ПРОГРАММА
Клуб любителей песни
Р О Д Н И Ч О К
Для учащихся 1-9 классов.
Срок реализации программы 1 год.
Педагог дополнительного образования
Татаринова Виктория Романовна.
МОУ СШ №40
г.Петропавловск – Камчатский
2007г.
Содержание.
1. Пояснительная записка…………………………………………..
Цели и задачи.................................................................................
Особенности программы
Режим организации занятий
2. Учебно-тематический план………………………………………
3. Содержание занятий ……………………………………………..
4. Методическое обеспечение……………………………………..
5. Список литературы…………………………………………….
Пояснительная записка.
Программа по вокалу клуба любителей песни РОДНИЧОК основана на программе для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, утвержденной Министерством Просвещения 1981г., подготовленной отделом внеклассной и внешкольной работы Главного управления школ Министерства Просвещения под общей редакцией В.И.Лейбсона, составлена на основе многолетнего опыта работы в качестве педагога дополнительного образования
Данная программа ориентирована на вокально-хоровую работу с детьми; воспитание общей музыкальной культуры; на привитие начальных навыков в искусстве и направлена на социализацию личности подростка.
Считаю занятия вокальным пением целесообразными, т.к. через исполнение песен у ребенка пробуждается любовь к Родине, окружающему миру.
Новизна программы заключается в том, что:
- формирование первоначальных вокально-хоровых навыков и умений у детей включают в себя изучение элементы музыкальной грамоты и хороведческой терминологии;
- дети свободно исполняют выбранные произведения;
- в условиях клуба любителей песни дети обучаются вокалу с элементами эстрадного пения, также имеется возможность в организации малых исполнительских форм (дуэты, трио), ансамблей;
- Расширяются познания в области музыкального искусства.
- создаются благоприятные условия для творческой деятельности .
- произведения исполняются как под аккомпанемент инструмента, так и под фонограммы;
- популяризация хорового искусства в школьной среде и за ее пределами дает возможность привлечь в творческую деятельность как можно больше детей с различной степенью подготовленности и одаренности;
- развивать успешность детей через воспитание уверенности и участие в
концертной деятельности
- учащиеся имеют возможность получить дополнительные вокальные навыки, что поможет им в жизни при выборе профессии;
Актуальность реализации программы заключается в том, что занятия по вокалу дают одинаковые возможности детям:
- проявить свои творческие способности;
- быть замеченными и чувствовать себя частицей единого творческого процесса;
- принимать участие в школьных мероприятиях;
- накапливать и использовать обширный и разнохарактерный репертуар;
- снимать физические и психические перегрузки.
В нашей стране, в период бурного экономического роста, стало популярным обучение детей вокалу. Каждая семья теперь имеет возможность обеспечить не только полноценный досуг, но и обучение своего ребенка по направлениям: вокал, ансамбль и хоровое пение.
Особенностью программы является:
-добровольность и свобода выбора
-сотрудничество, взаимопонимание, педагогическая поддержка.
Поэтому реализация данной программы является целесообразной и педагогически оправданной.
Вокально-хоровая работа с детьми ставит перед собой определенные цели и задачи.
Цель: заложить основы вокально-хоровых навыков и умений, формирование художественного вкуса в условиях общеобразовательной школы, организация досуга детей, участие в школьных мероприятиях.
Задачи:
Обучающие: Формирование вокально-хоровых навыков и умений:
- певческая установка;
- дыхание;
- звукообразование;
- звуковедение;
- фразировка;
- строй;
- ансамбль;
- качество звука (тембр);
- ознакомление детей с элементами музыкальной грамоты и специальной терминологией.
Развивающие: Развитие
- индивидуальных и творческих способностей детей;
- эстетического и художественного вкуса;
- развитие музыкального слуха;
- артистизма;
- музыкальности.
Воспитывающие:
- воспитание общей и музыкальной культуры детей;
- привитие навыков дисциплинированности, организованности, трудолюбия, самостоятельности, коммуникативности;
- организация свободного времени и профилактика асоциального поведения;
- преемственность при оказании помощи в воспитании начинающих исполнителей, более старшими и опытными певцами.
А также возможность:
- обеспечить доступность занятий вокально-хоровой деятельностью широкому кругу детей,
- побудить обучающихся к творческой активности.
При работе над образом у детей развивается актерское мастерство, воображение, способность к взаимодействию другими членами коллектива. Занятия в клубе позволяют детям наиболее гармонично чувствовать себя среди окружающих, что придает им чувство уверенности в себе, доброжелательность в общении.
Существенное отличие программы от ранее выпущенных состоит в дифференциации учебного материала в зависимости от возраста и способностей обучающихся.
В качестве необходимых условий для достижения поставленных задач нужно выделить следующее:
1. На основе хорового пения давать теоретические сведения по музыкальной грамоте, дирижерскому жесту, строению голосового аппарата и т. д.
2. Вокальная работа– постановка и развитие голоса, выработка звучности, дикции. Без вокальной работы невозможно добиться чистоты интонирования и верного строя; не может идти речи об ансамбле, поскольку некультурные и пестрые голоса не могут уравновешиваться силой, ни тем более тембром.
3. Работа над ансамблем.
4. Работа по исполнительским навыкам – фразировка, оттенки исполнения, стиль, дирижирование и т. д.
6. Вопросы репертуара и форм работы. Работа должна быть плановая, углубленная и методически оформленная.
.
Вокальная работа с детьми имеет ряд особенностей. Организм детей окончательно не сформирован и находится на определенной стадии развития в зависимости от возраста. Растущий организм не способен выполнять большие нагрузки, допустимые для взрослых. Необходимо знать природу и специфику развития детского голоса, особенности возрастной физиологии психологии, чтобы планировать и проводить практическую деятельность на научно-обоснованных требованиях к учащимся. Необходимо внимательно относиться к неокрепшим голосам юношей и девушек, особенно в период мутации Для занятий по вокалу (сольное пение) принимаются дети всех возрастов при наличии у них достаточно выраженных голосовых данных, музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и желания заниматься.
Занятия проводятся индивидуально, но целесообразно заниматься отдельно с разными группами учащихся. Это дает возможность увеличить время занятия с каждым учеником, так как, занимаясь отдельно с каким-либо учащимся, я имею возможность общаться с целой группой.
Весь педагогический процесс проникнут не только целями вокального и музыкального развития учащихся, но и общими воспитательными задачами. Необходимо следить за успеваемостью в школе, поддерживать тесную связь с учителями, разъяснять родителям, что обучение школьников пению – одна из форм эстетического воспитания.
Большое значение в работе с детьми отводится беседам, направленным на расширение общеобразовательного и музыкального кругозора учащихся. Сюда можно отнести беседы о музыке, о композиторах, некоторые исторические справки, анализ литературного текста, сведения о поэте, об истории создания произведения, прослушивание звукозаписи в исполнении профессиональных певцов, эстрадных звезд с последующими комментариями.
Методы работы подробно освещены в приложении к программе.
Организация и содержание учебного процесса .
Образовательно-воспитательная деятельность строится на основе предметной подготовки следующего содержания:
—слушание музыки, беседы;
— элементы теории музыки (музыкальная грамота, терминология);
— вокально-хоровые упражнения (распевания);
— элементы актерского мастерства (этюды на воображение);
— работа с микрофонами, микшерами, фонограммами;
— формирование репертуара (разучивание, впевание, закрепление);
— концертная деятельность.
культурно-массовая работа.
- посещение занятий других вокальных коллективов города
Программа разделена на отдельные тематические части, но в связи со спецификой занятий в коллективе, границы их несколько сглаживаются.
Основным принципом обучения является коллективное творчество, формой занятий — репетиция. Могут использоваться индивидуальные формы в зависимости от места занятия в системе. Другие формы занятий: беседа, встреча, игровая программа, смотр, отчет, культпоход .Основной формой работы с уч-ся является индивидуальное и групповое занятие.
Групповые занятия рассчитаны на основную массу детей, первого этапа обучения. Здесь дети получают основные вокально-хоровые навыки. Выявляются солисты.
Индивидуальные занятия по вокалу проводятся с детьми с целью отработки концертных номеров для солистов, либо для улучшения техники исполнения обучающихся, пропустивших занятие по тем или иным причинам.
.
Данная программа предусматривает гибкость в изучении того или иного материала. Соотношение часов занятий и тем может меняться в зависимости от возраста и исполнительских возможностей детей.
Репертуар составляется на год и также может корректироваться в зависимости от степени усвояемости.
Подбор репертуара в детском вокальном коллективе осуществляется, как правило, по нескольким принципам:
1. Произведения, предназначенные для разучивания, в своем изначальном подходе, должны соответствовать оптимальным возможностям и быть понятными солисту или вокальной группе.
2. Произведения должны соответствовать уровню его профессиональной подготовки и исполнительскому профилю и, что особенно важно, обладать высокими художественными качествами. Брать сложные и объемные произведения не следует. Для поющих детей трудное сочинение может оказаться неразрешимой проблемой, что в итоге скажется на их продуктивности в работе, а также может вызвать негативный интерес к сочинению и физическое утомление. Сложное произведение, как показывает практика, можно брать весьма осторожно с обязательным учетом всей последовательности его изучения. В то же время большое количество легких произведений в репертуаре должно быть также ограничено, так как облегченный репертуар не всегда служит стимулом профессионального роста.
3. В выборе репертуара следует учитывать возрастные особенности детей. Произведения должны по тематике соответствовать возрастному уровню и быть
понятным юным исполнителям. Если это не так, исполнение не всегда бывает удачным и порой вызывает недоумение у публики.
4. Произведения репертуара должны отличаться по стилистической и жанровой направленности. Песенный жанр, как основной в исполнительском творчестве детей, может быть представлен народными песнями, сочинениями русских композиторов, произведениями композиторов-песенников советского периода и современниками.
Система детского музыкально-эстетического воспитания в клубе «Родничок», направлена на противостояние дешевой низкосортности (иногда и пошлости) в музыкальном искусстве. Систематический контакт ребенка с выдающимися произведениями культуры и искусства на занятиях способствует формированию художественного и эстетического вкуса.
Данная программа рассчитана на детей 1-9-х классов, срок ее реализации 1 год.
Цель обучения по данной программе:
- заложить основы вокально-хоровых навыков и умений: певческая установка, дирижерский жест, дыхание, звукообразование, фразировка, строй, ансамбль, качество звука (тембр);
- музыкально-эстетическое развитие ребенка: уметь слушать и слышать музыку, развитие звуковысотного слуха, музыкальной памяти, образного мышления (в эмоциональной сфере);
- формирование личностных качеств (дисциплинированность, трудолюбие, организованность, собранность, ответственность …);
На первом году обучения дети поют в unison, легким фальцетным звуком, без надрыва и крика, дыхание берется спокойно, гласные звуки поются протяжно, а согласные переносятся к следующему слогу. Кантилена основа пения. Только при таком режиме можно добиться чистоты интонирования, гибкости голоса, развития диапазона, и не повредить еще не окрепшие связки детей. Также необходимо проводить работу над дикцией и артикуляцией, следить за окончаниями слов, фразировкой.
На первом году обучения ждать от детей каких-либо результатов не приходится, тем не менее, дети с удовольствием принимают активное участие в школьных мероприятиях и делают выбор.
Дети с менее выраженными способностями иногда добиваются больших результатов, чем одаренные дети, за счет трудолюбия. А дети с нарушением координации голоса и слуха, если им правильно все объяснить, вскоре догоняют своих сверстников и интонируют чисто. По этой причине дети в куб набираются без предварительного отбора.
Еще одной отличительной чертой обучения является форма проведения занятий — игра. Концертная же деятельность планируется лишь эпизодически, в основном для накопления сценического опыта, преодоления страха и робости перед зрителем, а так же для повышения мотивации занятий. Репертуар в этом возрасте должен быть ярким и доступным, чтоб заинтересовать детей и обеспечить высокую сохранность контингента.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
К концу обучения дети должны
ЗНАТЬ:
- основы вокально-хоровых навыков и умений: певческая установка, дирижерский жест, дыхание, звукообразование, фразировка, строй, ансамбль, качество звука (тембр);
- специальную терминологию
- правила поведения в хоровом классе,
- правила поведения на сцене,
- правила работы с микрофоном и другими техническими средствами обучения,
- элементарные сведения о строении голосового аппарата и правилах пения,
- сведения о культуре исполнительского искусства,
- вокально-хоровые упражнения.
УМЕТЬ:
- чисто интонировать,
- петь легким, полетным звуком, без надрыва,
- пропевать гласные звуки в песне (не деля на слоги),
- четко пропевать текст и окончания слов в песне,
- передавать образ и характер произведения,
- петь в unison, слушая товарищей,
- иметь навыки исполнения на сцене
- слушать и слышать музыку;
- анализировать собственное исполнение и своих товарищей;
- пользоваться микрофоном, петь под фонограмму;
- анализировать произведение;
- петь в unison;
Владеть:
- навыками культурного поведения, общения.
- навыками правильного дыхания;
- элементарными основами звукообразования, звуковедения;
- познакомиться с нотной грамотой.
- стать активнее смелее трудолюбивее.
- улучшить свою память,
- развить воображение, инициативу.
Диагностика результатов обучения:
Наличие интереса к занятиям в вокально-хоровой студии диагностируется путем наблюдения за ребенком на занятиях во время изучения нового материала и закрепления пройденного.
Наличие творческой активности диагностируется через анализ поведения ребенка на занятиях и при подготовке к ним.
Наличие и степень развития способностей ребенка чувствовать красоту, а также осознавать и выражать свои эмоции и чувства посредством вокально-хорового пения диагностируется через анализ творческих выступлений, концертной деятельности, беседы.
Формы подведения итогов реализации программы:
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
- концерт,
- выступления уч-ся на мероприятиях в рамках школы в качестве солиста или участника ансамбля.
- анкета
Содержание занятий.
1. Введение:
Краткая беседа с учащимися о вокально-хоровом искусстве, предполагаемой рабате, концертных выступлениях, дисциплине, обсуждение костюмов, расписания занятий. Техника безопасности на занятиях в классе. Постановка целей и задач на учебный год.
2. Ознакомление и выработка основных вокально-хоровых навыков:
Ознакомить детей с основными правилами пения: певческая установка, дыхание, строй, ансамбль, звукообразование и звуковедение, дирижерский жест и т. д.
Разучивание вокально-хоровых упражнений для расширения певческого диапазона, на чистоту интонации.
Работа над филировкой звука и нюансировкой.
Дыхательные упражнения, работа над певческим дыханием.
Упражнения на дикцию и артикуляцию.
Упражнения на развитие слухового контроля.
Развитие навыков пения в ансамбле с сопровождением и а сареllа.
1. Народная песня и классика:
Беседа
Слушание народных песен
Разучивание канонов, речитативов, поговорок.
Посещение занятий коллективов народной песни города.
Беседы с уч-ся о классической музыке, ее жанрах, истории создания
произведений, об их авторах.
Слушание вокальной классической музыки.
Разучивание вокализов.
Посещение концертов классической « вокальной и инструментальной» музыки.
2. Детская песня:
3.Эстрадная песня:
Прослушивание, разбор, разучивание, “впевание” рабочего и концертного репертуара.
Прослушивание и просмотр аудио, видео записей звезд эстрады.
Прослушивание в записи детских песен в исполнении известных коллективов.
Посещение концертов.
Посещение занятий других коллективов города.
4. Технические средства в обучении:
Прослушивание фонограмм караоке и «минусовку».
Пение под фонограмму.
Элементарные правила акустики.
Навыки работы с микрофоном (у стойки и держа в руках).
5. Танцевальная ритмика:
Разучивание танцевальных движений в песнях.
6. Работа на сцене:
Использование сценического пространства.
Правила поведения на сцене (вход и выход, поклон, походка, мимика и пластика, взгляд, внешняя и внутренняя культура, одежда, обувь, прическа,).
7. Музыкальные игры:
Игры на развитие творческого потенциала, вокально-хоровых навыков. Игровые моменты на переключение деятельности.
8.Культурно-массовая работа.
День именинника, посещение выставок.
4. Концертная деятельность.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Министерство просвещения СССР «Программа для учреждений и общеобразовательных школ» художественные кружки. Москва; «Просвещение». 1981г.;
2. Осеннева М.С. «Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом» учебное пособие. Москва; «Академия», 1999г.;
3. Самарин В.А. «Хороведение», Москва; «Академия», 2000г.;
4. Халабузарь П.В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург; «Лань», 2000г.;
5. Щетинин М.Н. «Дыхательная гимнастика Стрельниковой», Москва; Приложение к журналу «Физкультура и спорт», 1999г., 2000г.;
6. Подуровский В. М. «Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности», Учебное пособие для вузов, Москва, «ВЛАДОС» 2001г.
.
7. Н. Добровольская «Вокально-хоровые упражнения в детском хоре», 1987г.
8. Хороведение. Пособие для самостоятельного и заочного обучения руководителей хоров художественной самодеятельности под ред. В.Г. Соколова, 1971г
Использование методического времени
Подбор нотного материала в библиотеке,
Подбор нотного, МР3 и аудио материала в Интернете,
Подбор МР3, CD и аудио материала в музыкальных магазинах города,
Прослушивание кассет, CD дисков, фонограмм, караоке,
Просмотр видеоклипов,
Просмотр музыкальных телепередач,
Подбор репертуара (для солистов, ансамбля, , малых групп,
школьных, мероприятий)
Разбор и разучивание репертуара (самоподготовка),
Разучивание нотного материала,
Разучивание текста,
Аранжировка нотного текста,
Транспонирование мелодии,
Прописывание второго голоса в нотном и компьютерном варианте,
Работа над партитурой (поиск трудных для исполнения фрагментов,
кульминаций, дикционные и орфоэпические трудности, работа над
дирижерским жестом) в каждом разучиваемом произведении,
Продумывание эскизов костюмов,
беседа с родителями по телефону и т.д.
Продумывание художественного оформления произведения, сценические
движения, элементы танца, художественного образа и т.д.,
Распечатывание текстов каждому участнику коллектива,
Изучение компьютерной и музыкальной литературы для самообразования,
Подготовка к занятиям,
Поиск концертных площадок для коллектива.
В
,
|