Пояснительная записка
Развёрнутое тематическое планирование по обучению грамоте (1 кл.) составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и разработано на основе требований по учебнику В.Г. Горецкий и др. «Русская азбука». 1 класс – Москва, Просвещение,2004 г.
Всего на изучение данного курса отводится 108 час:
3 часа-обучение грамоте, 2 часа- письмо.
Программа «Обучение грамоте и развитие речи» (Горецкий В.Г. и др.) осуществляет обучение первоначальному чтению на основе современного варианта аналитико-синтетического метода, который учитывает новые данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень сознательности чтения, речи. В период обучения грамоте ведется работа по развитию фонематического слуха детей, обучению первоначальному чтению и письму, расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности, обогащению их словаря и развитию речи.
В обучении грамоте выделяются три периода: подготовительный, букварный и послебукварный. Обучение слагается из двух взаимосвязанных процессов (обучение первоначальному чтению и письму) и закрепляется работой по развитию речи на основных ее уровнях: звук, слово и предложение (связное высказывание).
Очень важно в процессе обучения русскому языку сформировать у детей навыки четкого, достаточно красивого и быстрого письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного воспроизведения и произвольного внимания. Поэтому в начальных классах работа по чистописанию не должна носить эпизодический характер (один раз в неделю), необходимо на каждом уроке создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта в написании букв и их элементов. В задачу специальных занятий входит развитие мелких мышц и свободы движения предплечья, кисти, пальцев, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности и плавности письма. На совершенствование каллиграфических навыков достаточно отводить до 8 минут на уроке. Желательно упражнения по чистописанию связывать с материалом, изучаемым на уроке, или словарной работой. Чистописание плавно переходит в актуализацию знаний или постановку темы урока.
Основная цель обучения письму в добукварный период - выработка плавных и быстрых ритмических колебательных движений кисти руки, связанных со спецификой написания каждой отдельной буквы.
Эта цель достигается при решении следующих задач:
а) формирование правильной посадки за столом, умения правильно держать ручку, расположить тетрадь;
б) обучение ориентироваться на странице прописей и тетради;
в) выполнение графических упражнений, направленных на тренировку мелких мышц кисти руки;
г) воспитание аккуратности, старательности.
В букварный период решаются следующие задачи:
а) ознакомление с начертанием букв, их воспроизведение;
б) обучение письму слогов, слияний, слов и коротких предложений с соблюдением наклона, высоты и пропорций букв;
в) обучение безотрывному, ритмическому и быстрому письму;
г) предупреждение искажения при написании букв;
д) обучение письму под диктовку и списыванию с текста, проверке написанного.
Содержание.
Подготовительный период - - 16 часов
Речь (устная и письменная) - общее представление.
Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.
Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слоге), определение количества слогов в слове.
Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.
Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями.
Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.
Букварный (основной) период -56 часов
Обучение чтению
Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных.
Чтение слогов-»слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами.
Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтение.
Постепенное обучение сознательному, правильному и плавному слого-звуковому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.
Знакомство с правилами гигиены чтения.
Развитие устной речи
Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.
Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением
ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, верное употребление сходных звуков. Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.
Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.
Работа над предложением и связной устной речью. Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).
Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.
Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.
Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.
Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.
Учебно-тематический план
(обучение грамоте – 60 часов)
П№
|
Дата
|
Наименование разделов и тем
|
Количество часов
|
Стр.
|
Примечание
|
1
|
|
Подготовительный период
Знакомство с книгой.Речь устная и письменная. Мир звуков и знаков.
|
1
|
5-6
|
|
2
|
|
Предложение.
Предложение состоит из слов.
|
|
7-8
|
|
3
|
|
Составление предложений из слов
|
|
9
|
|
4
|
|
Предложение и слово
Вн.чт..Русские народные песенки
|
|
10
|
|
5
|
|
Письменная речь.Слог.Ударение
|
|
11
|
|
6
|
|
Слово.Слог.Ударение
|
|
12-13
|
|
7
|
|
Звуки в речи
Вн.чтение.Потешки
|
|
14-15
|
|
8
|
|
Гласные и согласные звуки
|
|
16-17
|
|
9
|
|
Слияние согласного и гласного
Вн.чтение.Волк и семеро козлят
|
|
18-19
|
|
10
|
|
Слово и слог
|
|
20 -21
|
|
11
|
|
Буквы А а
|
|
24-27
|
|
12
|
|
Буквы О о
|
|
28-31
|
|
13
|
|
Буквы И и
|
|
32-35
|
|
14
|
|
Буква Ы
|
|
36-39
|
|
15
|
|
Буквы У у
|
|
40-41
|
|
16
|
|
Упражнение в чтении
|
|
42-43
|
|
17
|
|
Букварный период
|
|
|
|
18
|
|
Буквы Н н
|
|
44-47
|
|
19
|
|
Буквы Сс
|
|
48-49
|
|
20
|
|
Упражнение в чтении слогов и слов
Вн.чтение.Стихи В.Берестова
|
|
50-51
|
|
21
|
|
Буквы Кк
|
|
52-55
|
|
22
|
|
Буквы Тт
|
|
56-59
|
|
23
|
|
Упражнение в чтение слов и слогов
Вн.чтение.Сказка «Рукавичка»
|
|
60-61
|
|
24
|
|
Буквы Л л
|
|
62-63
|
|
25
|
|
Буквы Рр
|
|
68-69
|
|
26
|
|
Упражнение в чтении слов с изученными буквами
|
|
70-71
|
|
27
|
|
Буквы В в
|
|
72-73
|
|
28
|
|
Гласные буквы Е е
Вн.чтение «По щучьему велению»
|
|
76-77
|
|
29
|
|
Буква Е – показатель мягкости
|
|
78-79
|
|
30
|
|
Чтение слов с буквой Е
|
|
80-81
|
|
32
|
|
Буквы П п
|
|
82-87
|
|
32
|
|
Буквы М м
|
|
88-89
|
|
33
|
|
Упражнение в чтении слов и предложений
|
|
90=93
|
|
34
|
|
Буквы З з
|
|
94-96
|
|
35
|
|
Сопоставление слогов и слов с буквами з-с
|
|
97-98
|
|
36
|
|
Упражнение в чтении слов и предложений
Вн.чтение «Знаток сказок»
|
|
99
|
|
37
|
|
Буквы Б б
|
|
100-103
|
|
38
|
|
Упражнение в чтении слов и предложений
|
|
104-105
|
|
39
|
|
Упражнение в чтении слов и предложений
|
|
106-107
|
|
40
|
|
Буквы Д д
|
|
108-109
|
|
41
|
|
Упражнение в чтении слов и предложений
|
|
110-111
|
|
42
|
|
Буквы Я я
|
|
114-115
|
|
43
|
|
Буква Я – показатель мягкости
|
|
116-117
|
|
44
|
|
Буква Я – в словах слияниях
|
|
118-121
|
|
45
|
|
Буквы Гг
|
|
122-127
|
|
46
|
|
Буквы Ч ч
|
|
128-130
|
|
47
|
|
Сочетания ча-ща
|
|
131-133
|
|
48
|
|
Буква ь-показатель мягкости
|
|
134-139
|
|
49
|
|
Буквы Ш ш
|
|
140-145
|
|
50
|
|
Буквы Ж ж
|
|
148-149
|
|
51
|
|
Сочетания жи-ши
|
|
150-153
|
|
52
|
|
Гласные буквы Ё
|
|
154-157
|
|
53
|
|
Буквы Й
Вн.чтение С.Маршак «Мяч»
|
|
158-161
|
|
54
|
|
Буквы Х х
|
|
162-167
|
|
55
|
|
Буквы Ю ю
|
|
170-173
|
|
56
|
|
Буквы Ц ц
Вн.чтение «Мойдодыр»
|
|
174-179
|
|
57
|
|
Буквы Э э
|
|
180-185
|
|
58
|
|
Буквы Щ щ
|
|
187-189
|
|
59
|
|
Буквы Ф ф
|
|
194-197
|
|
60
|
|
Мягкий и твёрдый разделительные знаки
|
|
198-200
|
|
Письмо - 48 часов
П№
|
Дата
|
Наименование разделов и тем
|
Количество часов
|
Стр.
|
Примечание
|
1
|
|
Умение выражать свои мысли. Правила посадки при письме.
|
|
4-6
|
|
2
|
|
Письмо прямых линий
|
|
8-9
|
|
3
|
|
Письмо овалов и полуовалов
|
|
10-12
22
|
|
4
|
|
Письмо коротких с закруглением внизу
|
|
13-15
|
|
5
|
|
Письмо линий с петлёй внизу и вверху
|
|
16-17
28-29
|
|
6
|
|
Письмо линий с петлёй
внизу и вверху
|
|
18-19
30
|
|
7
|
|
Письмо овалов и полуовалов
|
|
20-22
31-32
|
|
8
|
|
Строчная и заглавная буква А
|
|
3-4
|
|
9
|
|
Строчная и заглавная буква О
|
|
5-6
|
|
10
|
|
Строчная и заглавная буква И
|
|
7-8
|
|
11
|
|
Буква Ы
|
|
9-10
|
|
12
|
|
Строчная и заглавная буква У
|
|
11-12
|
|
13
|
|
Строчная и заглавная буква Н
|
|
14-15
|
|
14
|
|
Строчная и заглавная буква С
|
|
16-17
|
|
15
|
|
Строчная и заглавная буква К
|
|
18-19
|
|
16
|
|
Строчная и заглавная буква Т
|
|
20-21
|
|
17
|
|
Строчная и заглавная буква Л
|
|
22-24
|
|
18
|
|
Строчная и заглавная буква Р
|
|
26-27
|
|
19
|
|
Строчная и заглавная буква В
|
|
28-29
|
|
20
|
|
Строчная и заглавная буква Е
|
|
30-31
|
|
21
|
|
Строчная и заглавная буква П
|
|
3-4
|
|
22
|
|
Строчная и заглавная буква М
|
|
6-7
|
|
23
|
|
Строчная и заглавная буква З
|
|
9-10
|
|
24
|
|
Строчная и заглавная буква Б
|
|
12-14
|
|
25
|
|
Строчная буква Д
|
|
16
|
|
26
|
|
Заглавная Д
|
|
17
|
|
27
|
|
Строчная Я
|
|
20
|
|
28
|
|
Заглавная Я
|
|
21
|
|
29
|
|
Строчная Г
|
|
23
|
|
30
|
|
Заглавная Г
|
|
24
|
|
32
|
|
Строчная и заглавная буква Ч
|
|
27,29
|
|
32
|
|
Сочетания ча-ща
|
|
28
|
|
33
|
|
Письмо буквы ь
|
|
30
|
|
34
|
|
Строчная Ш
|
|
3
|
|
35
|
|
Заглавная Ш
|
|
4
|
|
36
|
|
Строчная и заглавная буква Ж
|
|
6-7
|
|
37
|
|
Строчная Ё
|
|
10
|
|
38
|
|
Заглавная Ё
|
|
12
|
|
39
|
|
Буква Й
|
|
13
|
|
40
|
|
Строчная и заглавная буква Х
|
|
15-16
|
|
41
|
|
Строчная и заглавная буква Ю
|
|
19-20
|
|
42
|
|
Строчная Ц
|
|
22
|
|
43
|
|
Заглавная Ц
|
|
23
|
|
44
|
|
Строчная Э
|
|
25
|
|
45
|
|
Заглавная Э
|
|
26
|
|
46
|
|
Строчная и заглавная буква Щ
|
|
27-28
|
|
47
|
|
Строчная и заглавная буква Ф
|
|
30-31
|
|
48
|
|
Письмо слов с ь -ъ
|
|
32
|
|
Требования к уровню подготовки
Знать:
· Все буквы русского алфавита и правильно называть их, основное отличие звука от буквы (звуки произносим и слышим, буквы видим и пишем)
Уметь:
· Вычленять звуки из слова, правильно их произносить
· Различать гласные и согласные звуки и буквы
· Правильно называть мягкие и твёрдые согласные звуки в слове и вне слова
· Обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е,ё, и, ю, я и мягким знаком
· Делить слово на слоги
· Выделять в слове ударный слог
· Переносить слово по слогам
· Вычленять слова из предложения
· Чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова
· Правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом
· Грамотно (без пропусков и искажений букв) списывать и писать под диктовку слова, предложения из трёх-пяти слов правописание которых не расходится с произношением
· Употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения
· Писать с заглавной буквы имена и фамилии, клички животных
· Устно составлять текст из трёх-пяти предложений на определённую тему
Список литературы
1.О.Е.Жиренко Поурочные разработки по обучению грамоте Москва, ВАКО,2008
2.Горецкий В. Г. и др. Русская азбука: Учеб. для 1 класса. - 5-7-е изх -
М.: Просвещение, 2001-2003.
3.Львов М. В. Методика развития речи младших школьников. - Москва
АСТ; Астрель, 2003.
4.Обухова Л.А., Жиренко О. Е., Дубинина И. В., Лукина Т. М. Как хорошо уметь читать... - Воронеж, 2006.
5.Полная хрестоматия для начальной школы: 1 класс. - М.: ЭКСМО.
2002.
6.Светловская Н. Н. Внеклассное чтение в 1 классе. - М.: Провещение
1973.
7.Узорова О. В., Нефедова Е. А. Тексты по проверке техники чтению
8.Учимся играя / Сост. В. В. Волина. - М.: Новая школа, 1994. Эдигей В. Б.
9.Я иду на урок в начальную школу: Чтение: Книга для учителя, - М^ «Первое сентября», 2000.
10.Я познаю мир. Детская энциклопедия. - М.: АСТ, 1999.
|