Что мы знаем о "трудных" детях? Почему они становятся "трудными" для нас? Очевидно, что мы, взрослые, не понимаем или не хотим их понять. Мы привыкли действовать стереотипно, подгоняя жизненные ситуации под привычный стандарт. Мы пытаемся воздействовать на них, а они постоянно воздействуют на нас, заставляя думать, подбирать нешаблонные решения и применять индивидуальный подход. Нередко эти встречные влияния приобретают конфликтный характер, и вопрос решается так: "кто-кого". Приходится признать, что часто родители, педагоги и воспитатели, желая выиграть эту битву, пользуются силовыми методами (наказаниями, или административными взысканиями) и удаляют детей от себя, исключают или отталкивают. Оттолкнув же, вздыхают с облегчением, чувствуя себя "победителями", но, безусловно, проигрывают детям и подросткам в духовно-нравственном и психологическом отношении.
Существует ли какой-то иной путь работы и общения с "трудными" детьми?
Уважаемые коллеги! Поделитесь, пожалуйста, опытом, как вы решаете проблемы, как вам удаётся избежать или погасить конфликт с таким ребёнком?
|
На: Ох уж, эти детки
Очень обидно, что коллеги не хотят делиться опытом по этой, на мой взгляд, очень важной теме. По опросам учителей, 80% из них хоть раз плакали в школе, и причиной было поведение учеников. А разве Вы, уважаемые коллеги не попадали в сложные ситуации на своих уроках, когда опускаются руки, и, казалось бы, ситуация вышла из-под контроля? Но ведь у каждого есть какие-то рецепты, чтобы держать в руках себя и ситуацию! Вот немного о том, по какой причине вообще в среднестатистической школе происходят конфликты "ученик-учитель":
Статистика. За что ругают
По результатам социологического исследования, мальчики-старшеклассники гораздо активнее «воюют» с учителями, но и им достается от педагогов больше. У мальчиков чаще возникают конфликты из-за поведения в школе (18,9% — мальчики, 11,3% девочки), пропусков занятий и опозданий (19,8% — мальчики, 15,7% — девочки), курения (9,5% — мальчики, 2,5% — девочки). Девочки опередили сверстников в одном случае — «мой внешний вид: прическа, одежда» (5,2% — мальчики, 6,5% — девочки).
На: Ох уж, эти детки
Добрый день, Елена Юрьевна! Во многом с Вами согласна. Действительно, в самом начале педагогической деятельности из-за отсутстсивя опыта, опускаются руки когда не удается "собрать" класс и нацелить на продуктивную работу. Но опыт появляется с годами, а результат нужен сейчас. Чтобы решить проблему дисциплины на уроке, я считаю, очень важна четкая организация деятельности учащихся на уроке и достаточно высокий ее темп, чтобы учащимся не хватало времени на посторонние дела. Важны, конечно, знания психологических особенностей возраста детей, с которыми Вы работаете.
На: Ох уж, эти детки
Елена Юрьевна, тема, предложенная Вами, интересная. Но сначала нужно определиться: Какого ребенка мы считаем "трудным ребенком "? Затем наверное нужно рассмотреть причины: Почему ребенок "трудный"? А уж затем искать ответ на вопрос: как работать с таким ребенком?
На: Ох уж, эти детки
ТРУДНЫЕ ДЕТИ - категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личностном развитии. Отнесение ребёнка к данной категории осуществляется, как правило, по внешним проявлениям его индивидуально-психологических особенностей, служащих препятствием для нормального протекания учебно-воспитательного процесса. Причины, лежащие в основе нарушений характера и поведения ребёнка, весьма разнообразны. Поэтому нередко к Т.д. относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям. Оценка ребёнка как "трудного" отражает преимущественно мнение о нём родителей и педагогов, а не его конкретные психофизиологические характеристики. В современной психолого-педагогической литературе трудными обычно называют тех детей, чьё поведение резко отклоняется от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому используется также синоним "трудновоспитуемые дети", т.к. они наименее склонны следовать педагогическим предписаниям и проявляют крайнюю невосприимчивость к традиционным педагогическим воздействиям. Различные нарушения поведения, из-за которых детей относят к трудным, возникают либо вследствие нервно-психических отклонений, подлежащих медицинской коррекции, либо _ чаще _ вследствие неблагоприятного сочетания факторов и условий личностного развития. В каждом индивидуальном случае от педагога требуется тщательная работа по анализу и оценке причин отклонений и разработке мер их устранения и преодоления.
Так пишут в педагогических и психологических словарях. Все мы их читали. Но давайте в этой проблеме разберёмся на примерах. Если спросить, кто такие трудные, то каждый ответит по-своему. Давайте вместе разбираться. С какими же трудностями мы можем столкнуться?
Думаю, что мы также не застрахованы и просто от невоспитанных и бескультурных детей. На мой взгляд – это самый жестокий и беспощадный тип детей. Влиять на них почти нечем: ни ваше внимание и хорошее отношение, ни значимость в школе, ни кружковая работа, ничего из этого не сможет организовать такого ребёнка. Но безвыходных ситуаций не бывает. Единственное и безпроигрышное средство – это ваш авторитет.
Проявите себя сильной личностью – сможете найти контакт с ребёнком. Пойдёте на поводу – ребёнок завладеет вами. Главное твёрдость и характер.
Поверьте, «трудный» ребёнок может оказаться из любой социальной группы. Он может иметь родителей, быть весьма обеспеченным и при этом быть «трудным».
Трудным ребёнком может быть любой. А ваше поведение должно быть чётким и спланированным. Вы должны держать всё под контролем, или делать такую видимость. Чтобы ребёнок знал и чувствовал рядом с собой личность, то есть вас. Пусть он думает, что вы можете просчитать его на несколько шагов вперёд.
Ну вот, пожалуй, что я могу написать из личного опыта. Присоединяйтесь к дискуссии!!!