Читая это предложение, трудно удержаться от улыбки: получается, что петухи сначала возвестили своим кукареканьем начало дня, а потом они же, а не пастух, заиграли на рожке.
-Какое перед нами предложение?
(простое предложение с однородными сказуемыми, соединенными союзом и)
- Чего не хватает в этом предложении, чтобы мы всё правильно поняли?
(не хватает запятой между частями сложного предложения перед союзом и, который будет соединять два простых предложения в составе сложного)
Петухидавно пропели, и играют на рожке.
Правильно. Теперь у нас получилось не простое предложение с однородными сказуемыми, а сложное предложение. И теперь всё понятно.
- Ребята, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
(Сложносочиненное предложение)
II. Изучение нового материала.
- Давайте вспомним, что мы называем сложносочиненным предложением и какие знаки препинания при нем ставятся.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0e7e0ec9-e75b-486e-9a2d-e67e9db0f374/[RUS9_203]_[TD_174].htm
Вывод:эти предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами.
Отработка умения определять тип союза (по группам):
- Каковы же значения сложносочиненных предложений? Вывод о том, какие отношения могут быть между частями сложносочиненного предложения, формируется классом и подтверждается путем открытия вложений гипертекстового определения: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/597eef16-f9a5-4790-832c-80ad7589b46c/[RUS9_203]_[IA_173].swf
III.Закрепление изученного на первом этапе урока.
- Запишите предложения, выделите в них грамматические основы, определите, какая смысловая связь существует между простыми предложениями в составе сложносочинённых, с помощью каких союзов она выражается. (попробуем переставить предложения местами)
1)Было уже часов десять, и над садом светила полная луна. (одновременность)
2)Сучок хрустнул, и ветка обломилась. (последовательность)
3)В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы. (сопоставление)
4)То тихо откроется калитка, то скрипнет дверь. (чередование)
Вывод 1Союзы в сложносочинённом предложении, выражая связь между простыми предложениями, не входят ни в одно из них, а располагаются между ними. Поэтому при перестановке простых предложений союз остаётся между предложениями.
Вывод2 Возможность перестановки позволяет установить смысловое равноправие простыхпредложений по отношению друг к другу. Итак, наличие сочинительного союза и смысловое равноправие простых предложений – два основных грамматических признака сложносочинённого предложения.
IV. Проблемный вопрос: «Всегда ли нужно ставить запятую в сложносочиненном предложении?»
- Сильные и средние ученики изучают самостоятельно «Учебный словарь» и делают выводы совместно с учителем, объясняя слабым, в каких случаях запятая между частями ССП не ставится. Ответы подкрепляются примерами из словаря.
Пока сильные и средние ученики изучают «Учебный словарь», слабые выполняют следующие задания:1. Подкрепите текст примерами. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/afde6305-4ab2-46db-8771-ab2fe2324120/[RUS9_203]_[QS_186].html 2. Вариант 1, 2 «Союзы и значения ССП».
По уроку делается обобщение и вывод. В оставшееся время ученики выполняют контрольный тест из раздаточного материала.
V. Тест.
Iвариант
Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.
А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.
Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.
В. Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.
Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.
1. укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.
А.Б. В. Г.
2. укажите сложносочинённые предложения.
А. Б.В. Г.
3. строение какого предложения соответствует схеме:
[неопределённо-личное], и [безличное]?
А.Б.В.Г.
Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение
То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка?
А. одновременность явлений.
Б. последовательность
В.чередование
Г. Противопоставление
5. Найдите предложение с союзом однако (знаки препинания не проставлены).
А.В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.
Б. В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.
IIвариант
Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.
А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.
Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.
В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.
Г. Я подошёл к берегу моря, всё глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.
1. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.
А. Б. В. Г.
2. укажите сложносочинённые предложения.
А. Б.В. Г.
3. строение какого предложения соответствует схеме:
[определённо-личное], и [двусоставное]?
А.,Б.,В.,Г.
4.Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение
Первые паровозы потрясли моё воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины?
А. одновременность явлений.
Б.последовательность
В. чередование
Г. Противопоставление
5. Найдите предложение с союзомтоже.
А.Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то (же) добирались долго.
Б. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в то (же) село.
(Если останется время, сделать взаимопроверку теста, поставить оценки)
Ответы на тест:
Iвариант – 1-А; 2-А. Б.; 3-Б.; 4-В.; 5-А.
IIвариант – 1-Б., Г.; 2-А.,Б.; 3-А.; 4-Б.; 5-А.
VI. Домашнее задание:
1.Слабые ученики: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78b143b5-b355-43d9-808c-66d6abbebeeb/[RUS9_204]_[IM_196].swf + теория и упр. Из учебника.
Сильные ученики: Обеспечить новым набором примеров гипертекстовое определение «Сложносочиненное предложение», пользуясь учебным словарем «Запятая перед одиночными союзами и, или в сложносочине
ТИХОНОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА. СЦЕНАРИЙ УРОКА. Задание-2.
Тема урока: «Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении».
Цель урока:
· Повторить ранее полученные знания по данной теме.
· Показать смысловые отношения в сложносочинённом предложении, повторить сочинительные союзы;
· Способствовать совершенствованию умения отличать сложносочинённое предложение.
· Развивать речь, стимулировать творческую активность детей.
· Развивать умения и навыки в решении проблемных задач на основе поисковой деятельности.
Задачи урока:
· активизировать знания по теме;
· установить связь с общей темой «Сложные предложения»;
· проверить степень сформированности представлений учащихся о сложносочиненном предложении и сочинительной связи;
· выявить в ходе обсуждения все случаи, когда запятая не ставится в сложносочиненных предложениях;
· осуществить текущий контроль сформированности умений и навыков постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении;
· организовать самостоятельную тренировочную работу.
Тип урока: урок изучения нового материала. Формы урока: аудиторная, коллективная под руководством учителя, самостоятельная индивидуальная и групповая.
Оборудование урока: интерактивная доска, компьютерный класс, мультимедиа.
Список электронных ресурсов:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0e7e0ec9-e75b-486e-9a2d-e67e9db0f374/[RUS9_203]_[TD_174].htm
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/597eef16-f9a5-4790-832c-80ad7589b46c/[RUS9_203]_[IA_173].swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ef8784fb-f179-4616-840d-f15f8dd6d9b7/[RUS9_203]_[IM_180].swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/468a45ac-28b6-41f2-a355-69b382fce59b/[RUS9_203]_[IM_181].swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1c807772-3c8f-4855-858f-f3fa7996f159/[RUS9_203]_[IM_182].swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/70f5a03e-3bf4-4da8-8f42-b6d9247883b5/index_listing.html
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/afde6305-4ab2-46db-8771-ab2fe2324120/[RUS9_203]_[QS_186].html
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78b143b5-b355-43d9-808c-66d6abbebeeb/[RUS9_204]_[IM_196].swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4d5a59c4-0760-4f5d-9f08-17c1f2d5ad93/[RUS9_204]_[TD_212].htm
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/89af42c5-9d83-4e9c-9afb-88f0198b3a05/index_listing.html
Ход урока:
Объявление темы, постановка цели урока.
Посмотрите на предложение, написанное на доске.
Петухи давно пропели и играют на рожке.
Читая это предложение, трудно удержаться от улыбки: получается, что петухи сначала возвестили своим кукареканьем начало дня, а потом они же, а не пастух, заиграли на рожке.
-Какое перед нами предложение?
(простое предложение с однородными сказуемыми, соединенными союзом и)
- Чего не хватает в этом предложении, чтобы мы всё правильно поняли?
(не хватает запятой между частями сложного предложения перед союзом и, который будет соединять два простых предложения в составе сложного)
Петухи давно пропели, и играют на рожке.
Правильно. Теперь у нас получилось не простое предложение с однородными сказуемыми, а сложное предложение. И теперь всё понятно.
- Ребята, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
(Сложносочиненное предложение)
II. Изучение нового материала.
- Давайте вспомним, что мы называем сложносочиненным предложением и какие знаки препинания при нем ставятся.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0e7e0ec9-e75b-486e-9a2d-e67e9db0f374/[RUS9_203]_[TD_174].htm
Вывод: эти предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами.
Отработка умения определять тип союза (по группам):
1.группа:http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ef8784fb-f179-4616-840d-f15f8dd6d9b7/[RUS9_203]_[IM_180].swf
2группа:http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/468a45ac-28b6-41f2-a355-69b382fce59b/[RUS9_203]_[IM_181].swf
3группа:http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1c807772-3c8f-4855-858f-f3fa7996f159/[RUS9_203]_[IM_182].swf
- Каковы же значения сложносочиненных предложений? Вывод о том, какие отношения могут быть между частями сложносочиненного предложения, формируется классом и подтверждается путем открытия вложений гипертекстового определения: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/597eef16-f9a5-4790-832c-80ad7589b46c/[RUS9_203]_[IA_173].swf
III. Закрепление изученного на первом этапе урока.
- Запишите предложения, выделите в них грамматические основы, определите, какая смысловая связь существует между простыми предложениями в составе сложносочинённых, с помощью каких союзов она выражается. (попробуем переставить предложения местами)
1) Было уже часов десять, и над садом светила полная луна. (одновременность)
2) Сучок хрустнул, и ветка обломилась. (последовательность)
3) В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы. (сопоставление)
4) То тихо откроется калитка, то скрипнет дверь. (чередование)
Вывод 1 Союзы в сложносочинённом предложении, выражая связь между простыми предложениями, не входят ни в одно из них, а располагаются между ними. Поэтому при перестановке простых предложений союз остаётся между предложениями.
Вывод 2 Возможность перестановки позволяет установить смысловое равноправие простых предложений по отношению друг к другу. Итак, наличие сочинительного союза и смысловое равноправие простых предложений – два основных грамматических признака сложносочинённого предложения.
IV. Проблемный вопрос: «Всегда ли нужно ставить запятую в сложносочиненном предложении?»
- Сильные и средние ученики изучают самостоятельно «Учебный словарь» и делают выводы совместно с учителем, объясняя слабым, в каких случаях запятая между частями ССП не ставится. Ответы подкрепляются примерами из словаря.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4d5a59c4-0760-4f5d-9f08-17c1f2d5ad93/[RUS9_204]_[TD_212].htm
Пока сильные и средние ученики изучают «Учебный словарь», слабые выполняют следующие задания:1. Подкрепите текст примерами. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/afde6305-4ab2-46db-8771-ab2fe2324120/[RUS9_203]_[QS_186].html 2. Вариант 1, 2 «Союзы и значения ССП».
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/70f5a03e-3bf4-4da8-8f42-b6d9247883b5/index_listing.html
Вывод:
Чтобы правильно расставить знаки препинания в ССП, нужно знать и уметь:
· Определять вид сложных предложений;
· Составлять схемы предложений;
Весь класс выполняет задание «Знаки препинания в ССП».
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/89af42c5-9d83-4e9c-9afb-88f0198b3a05/index_listing.html
По уроку делается обобщение и вывод. В оставшееся время ученики выполняют контрольный тест из раздаточного материала.
V. Тест.
I вариант
Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.
А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.
Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.
В. Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.
Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.
1. укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.
А. Б. В. Г.
2. укажите сложносочинённые предложения.
А. Б. В. Г.
3. строение какого предложения соответствует схеме:
[неопределённо-личное], и [безличное]?
А.Б.В.Г.
То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка?
А. одновременность явлений.
Б. последовательность
В. чередование
Г. Противопоставление
5. Найдите предложение с союзом однако (знаки препинания не проставлены).
А. В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.
Б. В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.
II вариант
Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.
А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.
Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.
В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.
Г. Я подошёл к берегу моря, всё глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.
1. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.
А. Б. В. Г.
2. укажите сложносочинённые предложения.
А. Б. В. Г.
3. строение какого предложения соответствует схеме:
[определённо-личное], и [двусоставное]?
А., Б.,В.,Г.
4.Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение
Первые паровозы потрясли моё воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины?
А. одновременность явлений.
Б. последовательность
В. чередование
Г. Противопоставление
5. Найдите предложение с союзом тоже.
А. Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то (же) добирались долго.
Б. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в то (же) село.
(Если останется время, сделать взаимопроверку теста, поставить оценки)
Ответы на тест:
I вариант – 1-А; 2-А. Б.; 3-Б.; 4-В.; 5-А.
II вариант – 1-Б., Г.; 2-А.,Б.; 3-А.; 4-Б.; 5-А.
VI. Домашнее задание:
1. Слабые ученики: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78b143b5-b355-43d9-808c-66d6abbebeeb/[RUS9_204]_[IM_196].swf + теория и упр. Из учебника.
Сильные ученики: Обеспечить новым набором примеров гипертекстовое определение «Сложносочиненное предложение», пользуясь учебным словарем «Запятая перед одиночными союзами и, или в сложносочине