Организатор конкурса – учебный центр ЗАО «Крисмас+», г. Санкт-Петербург.
В оргкомитет конкурса входят представители следующих организаций:
- Федерации Профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
- Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга;
- Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области;
- Комитета по образованию Санкт-Петербурга;
- Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области;
- Международной Академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ)
Цель конкурса – объединение школьных коллективов вокруг социально значимых экологических проблем микротерритории, района, города;
Задачи конкурса:
- привлечение внимания учащихся к экологическим проблемам родного края;
- овладение учащимися инструментальными методами исследований окружающей среды;
- формирование экологической культуры учащихся в ходе практической деятельности;
- создание информационного банка данных в области экологического образования и воспитания;
- организация организационной, информационной, методической, научно-методической под-держки учителям – руководителям исследовательских работ учащихся;
- углубление знаний учащихся, повышение их интереса к изучению естественнонаучных дисциплин, к проблемам родного края; - знакомство учащихся с основами научно-исследовательской работы (умение выбирать тему, формулировать цель, задачи исследования, планировать работу путем составления общего и поэтапного календарного плана, работать с литературой, оформлять и защищать исследовательскую работу согласно соответствующим требованиям);
- развитие самостоятельности, творческой инициативы, активности личности;
- оказание поддержки и организационной, методической, научно-методической помощи учителям, курирующим исследовательские работы учащихся;
- обеспечение доступности экологической информации природоохранным организациям, управленческим структурам, общественности.
Участники. К участию в конкурсе приглашаются учащиеся 9-11 классов средних общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования Санкт-Петербурга и России.
Тематика работ. К участию в конкурсе принимаются только работы экологической направленности с использованием инструментальных методов исследования и портативного оборудования, в том числе производства ЗАО «Крисмас+». Название конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды» четко определяет тематическую направленность исследовательских работ. Под словом «инструмент» понимается четко определенная методика исследования объекта (природного, природно-антропогенного). Высоко ценится сравнение ее с другой, общеизвестной, широко применяемой методикой, что дает возможность оценить относительную погрешность предлагаемой методики. Ценность работы повышается, если автор самостоятельно использует современную учебную инструментальную базу.
Исследование должно выявлять конкретные экологические проблемы рассматриваемого объекта (местности), влияние этих проблем на окружающие объекты, здоровье людей. В общем случае, объектами исследования могут быть любые природные объекты (реки, озера, моря и т. д.), атмосферный воздух, воздух в жилых и учебных помещениях, продукты питания и т.п.
На конкурс не принимаются работы, посвященные общеэкологическим вопросам, вопросам формирования экологической культуры, биологического разнообразия, распространенности растений и животных без привязки к конкретным экологическим проблемам, исследование которых позволяет получать численные данные.
Этапы конкурса. Подготовка и проведение ежегодного конкурса проходит в два этапа (районный/региональный и основной) в соответствии с календарным планом.
В случае отсутствия оргкомитета в районе (регионе) конкурсные материалы принимаются непосредственно на основной этап конкурса.
Конкурс проводится в зависимости от выбора участников по очной и заочной форме как на районном (региональном), так и на основном этапе.
Участники основного этапа конкурса представляют тезисы докладов, которые будут опубликованы в сборнике материалов конференции.
Количество работ, подаваемых на первый этап конкурса от одного учреждения, жестко не ограничивается.
На основной этап конкурса от одного учреждения принимаются не более 5 исследовательских работ, получивших наивысшую оценку на школьной/районной/региональной конференции.
Оргвзнос за участие. За участие в каждом этапе конкурса с каждого участника взимается оргвзнос, размер которого зависит от фактических затрат. Размер оргвзноса устанавливает соответствующий оргкомитет, размер указывается в положении.
Ожидаемые результаты.
- Участвуя в учебно-исследовательской работе, школьники овладевают на достаточно высоком уровне инструментальными исследовательскими методами и методиками исследования показателей состояния окружающей среды, а также формами представления результатов, и правилами оформления докладов в соответствии с требованиями к научным работам.
- Конкурс может служить стартовой площадкой для участия в других конкурсах, конференциях экологической направленности.
- Благодаря участию преподавателей вузов, развиваются творческие связи с вузами Санкт-Петербурга.
- На основе накопленных данных может развиваться сеть общественного экологического мониторинга, которая будет оказывать влияние на принимаемые решения местных органов власти и на формирование общественного мнения в области охраны окружающей среды.
Первый конкурс школьных исследовательских работ экологической направленности «Инструментальные методы исследования окружающей среды» был организован учебным центром ЗАО «Крисмас+» в 2005-2006 учебном году. В итоговой конференции, которая прошла в апреле 2006 года на базе школы №309 Центрального района г. Санкт-Петербурга, приняло участие 73 учащихся, 25 педагогов из 23 образовательных учреждений.
Итоговая конференция второго конкурса (2006-2007 учебный год) проходила в апреле 2007 года в школе №309 Центрального района г. Санкт-Петербурга и в Агроэкологическом центре «Петербургская усадьба». В ней участвовало 120 учащихся, 40 педагогов из 30 образовательных учреждений.
В 2007-2008 учебном году кроме учеников из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, принимали участие воспитанники экологического кружка Детского эколого-биологического центра им. А.И.Антропенковой города Сортавала республики Карелия. Таким образом, мероприятие получило статус межрегионального конкурса. В итоговой конференции приняло участие 118 учащихся, 55 педагогов из 35 образовательного учреждения. По сравнению с предыдущим конкурсом произошло некоторое снижение количества участников за счет более строгого отбора работ по тематике и по качеству, также было введено ограничение – не более 3 работ от одного образовательного учреждения.
Многие конкурсанты при выполнении исследовательских работ совершенствовали свои теоретические знания и практические умения в экологических лагерях Санкт-Петербурга и Ленинградской области, выступали на других конференциях и олимпиадах. Большинство участников выполняли исследовательские работы на базе своих образовательных учреждений, творческих объединений, а некоторые – на базе научно-исследовательских лабораторий. Конкурс за эти годы доказал свою востребованность, стал традиционным и занял свою нишу в образовательной среде Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В настоящее время в конкурсе участвуют школьники и из других регионов России.
Сайт конкурса - www.eco-konkurs.ru
|