеть индивидуальный образовательный маршрут, презентовать образовательные достижения потенциальному работодателю. Профессиональное портфолио педагога - динамичная коллекция профессиональных достижений, содержащая постоянно обновляемые данные о профессиональных достижениях педагога. Профессиональное портфолио педагога - основа для рефлексии профессиональной деятельности, потребности в повышении квалификации, основа для оценки профессионального мастерства работодателем (в том числе, потенциальным). Сегодня становится очевидным, что, при оценивании образовательных или профессиональных достижений, сравнивать субъект оценивания необходимо не с коллегами, а с собственными ранее достигнутыми результатами. Реализовать подобный подход позволяет технология "Портфолио".
Прежде, чем мы приступим к изучению второго модуля, предлагаем Вам определиться с выбором учебного курса, для поддержки которого Вы и будете использовать дистанционные образовательные технологии. Этот курс должен быть Вам хорошо знаком, он должен лежать в сфере Ваших профессиональных интересов. В результате тренинга в Вашем персональном портфолио должны собраться различные примеры использования ДОТ в рамках одного конкретного учебного курса - это обеспечит целостность восприятия содержания тренинга.Во второй теме мы рассмотрим инструменты, позволяющие дифференцировать учащихся по определенным признакам до начала учебного занятия.Современные образовательные технологии позволяют выстраивать учебный процесс, ориентируясь на индивидуальные образовательные потребности каждого обучаемого. Определение индивидуального образовательного маршрута освоения программы учебного курса, предварительный выбор вариативных модулей учащимися и в зависимости от их выбора комплектование учебных групп – осуществляется непосредственно до начала обучения путем самозаписи учащихся на интересующие их вариативные модули программ. Самозапись возможно реализовать в вики-среде (коллективный гипертекст), документах Google, Microsoft Office Live Workspace. В этих же средах возможна организация диспутов, круглых столов, мастер-классов в формате баркемпа (barcamp) по предварительной самозаписи обучающихся и определения в результате самозаписи значимых для них тем. Интересными возможностями обладают интернет-планеры, календари(http://www.google.com/calendar, http://www.campus.ru/planer).Планер (календарь) позволяет размещать объявления, планировать свою личную или коллективную учебную деятельность, приглашать на учебные события слушателей курсов, осуществлять логистику курсов и пр.Вики. Пожалуй, лучше всего, о вики-среде рассказано в данном ролике: В технологии Вики используется специальная Вики-разметка, познакомиться с которой можно тут.Более подробно остановимся на сервисах и инструментах Google, Campus, Office live.
Третья тема посвящена диагностике (входной, выходной, текущей) уровня компетентности обучающихся. Возможность входной диагностики в интернет среде непосредственно до начала обучения позволяет организаторам обучения сформировать гомогенные по уровню компетентности группы и адаптировать программы обучения под специфику каждой конкретной группы. Текущая и итоговая диагностики позволяют обучающимся отрефлексировать собственные образовательные достижения на фоне достижений соучащихся. Проведение выходной диагностики спустя некоторое время после окончания обучения помогает оценить «сухой остаток», остаточные знания . Анкету можно создать, используя различные сервисы, мы остановимся подробнее на самых распространенных.
Рефлексия образовательной деятельности. Блоги (http://ru.wikipedia.org/wiki/Блог) являются удобной формой рефлексии учебных достижений обучающихся, позволяют осмыслить содержание программы в контексте собственного развития. Возможны ситуации, в которых рефлексивные блоги впоследствии перерастают в сообщества, это происходит в тех случаях, когда в процессе обучения большое значение уделяется командной работе и блоги становятся естественной средой для послекурсового общения учащихся. Кроме блогов, рефлексия возможна в вики (например: http://resource.ippk.ru/mediawiki/index.php/Рефлексия_"И_это_всё_о_них"), в социальных сетях (например: http://www.campus.ru/campuses/campus.vipbal5, http://www.openclass.ru/node/2747). Мы с Вами создадим рефлексивный блог образовательных достижений, поэтому, я предлагаю познакомиться с Блоггером и ЖЖ.
Проектная деятельность. У большинства педагогов сложился стереотип, что телекоммуникационные проекты с детьми можно проводить исключительно в вики-среде (коллективный гипертекст) или вообще только на специальных сайтах образовательной направленности. На самом деле, телекомуникационные образовательные проекты могут быть реализованы в большинстве существующих ныне сервисов web 2.0. Выбор сервиса, сетей в каждом конкретном случае зависит от особенностей самого проекта и целевой аудитории. Наиболее удобны для организации сетевой проектной деятельности социальные сети, представляющие собой совокупность инструментов сетевого взаимодействия. Примеры: В контакте: http://vkontakte.ru/club18056270 facebook: http://www.facebook.com/?ref=home#!/group.php?gid=188350318636&v=wall Campus: http://www.campus.ru/campuses/campus.kom_t Открытый класс: http://www.openclass.ru/communities/109052 Вики: http://wiki.edc.samara.ru/index.php/Городской_межшкольный_Интернет-проект_"Эхо_войны-2010" Выбирая ту или иную социальную сеть, мы должны ориентироваться на "защищенность" сети от некорректного контента, популярности у целевой аудитории, наличия необходимого инструментария. Разработка телекоммуникационного проекта - сложная методическая задача, "достойная" отдельного тренинга. Наша задача в текущем тренинге - сравнить инструменты различных социальных сетей с позиции организации проектной деятельности. Задание: Создайте в любых, известных Вам, трех социальных сетях сообщества (группы, кампусы и пр.) поддержки Вашего учебного курса. В рефлексивном блоге сравните инструменты выбранных Вами социальных сетей с позиции удобства функционала для организации проектной образовательной деятельности. Зарегистрируйтесь в социальной сети "centersot" http://community.centersot.org/. Вступите в группу "centersot" и на "стене" группы проинформируйте о создании Ваших сообществ (в формате новости). Познакомьтесь с результатами работ Ваших коллег. Оставьте комментарии по данной теме не менее чем к трем блогам Ваших коллег.
Взаимодействие с учащимися в режиме реального времени. Проводим вебинар. Казалось-бы, а вебинары-то зачем нужны в очном обучении? Тем не менее, вспомните о карантинах по гриппу и другим малоприятным эпидемиям, зимних морозах. В конце концов просто посмотрите ролик и представьте себя в красном купальнике (для мужчин последняя фраза не является учебным заданием). Итак, что нам нужно для вебинара: Выстыпающему: компьютер, Интернет, микрофон, наушники и веб-камера. Слушателям и того меньше: компьютер, Интернет, наушники. Все это должно быть подготовлено и протестировано заранее, до начала вебинара. Убедитесь в том, что Интернет оплачен, будет работать стабильно, со скоростью не ниже 512 кб\сек. Подготовка вебинара: Подготовьте для участников список аппаратно-программного обеспечения, необходимого для участия в вебинаре. Протестируйте программное обеспечение. Обязательно проведите промовебинар, в рамках него Вы сможете познакомить потенциальных участников с программой вебинара, договориться о правилах поведения на вебинаре, а также отладить возможные технические неисправности. Не забудьте пригласить на вебинар директора школы, пусть он будет в шоке от Ваших компетенций :) Консультируем учеников. Вебинар позволяет транслировать себя любимого на всех Ваших учеников одновременно. Однако, существует огромное количество сервисов, предполагающих общение tet-a-tet, это - Skype, ICQ, Google talk и другие. Предлагаем Вам познакомиться и с этими сервисами.
Мониторинг качества образования. Современные целевые установки системы образования, озвученные в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", а также основополагающих стратегических документах Министерства образования и науки РФ, предопределяют необходимость переосмысления подходов к мониторингу качества образовательной деятельности, детерминируют развитие инструментов мониторинга на основе IT-технологий, адекватных современному состоянию информационного общества. Сегодня стало очевидным, что проблемы объективности и всеохватности статистики образования не могут быть решены без IT-технологий. В должностные обязанности учителя включен компонент, обязывающий фиксировать статистику в цифровом виде. Об одной из современных технологий мониторинга качества образования - "Портфолио", мы уже говорили в самом начале тренинга. Следует отметить, что более традиционные для российской школы подходы к оцениванию образовательной деятельности, тоже могут быть реализованы с помощью современных интернет-технологий. Речь идет о электронных журналах, дневниках, АСУ. Примерами подобных сервисов могут служить "Дневник.ру" и "Мониторинг образовательных достижений". Где еще можно почитать о системах мониторинга образовательных достижений: "Вопросы интернет-образования" Сообщество "centersot" Педсовет.org
Создайте анкету в любом из рассматриваемых сервисов, разместите на нее ссылку в базу данных. Предложите участникам семинара пройти анкетирование. Поместите ссылку на анкету в портфолио.