Пояснительная записка-
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 1-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы.
Срок реализации программы – 1 год. Данная программа по курсу литературного чтения составлена по программе «Школа России» ,которая имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. и обеспечена учебниками «Родная речь » для 1—4 кл., авторы Л.Ф.Климанова, М.В.Голованова, В.Г.Горецкий Москва, Просвещение, 2005
Планирование работы по чтению в 1-м классе
В Образовательной системе «Школа России» курс обучения грамоте в 1-м классе по учебнику «Русская Азбука» и прописям рассчитан на три учебные четверти до марта. В связи с этим планирование по литературному чтению рассчитано на 18 учебных часов (март, апрель, май), 2 часа в неделю.
Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в первом классе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - чтению и письму, говорению и слушанию.
Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Концепцией обучения литературному чтению является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве' познания мира и самопознания.
Цель уроков чтения - научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приемов понимания текста - правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.
Типы уроков чтения в 1-м классе
В 1-м классе можно выделить следующие типы уроков: урок работы с новым произведением, урок повторения, урок развития речи
На уроке повторения решаются две задачи: повторить содержание раздела (вспомнить тему, авторов, названия, героев произведений и т.д.) и осуществить тематический контроль.
Уроки развития речи в 1-м классе называются условно, поскольку на соответствующие задания отводится 20-25 минут. Они предлагаются детям на завершающем этапе работы по каждому разделу Виды заданий по развитию речи: 1) устные рассказы детей о своих игрушках; 2) подробный пересказ; 3) обучение выразительному чтению; 4) самостоятельно подготовленное выразительное чтение любимых стихов, отрывков прозы (наизусть и с листа).
Виды чтения в 1-м классе
На уроках чтения в 1-м классе учитель должен уделять внимание не только развитию у детей умений чтения, но и умений слушания. Поэтому выделяются такие виды чтения, как самостоятельное чтение и чтение-слушание. При чтении-слушании важно, чтобы ребенок был активен как читатель и следил за чтением учителя по тексту. Это важно и для формирования навыка чтения, и для обучения выразительному чтению. Вместе с тем возможно и чтение-слушание при закрытых учебниках. В этом случае развиваются умения слушания, активно включается в работу читательское воображение детей.
Чтение-слушание предполагает работу в той же технологии. Учитель, читая текст вслух, ведет «диалог с автором», где это возможно, и комментирует словарь. В этом случае этап перечитывания чаще всего не требуется и учитель сразу может перейти к обобщающей беседе и работе с текстом после чтения.
Предполагаемые результаты.
Изучение курса литературного чтения в первом классе вместе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей (предполагаемые результаты):
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования первоклассников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
• воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
•
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
• овладение функциональной грамотностью;
• овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
• овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:
• определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
• приобщение к литературе как искусству слова;
• приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Основной структурообразующий принцип данной программы – тематический. В 1 классе дети познают себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивают нормы отношения к этому миру и поведения, действования в нём – через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей. В 1 – м классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научиться вглядываться в окружающий мир.
Принцип идейно-художественной значимости для ребенка того что он читает, который позволяет сделать чтение мотивированным, реализуется в программе через специально подобранную тематику чтения, а в учебниках непосредственно через их содержание
Для заучивания наизусть рекомендуются как стихотворения, так и небольшие (от 3~4 до 7—8 предложений) отрывки прозы описательного характера по выбору. Программа не предусматривает обязательного списка стихотворений для заучивания и регламентированного количества текстов. Каждый ребенок выбирает сам и заучивает наизусть тексты, которые доступны и интересны
Тематическое планирование
№
|
дата
|
тема
|
Дом.задание
|
Стр.
|
1
|
|
В.Данько «Загадочные буквы»
М.Токмакова «Аля, Кляксыч и буква «А»
|
Пересказ сказки
Придумать конец сказки
|
|
2
|
|
СЧёрный «Живая азбука»
Ф.Кривин»Посему А поёт, а Б нет
|
Составить рассказ о буквах по плану
|
|
3
|
|
Г.Сапгир «Про медведя»
М.Бородицкая «Разговор с пчелой»
И.Гамазкова «Кто как кричит»
|
Выразительное чтение
|
|
4
|
|
Е.Чарушин «Теремок»
|
Пересказ, иллюстрации
|
|
5
|
|
Русская народная сказка «Рукавичка»
|
пересказ
|
|
6
|
|
Загадки, песенки
|
Сочинить загадку
|
|
7
|
|
А.Плещеев «Сельская песенка»
А.Майков «Весна», «Ласточка примчалась…»
|
Наизусть по выбору
|
|
8
|
|
Т.Белозёров «Подснежники»
С.Маршак «Апрель»
|
наизусть
|
|
9
|
|
И.Токмакова «Мы играли в хохотешки»
Я.Тайц «Волк» Г.Кружков «РРРЫ»
|
Вырвзительное чтение
|
|
10
|
|
Н.Артюхова «Саша-дразнилка»
|
пересказ
|
|
11
|
|
К.Чуковский «Федртка»
О.Дриз «Привет»
|
Выразительное чтение
|
|
12
|
|
И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки»
М.Пляцковский «Помощники»
|
пересказ
|
|
13
|
|
Ю.Ермолаев «Лучший друг»
Е.Б.лагинина «Подарок»
|
Пересказ или наизусть
|
|
14
|
|
Ы.Орлов «Кто первый»
С.Михалков «Бараны»
|
Выразительно,
С.114 зад.№1
|
|
15
|
|
Р.Сеф «Совет»
В.Берестов «В магазине игрушек»
|
Наизксть по выбору
Рисунок «Моя любимая игрушка»
|
|
16
|
|
И.Пивоварова «Вежливый ослик»
А.Барто «Вот так защитник»
|
наизусть
|
|
17
|
|
Я.Аким «Моя родня»
С.Маршак «Хороший день»
|
Выразительное чтение
|
|
18
|
|
М.Пляцковский «Сердитый дог Буль»
Д.Тихомиров «Мальчики и лягушки» «Находка»
|
Пересказ
иллюстрации
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся.
Знания, умения, компетенции.
Линии развития учащихся средствами предмета «литературное чтение»
|
- овладение функциональной грамотностью;
- овладения техникой чтения, приёмам понимания и анализа текста;
-овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи
|
-определение своего эмоционально – оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение
-языковое и речевое развитие.
- овладение культурой родного языка, компетенциям общения
|
- приобщение к литературе как искусству слова;
- приобретение и первичная систематизация знаний о ли-
тературе, книгах, писателях
|
|
1 – й класс
|
|
- осмысленное, правильное чтение целыми словами;
- ответы на вопрос учителя по содержанию прочитанного;
- подробный пересказ текста;
- составление устного рассказа по картинке;
- заучивание наизусть
небольших стихотворений.
Темп чтения-30 слов в мин.
|
отношения к героям прочитанных произведений
|
названий и героев прочитанных произведений;
сказы и стихотворения
|
Список литературы
Учебно-методический комплект:
1. Л.Ф.Климанова «Родная речь» Москва, Просвещение, 2005
2. И.В.Клюхина, Методическое пособие к учебнику Л.Ф.Климановой Москва, ВАКО, 2008
3. Методический журнал «Начальная школа «
1. Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы.
2. Карточки с заданиями
3.Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой.
4. Словари.
5. Репродукции картин и художественные фотографии.
6. Детские книги разных типов из круга детского чтения.
7. Портреты поэтов и писателей.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
1.Электронные справочники и учебные пособия.
2. Диски «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»,
«Большая советская энциклопедия
|