Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 1-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы. Программа по курсу русского языка составлена по авторской программе Образовательной системы «Школа России», которая имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
В 1 классе предмет «Русский язык» занимает ведущее место, т. к. направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции, при этом значение и функции предмета носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка определяют качество подготовки по другим школьным предметам.
Раздельное изучение русского языка и литературного чтения в 1 классе начинается после изучения «Обучение грамоте» 40 часов, марте , апреле – мае, 3 часа в неделю.
Курс русского языка в 1 классе- часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку:
1. развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
2. .формирование элементарной лингвистической компетенции.
формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка..
Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык».
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
Концепция предмета «Русский язык» состоит в том. чтобы заложить основу
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
В период обучения грамоте дети проходят пропедевтический курс русского языка по учебнику «Букварь» и прописям учебнику «Русский язык», 1-й класс.
На уроках русского языка из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твердыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ъ; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи~ши, чу-щу, ча-ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.
На уроках русского языка закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение] что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведется наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.
Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову
Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов Букваря идет целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.
Содержание предмета
Письмо и развитие речи - 40 часов
Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»
|
- овладение функциональной грамотностью;
- развитие умений и навыков различных видов
устной и письменной речи;
- развитие умений и навыков понимания и анализа текстов
|
- приобретение и систематизация знаний о языке;
- развитие чувства языка
|
- овладение орфографией и пунктуацией
|
Речевые умения
|
Учебно-языковые умения
|
Правописные умения
|
- составлять предложения из слов;
- отличать текст от набора предложений;
- составлять небольшой текст (3-4 предложения) на заданную тему и
записывать его с помощью учителя;
- правильно списать слова, предложения, текст; проверять написанное, сравнивая с образцом
|
-различать гласные и согласные звуки, согласные звонкие и глухие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные);
- делить слова на слоги, ставить ударение;
- находить корень в группе доступных однокоренных слов
|
- писать большую букву в начале предложения, в именах собственных;
- писать буквы и, у,а после шипящих (в буквосочетаниях жи - ши, ча –ща,чу – щу);
- обозначать мягкость согласных на письме с помощью ь;
- не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нщ, нч и т.п.;
- писать изученные слова с непроверяемой безударной гласной в корне;
- делить слова на части для переноса;
- ставить знак препинания в конце предложения
|
Учебно-тематический план
№
урока
|
дата
|
Тема урока
|
страница
|
чистописание
|
Словарные слова
|
1
|
|
Слово и предложение
|
4-6
|
Конструирование письменных букв
О в
|
воробей
|
2
|
|
текст
|
7-9
|
К к Кк ко ка
|
|
3
|
|
Текст и предложение. Знаки препинания в конце предложения
|
9-11
|
С с Сс СС сн не ег
|
|
4
|
|
Знаки препинания в конце предложения
|
11-14
|
Г г Гг га го гы гэ гу
|
сорока
|
5
|
|
Главные члены предложения
|
15-17
|
П п Пп пе ет ту ух
|
петух
|
6
|
|
Признаки текста
|
17-18
|
Тт Тт
|
|
7
|
|
Большая буква в именах и фамилиях
|
19-21
|
Фмф Фмфф
|
собака
|
8
|
|
Большая буква в
Кличках животных
|
21-23
|
Фмффф
|
фамилия
|
9
|
|
Предлог
|
24-25
|
В на по
|
корова
|
10
|
|
Предлог (закрепл.)
|
26-27
|
В на по
|
|
11
|
|
Звуки и буквы
|
28-30
|
А е у е о ы э ю и я
|
|
12
|
|
Гласные звуки и буквы
|
31-34
|
Элемент буквы г г п т р
|
город
|
13
|
|
Согласные звуки и буквы
|
35-38
|
Элемент буквы г г п т р
|
Кремль
Москва
|
14
|
|
Гласные, обозначающие два звука
|
39-41
|
Е й ю я
|
|
15
|
|
алфавит
|
42-45
|
Задания по ленте букв
|
|
16
|
|
Деление слов на слоги
|
45-49
|
Рр Ра ро ре ру ры
|
работа
|
17
|
|
Ударные и безударные слоги
|
49-53
|
Ее Ее ее ее
|
медведь
|
18
|
|
Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слов
|
54-55
|
Ю ю Юю Юл Юл юла Юля юлит
|
|
19
|
|
Перенос слов
|
56-59
|
Нн
|
|
20
|
|
Обозначение мягкости согласных звуков на письме
|
60-62
|
Пп пп пя оп
|
ребята
|
21
|
|
Мягкий знак-показатель мягкости согласного ззвука
|
62-64
|
Ь ьь ььь
|
коньки
|
22
|
|
Шипящие согласные звуки. Слова с сочетаниями жи, ши
|
65-67
|
Жи ши
|
машина
|
23
|
|
Слова с сочетаниями ча, ща,
|
67-69
|
Чч чч ча чу
|
|
24
|
|
Слова с сочетаниями чу, щу
|
69-71
|
Щщ щщ щщ ща
|
|
25
|
|
Слова с сочетаниями чн, чк
|
72-74
|
Чн чк
|
Нарочно конечно скучно булочная
|
26
|
|
Понятие о парных звонких и глухих согласных звуках
|
75-76
|
Ба-па де-те жу-шу зо-сл
|
ученик
|
27
|
|
Сопоставление согласных букв на конце слов и перед гласными в формах одного и того же слова
|
77-80
|
Жж Жж жж жи
|
|
28
|
|
Сопоставление согласных букв на конце слов и перед гласными в формах одного и того же слова (закрепление)
|
81-83
|
Шш Ш ш шш ши
|
Тетрадь карандаш
|
29
|
|
Правописание гласных в ударных и безударных положениях
|
84-86
|
Рр ор ро оро
|
Сорока воробей
|
30
|
|
Правописание гласных в ударных и безударных положениях (закрепл)
|
86-88
|
|
|
31
|
|
Общее понятие о словах, отвечающих на вопрос кто? Что?
|
89-90
|
М м Мм мм мя ми ме мы
|
берёза
|
32
|
|
Распознавание слов, отвечающих на вопрос кто?
|
91-92
|
Ч ч Чч чч ча чу
|
ягода
|
33
|
|
Распознавание слов, отвечающих на вопрос что?
|
92-93
|
|
|
34
|
|
Распознавание слов, отвечающих на вопрос какой? Какая? Какое? Какие?
|
94-96
|
Сс Сс СС ссс ис со
|
|
35
|
|
Распознавание слов, отвечающих на вопрос какой? Какая? Какое? Какие
|
96-98
|
Щ щ Щщ щщщ ще ща щу
|
|
36
|
|
Закрепление знаний о словах, отвечающих на вопрос какой? Какая? Какое? Какие
|
99-102
|
О о Оо ООО оло оро
|
молоко
|
37
|
|
Контрольный диктант
|
|
|
|
38
|
|
Понятие о словах, которые отвечают на вопросы что делает? Что делают?
|
103-104
|
В в Вв вв во ва ву ве
|
|
39
|
|
Распознавание слов, отвечающих на вопрос что делает? Что делают?
|
105-106
|
У у Уу уа ау ух уч уж
|
ворона
|
40
|
|
Повторение изученного в 1 классе
|
107-111
|
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся
К концу 1-го года обучения дети должны
знать:
- звуки речи;
- гласные, согласные (твёрдые, мягкие, глухие, звонкие);
- ударение, слог;
- произношение ударных и безударных гласных;
- алфавит;
- буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;
- названия букв;
- прописные буквы,
- признаки предложения,
- отличие текста от набора предложений.
Уметь:
-называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные; согласные - звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»,делить слово на слоги, ставить ударение;
-делить слова на слоги;
-ставить ударение;
-различать ударные и безударные слоги;
- писать сочетания жи - ши, ча –ща,чу – щу ;
-переносить слова по слогам;
-определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука);
-обозначать мягкость согласных звуков на письме;
-определять количество букв и звуков в слове;
-писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях:
-ставить пунктуационные знаки конца предложения;
-списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
-находить корень в группе доступных однокоренных слов;
-находить в предложении слова, отвечающие на вопросы: кто? что? какай? какая? какое? Что делает?
Иметь представление о понятиях и уметь определять:
Слово
-звуки речи (гласные- ударные, безударные; согласные- звонкие и глухие парные и непарные, твёрдые и мягкие парные и непарные), слог, ударение;
-обозначение мягкости согласных на письме;
-алфавит;
-правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн;
-правописание большой буквы в именах, фамилиях, географических названиях;
-однокоренные слова, корень слова;
-слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что сделал?
Предложение
-признаки предложения;
-оформлять предложение на письме
Текст
-отличать текст от набора предложений.
Иметь навык:
Каллиграфия
-письма в одну линейку;
-работы в тетради по русскому языку;
-письма букв и соединений
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебно-методический комплект:
1. «Русский язык» Т.Г.Рамзаева Москва, Дрофа, 2005
2. Колесова О.В., Русакова И.В. Методические рекомендации для учителя. Москва, Экзамен, 2008
3. Методический журнал «Начальная школа»
Печатные издания
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными требованиями программы
Карточки с заданиями
Программные таблицы
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
1.Электронные справочники и учебные пособия.
|