Пояснительная записка
Развёрнутое тематическое планирование по математике (1 кл.) составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и разработано на основе требований по учебнику Моро М.И. Математика 1 класс –Москва, Просвещение,2006 . В учебный комплект для учащихся входит Тетрадь по математике 1 класс М.И.Моро, С.И.Волкова -– Москва, Просвещение,2008 г., Тесты по математике по математике составитель В.Н.Рудницкая, рекомендовано Российской Академией Образования Издательство «Экзамен», Москва, 2008
Всего на изучение данного курса отводится 132 часа – 4 часа в неделю.:
3 часа-обучение грамоте, 2 часа- письмо.
В дочисловом периоде основное внимание сосредоточено на сравнение групп, развитие пространственных понятий и временных представлений.
К самостоятельной записи чисел, знаков и простейших математических
выражений дети приступают только с началом работы над темой «Сложение и вычитание». До этого времени вся работа в тетради направлена
лишь на подготовку к письму цифр — развитие мелких мышц руки,овладение клетчатой разлиновкой и т. п.).
Для подведения итога в работе с числами от 1 до 10 в занимательной форме дана обобщающая таблица («Числовая лесенка»), позволяющая повторить все основные вопросы, связанные с получением каждого числа, определением его места в ряду чисел, сравнением чисел и др. | В теме «Десяток» при работе с числами используются некоторый
с именно:математические термины, « именно: слагаемое, сумма, уменьшаемое вычитаемое, разность, что позволяет по-разному читать соответствующие выражения, используя грамотные формулировки.
Предусмотрено ознакомление детей со знаками «>» (больше), «<» (меньше) в связи с рассмотрением понятий об увеличении, уменьшении и разностном сравнении чисел.
Уже в 1 классе дети знакомятся не только с числами в пределах 20 и нумерационными случаями сложения и вычитания (на основе знания состава чисел из десятка и единиц), но и с табличными случаями сложения и вычитания в пределах 20.
Расширен материал, относящийся к геометрической пропедевтике. При изучении данной темы формируются у детей представления о различных линиях (прямая, кривая), об отрезке прямой, о ломаной, многоугольнике,измерении, черчении, сравнении отрезков.
Разнообразие упражнений занимательного характера, заданий, развивают у детей логику. пространственных представлений.
Содержание программы 1 класс (132 ч)
Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления (8 ч)
Сравнение предметов по размеру (больше—меньше, выше—ниже, шиинее—короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.).
Пространственные представления, взаимное расположение пред-■1гюв: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед,
между; рядом.
Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, низу вверх.
Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на....
Числа от 1 до 10и число 0
Нумерация (28 ч)
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет предметов. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, мычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.
Число 0. Его получение и обозначение.
Сравнение чисел.
Равенство, неравенство. Знаки «>», «<», «=» .
Состав чисел 2, 3,4, 5. Монеты в 1 р., 2р., 5 р.
Точка, Линии: кривая, прямая, отрезок, ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр.
Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание (НА основе счета предметов).
Сложение и вычитание (44 ч)
Конкретный смысл и названия действий. Знаки «+», «-», «=».
Программно-методические материалы
Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражений в 1—2 действия без скобок.
Переместительное свойство суммы.
Приемы вычислений: при сложении (прибавление числа по частям, перестановка чисел); при вычитании (вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения).
Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания.
Сложение и вычитание с числом 0.
Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание.
Числа от 1 до 20
Нумерация (16 ч)
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел.
Сложение и вычитание вида 10+7,17 - 7,16 — 10. Сравнение чисел с помощью вычитания. Час. Определение времени по часам с точностью до часа.
Длина отрезка. Сантиметр и дециметр. Соотношение между ними.
Килограмм, литр.
Табличное сложение и вычитание (20 ч)
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приемов вычислений.
Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.
Решение задач в 1—2 действия на сложение и вычитание.
Итоговое повторение (4 ч)
Резервные уроки – 12 ч.
Тематическое планирование
№ урока
|
дата
|
Содержание
|
Страница
|
|
|
ЧАСТЬ 1
ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ (40 ч)
Сравнение предметов и групп предметов.
Пространственные и временные представления
|
|
1
|
|
Счет предметов (с использованием количественного и порядкового числительных)
|
4—5
|
2
|
|
Столько же. Больше. Меньше
|
6—7
|
3
|
|
Пространственные представления (вверх, вниз, налево, направо, слева направо и др.)
|
8-9
|
4
|
|
Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)
|
10-11
|
5
|
|
На сколько больше ?
|
12-13
|
6
|
|
На сколько меньше?
|
14-15
|
7
|
|
Закрепление
|
16-17
|
8
|
|
Закрепление
|
18-19
|
9
|
|
Много. Один. Письмо цифры 1
|
20-21
|
10
|
|
Числа 1, 2. Письмо цифры 2
|
22-23
|
11
|
|
Число 3. Письмо цифры 3
|
24=25
|
12
|
|
Знаки: +, —, =. «Прибавить», «вычесть», «получится»
|
26-27
|
13
|
|
Число 4. Письмо цифры 4
|
28-29
|
14
|
|
Длиннее. Короче. Одинаковые по длине
|
30-31
|
15
|
|
Число 5. Письмо цифры 5
|
32-33
|
16
|
|
Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых
|
34-35
|
17
|
|
Точка. Линия: кривая, прямая. Отрезок
|
36-37
|
18
|
|
Ломаная линия. Звено ломаной, вершины
|
38-39
|
19
|
|
Закрепление
|
40-41
|
20
|
|
Знаки: > (больше), < (меньше), = (равно)
|
42-43
|
21
|
|
Равенство.
|
44
|
22
|
|
Неравенство
|
45
|
23
|
|
Многоугольник
|
46-47
|
24
|
|
Числа 6, 7, Письмо цифры 6
|
48-49
|
25
|
|
Закрепление. Письмо цифры 7
|
50-51
|
26
|
|
Числа 8, 9. Письмо цифры 8
|
52-53
|
27
|
|
Закрепление. Письмо цифры 9
|
54-55
|
28
|
|
Число 10. Запись числа 10
|
56-57
|
29
|
|
Числа от 1 до 10. Закрепление
|
58-59
|
30
|
|
Сантиметр
|
60-61
|
31
|
|
Увеличить.
|
62
|
32
|
|
Уменьшить
|
63
|
33
|
|
Число 0
|
64-65
|
34
|
|
Закрепление
|
66
|
35
|
|
Закрепление. Контроль и учет знаний
|
67
|
36
|
|
Закрепление материала
|
68
|
37
|
|
Проверка знаний учащихся
|
69
|
38
|
|
Работа над ошибками
|
70
|
39=40
|
|
Итоговый контроль
|
|
|
|
ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ (28 ч)
Сложение и вычитание
|
|
1(41)
|
|
□ + 1, □— 1. Знаки +, —, = (плюс, минус, равно)
|
71-73
|
2(42)
|
|
О— 1 — 1, □+ 1 + 1
|
74-75
|
3(43)
|
|
□ + 2, □ — 2. Приемы вычислений
|
76-77
|
4(44)
|
|
Слагаемые. Сумма. Использование этих термином при чтении записей
|
78=79
|
5(45)
|
|
Задача (условие, вопрос)
|
80-81
|
6(46)
|
|
Составление задач на сложение и вычитание по годному рисунку
|
82=83
|
7(47)
|
|
О ± 2. Составление и заучивание таблиц
|
84-85
|
8(48)
|
|
Закрепление.
|
|
9(49)
|
|
Присчитывание и отсчитывание по 2. Закрепление
|
86-87
|
10(50)
|
|
Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с одним множеством предметом)
|
88
|
11(51)
|
|
Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с одним множеством предметом)
|
89
|
12(52)
|
|
Упражнения для закрепления
|
90-91
|
13(53)
|
|
□ + 3, □ — 3.
|
92-93
|
14(54)
|
|
Приемы вычислений
|
94-95
|
15(48)
|
|
Закрепление. Решение текстовых задач
|
96
|
16(49)
|
|
Закрепление. Решение текстовых задач
|
97
|
17(50)
|
|
Закрепление. Решение текстовых задач
|
|
18(51)
|
|
□ ± 3.
|
98
|
19(52)
|
|
Составление и заучивание таблиц
|
99
|
20(53)
|
|
Закрепление. Сложение и соответствующие случаи
состава чисел
|
100
|
21(54)
|
|
Закрепление. Сложение и соответствующие случаи
состава чисел
|
101
|
22(55)
|
|
Решение задач
|
102
|
23(56)
|
|
Решение задач
|
103
|
24(57)
|
|
Закрепление
|
104
|
25(58)
|
|
Закрепление.
|
105
|
26(59)
|
|
Проверка знаний
|
|
27(60)
|
|
Работа над ошибками
|
106
|
28(61)
|
|
Обобщение
|
107
|
|
|
ЧАСТЬ 2 ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ (36 ч)
Сложение и вычитание (продолжение)
|
|
1(62)
|
|
□ ± 1, 2, 3. Закрепление
|
4-5
|
2(63)
|
|
Задачи на увеличение числа на несколько единиц(с двумя множествами предметом)
|
6
|
3
|
|
Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов)
|
7
|
4
|
|
□ + 4, □ — 4. Приемы вычислений
|
8
|
5
|
|
Закрепление
|
9
|
6
|
|
Задачи на разностное сравнение чисел
|
10
|
7
|
|
Закрепление
|
11
|
8
|
|
□±4. Составление и заучивание таблиц
|
12
|
9
|
|
Закрепление
|
13
|
10
|
|
Перестановка слагаемых и ее применение для случаев П + 5, П + 6, П+7, П + 8, О + 9
|
14
|
11
|
|
□ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9 (таблица)
|
15
|
12
|
|
Закрепление (сложение и соответствующие случаи состава чисел)
|
18-19
|
13
|
|
Закрепление
|
20-21
|
14
|
|
Упражнения для закрепления
|
22-23
|
15
|
|
Связь между суммой и слагаемыми
|
24-25
|
16
|
|
Закрепление
|
26
|
17
|
|
Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей
|
27
|
18
|
|
6 — П, 7 — П. Состав чисел 6, 7
|
28
|
19
|
|
Состав чисел 6, 7
|
29
|
20
|
|
8 — П, 9 — П. Состав чисел 8, 9.
|
30
|
21
|
|
Подготовка к введению задач в 2 действия
|
31
|
22
|
|
10 —П. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания
|
32
|
23
|
|
10 —П. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания
|
33
|
24
|
|
Килограмм
|
34-35
|
25
|
|
Литр
|
36
|
26
|
|
Упражнения для закрепления
|
37-40
|
27
|
|
Числа от 1 до 20 Нумерация
|
41
|
28
|
|
Названия к последовательность чисел
|
42-43
|
29
|
|
Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц
|
44=45
|
30
|
|
Запись и чтение чисел
|
46
|
31
|
|
Дециметр
|
47
|
32
|
|
Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации
|
48
|
33
|
|
Закрепление. Подготовка к изучению таблицы сложения в пределах 20
|
49
|
34
|
|
Закрепление. Контроль и учет знаний
|
50
|
35-36
|
|
Резерв. Закрепление
|
51-53
|
№ урока
|
|
Тема
|
Страница
|
|
|
ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ (28 ч)
Нумерация (продолжение)
|
|
1
|
|
Повторение. Подготовка к введению задач в 2 действия
|
54
|
2
|
|
Повторение. Подготовка к введению задач в 2 действия
|
55
|
3
|
|
Ознакомление с задачей в 2 действия
|
56
|
4
|
|
Ознакомление с задачей в 2 действия
|
57
|
5
|
|
Сложение и вычитание
Табличное сложение
Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток
|
58—59
|
6
|
|
а+ 2, п + з
|
60
|
7
|
|
П+4
|
61
|
8
|
|
П+5
|
62
|
9
|
|
а + 6
|
63
|
10
|
|
П+7
|
64
|
II
|
|
П + 8, а + 9
|
65
|
12
|
|
Таблица сложения
|
66
|
13
|
|
Закрепление
|
67—69
|
14
|
|
Упражнения для закрепления
|
70—71
|
15
|
|
Табличное вычитание Общие приемы вычитания с переходом через десяток
|
72—73
|
16
|
|
11 -□
|
74
|
17
|
|
12-а
|
75
|
18
|
|
13-О
|
76
|
19
|
|
14-О
|
77
|
20
|
|
15-0
|
78
|
21
|
|
16-П
|
79
|
22
|
|
17-П, 18-П
|
80
|
23
|
|
Закрепление
|
81
|
24
|
|
Упражнения для закрепления
|
82—85
|
25
|
|
Итоговое повторение. Контроль и учет знаний
|
86—87
|
26
|
|
Работа над ошибками
|
88-89
|
27
|
|
Упражнения для закрепления
|
90=91
|
29
|
|
Упражнения для закрепления
|
92-95
|
Требования к уровню подготовки
Учащиеся должны знать:
- названия и последовательность чисел от 0 до 20;
- названия и обозначение действий сложения и вычитания;
- таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания.
Учащиеся должны уметь:
- считать предметы в пределах 20; читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;
- находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 10 (без скобок);
- решать задачи в 1 действие, раскрывающие "конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного.
Литература
Александров М. Ф., Волошина О. И. Математика. Тесты: нач. школа. 1—4 класс. Учебно-методическое пособие. — М., 2001.
Богачев С. В. Веселая математика. - М,, 1994.
Винокурова Н. К. Подумаем вместе / Сборник тестов, задач, уц нений. Книга 1, 6. - М., 2002.
Волина В. В. Праздник числа. Занимательная математика детей. - М., 1993.
Глушкова О. Б. Тесты по математике. — М.: 1998.
Жигалкина Т. К. Игровые и занимательные задания по мате для I класса (1-4). Пособие для учителей. — М., 1986.
Игнатьев Е. И. Математическая смекалка. — М., 1994.
Моро М. И. и др. Математика в 1 классе: Пособие для учителя. -1990.
Никифорова В. В. Считай, смекай, отгадывай: Сборник заданий развития творческих способностей: Для учителей начальных класс* Глазов, 2000.
Степанова С. Ю. Контрольные работы по математике. — И 1997.
Узорова О. В., Нефедова Е. А. Контрольные и проверочные I по математике. — М., 1998.
Узорова О. В., Нефедова Е. А. 2500 задач по математике. — М., И
Узорова О. В. Контрольные и олимпиадные работы по математике.-М.,2000.
Я иду на урок в начальную школу. Книга для учителя. В 2 кн. -2000.
|